На главную страницу

Сотрудничество лесничества и юннатовБольше двадцати лет Угличское лесничество сотрудничает со Станцией юных натуралистов Дома детского творчества, поддерживая всевозможные экологические мероприятия, акции и конкурсы, посвящённые лесной тематике.

Поддержание искреннего интереса ребят к родному краю, воспитание бережного и внимательного отношения к лесу, расширение знаний и навыков, необходимых для его охраны, – всё это реализуется в образовательной экологической программе «Обитаемая планета». Школьники узнают много интересных фактов и историй из жизни птиц, зверей, пресмыкающихся, живущих в полях, лесах и водоёмах, изучают мир растений Ярославской области.

Ежегодно дети участвуют в экологической акции «Птичья столовая», помогая пернатым друзьям пережить холодное и голодное время года. Они изготавливают и развешивают кормушки, подкармливают птиц зимой, наблюдают за ними, фотографируют.

Улица Петербургская. Фото нач. ХХ в.

Существует немало элементов, определяющих характерный образ города. Можно назвать природный ландшафт, протекающие реки, особенности застройки, формирующие облик градостроительные доминанты и многое другое. Ещё более велик список рядовых предметов, окружающих нас в повседневном быту. Среди возвышенного и будничного огромная роль принадлежит топонимике, ведь любое место города имеет название – как административное, так и бытовое. Обширный список простирается от магазинов и автобусных остановок до улиц и площадей. Топонимика представляет значительный культурный пласт, напрямую связанный не только с топографией, но и с историей, правда, в нашем случае простирающейся не дальше новейшего времени.

Такой древний город как Углич имеет весьма давние и богатые традиции топонимики. Сравнительно небольшая «крепость городовая» – кремль – едва ли обладала обширной системой названий, но вот окружающее пространство – торговая площадь, посад и слободы – это неисчерпаемый кладезь, неразрывно связанный с давним бытом и языковыми нормами.

Картину продали за $ 1,6 млн.Аукционный дом Sotheby's на осенних торгах в Лондоне продал предметов русского искусства на общую сумму $23,4 млн.

Общая выручка от продажи картин русских художников составила $18,7 млн. Топлотом стала картина «Сферический супрематизм» русского авангардиста Ивана Клюна. Её купили за $6,3 млн., хотя начальная оценка лота составляла $3,2-4,5 млн. Натюрморт Михаила Ларионова продан за 1,9 млн. долларов, а «Древний град Углич» пейзажиста Константина Юона – за $1,6 млн. По словам представителя аукционного дома, этот результат стал самым высоким за последние пять лет.

Общий объём продаж предметов декоративно-прикладного искусства составил $4,6 млн. Здесь самым дорогим стал складень, триптих икон, сделанный на рубеже XIX и XX веков в ювелирной мастерской Ивана Хлебникова. Его продали за $715 тыс., что в четыре раза больше его начальной цены.

На конференции были гости из-за рубежа21-22 ноября в музее состоялась традиционная с 90-х годов ХХ века научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города». Её название подтверждает, что музей – это не только исторические раритеты и произведения искусства. Без сомнения, современный музей присутствует во многих сферах социального и культурного бытия наших городов.

Этим проблемам были посвящены 26 разнообразных докладов и сообщений музейных сотрудников, педагогов, историков, краеведов, работников сферы туризма. Они затронули вопросы изучения и атрибуции музейных предметов, краеведения, выставочной деятельности, работы с туристами, музейной педагогики, истории страны и её символов. На конференцию приехали гости из соседних Ярославля, Ростова, Кашина, Мышкина и не очень близких Екатеринбурга, Сыктывкара и Москвы. Среди стендовых докладов были представлены исследователи из Петербурга и Белоруссии.

15 ноября в Болтинской средней школе Рыбинского района состоялись XIV межмуниципальные краеведческие чтения для обучающихся 5-11 классов. В чтениях, которые проходили как конкурс, с присуждением призовых мест, принимали участие около 140 человек из Рыбинска, Рыбинского района, Тутаева, Некоуза и Углича.

Углич представляли ребята краеведческого клуба «Алатырь» Дома детского творчества. Угличане участвовали впервые.

Мне приходится не раз за год сопровождать юных краеведов на конференции и конкурсы различного уровня. После посещения Болтинской школы хочется отметить хорошую организацию принимающей стороны, тёплое, душевное отношение и к детям, и к руководителям. Отрадно видеть лояльных, доброжелательных, чутких членов жюри, которые отметили и похвалили каждого выступающего, а пожелания об исправлении недочётов, уточнений и внесении изменений в исследовательские работы школьников были озвучены в виде доброго совета. Позитив шёл от всего педагогического коллектива школы, в первую очередь от директора Ирины Владимировны Рыбаковой. После такого радушного приёма думаю, что мы теперь ежегодно будем посещать Рыбинскую землю, тем более что результат выступлений наших детей очень порадовал.

Н.В. Можаева возле могилы своего деда в г. Мюнстер (Германия)Идёт подготовка к юбилею – 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2020 год Президентом России объявлен Годом памяти и славы.

Дотошный Пашка

Друг моего детства Павел Липский до восьмого класса учился в Заозерской школе, пока его мама, Нина Васильевна, зарабатывала квартиру в Москве, трудясь на металлургическом комбинате. Растила и воспитывала Павла бабушка – Зинаида Николаевна Можаева. Растила, что называется, без сюсюканья. Опыт воспитания и привития уважения к труду у бабы Зины был огромный – не одна сотня ребятишек детского дома прошла через её руки ещё в военные годы, научившись шить и вязать, стирать и готовить, то есть всему, что нужно человеку, оставшемуся без попечения родителей. Баба Зина жила скромно и очень экономно. В то же время тарелка супа, если время обеда заставало меня у Пашки дома, доставалась и мне. Вечерами баба Зина постоянно рукодельничала, напрягая зрение, и рано ослепла, сохранив при этом светлейший ум и память до самой смерти, лучше её историю села не знал и не знает никто. Она оставила о себе добрую память в душах детдомовцев и односельчан. Страшно жалею, что мало с ней общался, повзрослев.

Экспозиция – инсталляция – «перформанс»Минувшим летом в частной художественной галерее «УГЛЪ» прошла выставка работ творческой династии художников Спасоломских-Кирсановых. И вот теперь – новая встреча с загадочным Театром Татьяны Спасоломской: по инициативе галереи запустился новый совместный творческий проект художницы и Угличского историко-художественного музея, реализовавшийся как невиданная в древнем городе экспозиция – инсталляция – «перформанс» объектов, занявшая полтора зала в главном художественном выставочном центре Углича.

В рамках Года театра музей развернул большую выставку из своих фондов, посвящённую Угличу театральному – истории театров и артистов города на Волге за три с небольшим века существования в России европейского театрального искусства. Театры усадебные у богатых помещиков, театры городские и частные «блестящего пятидесятилетия» между освобождением крестьян и 1917 годом, театральная жизнь в городе в советские и постсоветские годы – всё, что отложилось в театральных фондах музея, впервые столь системно представлено в этих залах: театральные костюмы и портреты артистов разных веков, афиши, реквизит, программы, фотографии, газетные публикации. Подобная академическая выставка из фондов – событие, что называется, «для посвящённых». Экстраординарным «гвоздём» всей программы стало включение в неё поразившего Углич год назад творчества Татьяны Спасоломской – известной театральной художницы и представительницы яркой творческой династии, выступающей в различных родах и жанрах современного российского искусства.

Московская улица. Галереи торговых рядов. Фото рубежа XIX-XX вековЗастройка и планировка исторической части Углича являются важной частью местного культурного наследия. Старинные улицы и площади, выдающиеся памятники архитектуры и объекты рядовой застройки в первую очередь определяют облик города, отражают его многовековую историю и память о выдающихся личностях. Любой город – динамичный организм, подверженный изменениям, переживающий как положительные, так и негативные процессы. По вышеперечисленным причинам рассмотрим несколько важнейших, определяющих мест Углича – выявим проблемы и возможные перспективы.

Статья озаглавлена «Образ старинного города» – это неслучайно. Как и во многих других провинциальных малых городах, наивысшая точка развития архитектурной среды Углича, увы, находится в прошлом. Старинные фотографии, рисунки и картины доносят из вековой глубины облик города XIX – начала XX столетий, сформированный творческими усилиями поколений угличан. На редкость логичный, совершенный и продуманный, впитавший глубинное понимание природных пейзажей и лучшие достижения отечественной архитектуры. К сожалению, те красота и совершенство немало пострадали в трагических перипетиях ХХ века, унёсших слишком многое, радикально переменивших все прежние пути развития. Активное созидание советской эпохи в большинстве случаев было сугубо утилитарным. Эстетические принципы проявлялись эпизодически и зачастую характеризовались отсутствием преемственности даже в рамках своей эпохи.

А.В. Дерюгин с однополчанами. 1940-е гг.«На той войне незнаменитой» – так написал советский поэт Александр Твардовский о финской войне. Большие потери, неудачные операции. На Западе войну называют Зимней – она длилась одну зиму, с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940-го.

Угроза большой войны была реальной. Перед СССР встала задача – обезопасить свою территорию с севера на случай войны, потому как наиболее уязвимым местом была советско-финляндская граница в районе Ленинграда: она проходила всего в 32 километрах от города на Неве.

Наступление частей Красной Армии началось на территории от Финского залива до берегов Баренцева моря. Бои были тяжёлыми и кровопролитными. Блицкриг не получился – армия застряла в заснеженных лесах и болотах финской обороны. Часто слаженность советских войск и управление ими не выдерживали критики. Лишь один пример из докладной записки Берии Сталину от 14 декабря 1939 года: «В прибывшем пополнении 363-го батальона связи 30 машин требуют ремонта, а 500 человек одеты в летнюю форму одежды…»

Попытка первого прорыва финских укреплений линии Маннергейма оказалась неудачной. После генерального наступления 11 февраля 1940 года линия была прорвана, что предопределило исход войны. Начались переговоры о мире.

Углич: лицо и физиономияВ августе мы опубликовали результаты сбора предложений по выбору территории для подачи на конкурс «Исторические поселения и малые города». Горожане выбрали парк Победы. В сентябре в рамках анкетирования, общения со школьниками и проектной сессии по сбору предложений по определению функций территории и мероприятий по благоустройству в парке стало понятно, что в Угличе назрело очень много проблем, касающихся комфортности нашего города. Все предложения были очень логичны и правильны, но жители хотели воплотить свои мечты на территории небольшого парка. Все были озадачены, ведь из них необходимо было составить техническое задание на проектирование для архитекторов.

Медаль в память взятия двух шведских кораблей в устье Невы. «Небываемое бывает». 1703 г.Память славных событий, побед, выдающихся личностей отражена на страницах книг и в разнообразных монументах. Но, помимо письменных известий, архитектурных и скульптурных сооружений, им посвящены и произведения медальерного искусства. В нашем понимании медали – это чаще всего награды, закреплённые на пятиугольной колодке, знак подвигов и заслуг. Но, кроме наградных, существуют и настольные памятные медали. Правда, в современных реалиях их значение не столь велико. Памятные медали давно превратились в обычные сувениры, могут служить ценными подарками и объектами коллекционирования. Их сегодняшнее значение – лишь тень прошлого.

Было время, когда медали являлись одними из важнейших средств государственной пропаганды. Сюжеты и надписи для них порой сочиняли императоры. Над их обликом трудились лучшие художники монетных дворов. Государи и вельможи заводили в своих дворцах мюнцкабинеты, где наряду с редкими и древними монетами хранились обширные собрания памятных медалей. Они нередко служили дипломатическими подарками, в торжественно-лапидарной форме сообщая иностранным правителям о победах и достижениях, отражая величие государства.

Посетил Джанни Родари и урок труда, где писателю вручили выпиленного детьми из фанеры и расписанного красками Чиполлино40 лет назад, осенью 1979 года, гостем Углича был известный итальянский писатель-сказочник Джанни Родари. В Советском Союзе его знали все: и взрослые, и дети. Его стихи и сказки получили самое высокое признание в 1950-х годах в нашей стране и только затем, на родине, в Италии, а потом и во всём читающем мире.

В 1970 году Родари был отмечен самой почётной наградой в области детской литературы – Международной премией имени Ганса Христиана Андерсена. На его сказках выросло не одно поколение. В каждой детской библиотеке были его книги, выпускались пластинки. На новогодних ёлках можно было увидеть игрушку Чиполлино. По его сказкам по радио и на сценах детских театров ставились спектакли.

Писатель не говорил по-русски, поэтому его сопровождал молодой переводчик. Джанни Родари мечтал собрать в СССР материал для новой книги о советских детях. Он попросил, чтобы для этого его направили в какой-нибудь провинциальный город, где дети ведут себя проще и естественнее, чем столичные. И выбор пал на Углич. В горкоме КПСС совместно с городским отделом народного образования писателю составили программу встреч.

Дворец культуры сейчас является главной концертной площадкой района. В год здесь проходит свыше 700 мероприятий, более 1700 жителей города и района занимаются в клубах и коллективах9 ноября состоялся яркий праздник, посвящённый 45-летию Дворца культуры. Почти полвека Дворец культуры остаётся излюбленным местом отдыха наших жителей, потому в день празднования юбилея Дворец принимал в своих стенах всех тех, кто так или иначе касался его жизни. И, несмотря на то, что Дворец многократно менял своё название, угличане любят его за то, что все эти годы он собирает самые яркие таланты и дарит радость своим зрителям.

В этот день в фойе Дворца развернулась выставка достижений – кубки, грамоты, сертификаты за призовые места творческих коллективов на международных, всероссийских и областных фестивалях и конкурсах. Представлены фотографии работников Дворца культуры, яркие моменты праздничных мероприятий.

Современный облик Дворца культуры и его историю создают люди: работники учреждения, многочисленные участники творческих коллективов, их родители и, конечно, зрители. В зале собрались те, кто уже не молод и помнит Дворец в первые годы работы.