На главную страницу

Фрагмент южного фасада Смоленской церкви. Рисунок Н.Я. Тамонькина. 1940 г.Давние столетия истории Углича сохранили немного документальных материалов. В страшном огне Смуты погибло большинство архивов XVI века. По этой причине и по ряду других обстоятельств яркая, насыщенная жизнь того времени ныне представляется схематичным вакуумом, очерченным лишь несколькими событиями. От XVII столетия дошли значительно более многочисленные материалы, но уцелело крайне мало документов, касающихся создания архитектурных памятников. Тем ценнее редкие свидетельства, приоткрывающие завесу прошлого.

18 марта 1689 года была заключена рядная запись между игуменией Богоявленского монастыря Еленой и артелью мастеров, принявших обязательство за пятьсот рублей «зделать церковь каменную во имя чудного Богоявления Господня один престол». В документе приводится поимённый список мастеров – угличане, посадские люди Артемий Данилов сын Птицын, Иван Иванов сын Русинов, Иван Елизарьев сын Кисельников, Устим да Клим Васильевы дети Шкурятевы, Степан Парфентьев сын Шапошник, Тимофей Фёдоров сын Братцов, Михайло да Филипп Васильевы дети Устюженцевы, Аника Ивлев сын Чупрунников, Дементий Патрикеев сын Булгаков.

Судьба распорядилась так, что уцелел текст подрядной записи именно на работу угличских мастеров. В результате мы знаем, что в городе были талантливые зодчие, способные создавать великолепные выразительные произведения, украшающие пейзаж на протяжении более трёх столетий. Небезынтересно найти дополнительные сведения о перечисленных людях. Главой артели, несомненно, был Артемий Данилов сын Птицын, но о нём, к сожалению, не удалось встретить каких-либо упоминаний.

Он свой, деревенский!Вот, говорят, в деревнях ничего не происходит. Жизнь в них как будто замерла в однообразии каждодневных сельскохозяйственных забот – так считают горожане. Или даже так: «В деревнях остались одни пьяницы да неудачники!» – эту фразу, между прочим, пришлось слышать в стенах Ярославской областной Думы(!). Чем тут городскому хулителю возразить? Жизнь в деревне, конечно же, предполагает немалый физический труд, но и ярких, интересных событий – уж поверьте – хватает! Как и ярких, самобытных и очень талантливых людей.

Скажем, рождение книг, в выходных данных которых значится «село Ордино» – это ли не чудо?! Сразу две новые из-под пера Павла Николаевича Голосова увидели свет в этом году: книга стихов называется «Край мой берёзовый», а записки краеведа – «История Нижней Кадки».

Павел Николаевич для кацкарей – «наше всё». Он плоть от плоти свой, деревенский. Так же, как и все, заготавливает на зиму дрова, таскает в вёдрах с колодца воду, копает огород, косит траву, а был помоложе – держал и корову. Он из тех, про кого поговорка: «Где родился, там и пригодился». Своему родному Кацкому краю Павел Николаевич сгодился сначала как школьный учитель, потом как секретарь парторганизации колхоза, затем снова как учитель и директор школы. Сельский интеллигент, который и физического труда никогда не чурался (потому что «сельский»!). Ну вот пример: когда в колхозе недоставало комбайнёров, сам сел за руль комбайна и создал звено, которое не только в родном хозяйстве всё сжало, но и соседним помогло.

Стать авторами коллекционных новогодних открыток смогут школьники от 7 до 17 лет из Ярославской области. Для этого им необходимо принять участие во всероссийском конкурсе «Нарисуй «Ёлку Победы», который подготовили Музей Победы, Почта России и благотворительный фонд Оксаны Фёдоровой «Спешите делать добро!». Ребятам предстоит пофантазировать на тему новогоднего праздника победного 1945 года. Конкурс приурочен к 75-летию первой фронтовой Ёлки Победы.

Изображения должны соответствовать времени и передавать атмосферу подготовки к празднику. Рисунки могут быть созданы на основе рассказов прабабушек и прадедушек или по фотографиям из семейных архивов. В случае, если в основу открытки легла семейная история, конкурсант может приложить к рисунку рассказ об изображённом событии.

О русском дыро-заплатном бытииЖивя в одном из малых туристических городов России, я нередко слышал выражение «город-музей». Это говорят и о Мышкине, и о Плёсе, и, конечно, об Угличе и Суздале. Хорошо понимаю, что это определение является слишком сильным преувеличением действительно существующего. Городов-музеев в России нет и, очевидно, никогда не будет. (Это вам не Санта-Фе в Америке…) Но речь не об этом, а о том, что в основе приведённого мною преувеличения всё-таки есть некоторые основания. И главным из них является множество имеющихся в них музеев. Самых разных и самых необыкновенных. Да и разве только в них?

Необычностей музейного толка появилось немало и в сельской округе таких туристических городов. Вот, например, в угличском Заозерье создаётся Музей «маяков», то есть давних «младших менеджеров» местной торговли. В мышкинском Охотине действует Музей крестьянина-отходника. И примеров таких интересностей сегодня немало. Но, кажется, пальму первенства по яркой необычности создаваемых ими музеев держат краеведы мышкинского села Учма. На их счету целый ряд экспозиций, способных поразить своей нестандартностью. (Например, чего стоит просто необычная экспозиция «Старухи – о любви»!) Но в моём представлении по своей небывалости вне всякой конкуренции стоит Музей дыр и заплат, созданный ими в заволжской деревне Кирьяново (находится, примерно, в 10 километрах от Углича по Рыбинской дороге).

Это удивительное творениеОтрадно, что в № 39 газеты «Угличанин», который был полностью посвящён 345-летию создания архитектурного ансамбля Воскресенского монастыря, рассказывалось и о произведениях художников мирового уровня, столичных и местных (статья Аллы Ленгвенс «Монастырь – источник вдохновения»). Это удивительное творение древних зодчих, конечно, никого не оставляет равнодушным.

При моём первом знакомстве с Угличем в далёком 1975 году Воскресенский монастырь произвёл на меня сильное впечатление, хотя был бесхозный, заброшенный, но стоял крепко. Тогда можно было свободно войти на галерею, откуда открывался замечательный вид на деревянные постройки, церковь Рождества Иоанна Предтечи. Внушительный по размерам, он, тем не менее, живописно вписывался в окружающую среду.

При его сегодняшнем прекрасном состоянии всё же сожалею о серебристых куполах. Ещё совсем недавно, когда не было монастырской стены, я увидела при прогулке солнечным мартовским днём, как длинные тени от деревьев, как синие дороги, пролегли до самой церкви. Благодаря тому, что был с собой фотоаппарат, удалось это запечатлеть. Но, увы, на фото всё получилось не так, как воспринимает человеческий глаз. Хорошо, что мы с подругой – художницей Любой Скворцовой – пришли и написали по небольшому этюду. А вообще с коллегами мы время от времени проходим по любимым точкам нашего города, и каждый раз обязательно находим что-то новое в этих, казалось бы, привычных видах с прекрасными храмами – гордостью Углича.

Успенская «Дивная» церковь в период реставрацииТема архитектурных памятников Угличского края является одной из важнейших для местной истории, содержит множество интересных аспектов и неисчерпаемые возможности для новых открытий. Ранее уже писалось о работе в нашей местности балахнинских и ярославских мастеров, в основном определявших каменное строительство в конце XVIII – середине XIX веков. Помимо них, были и угличские мастера – каменщики и кирпичники, – также принимавшие подряды на строительные работы, оставившие значительное наследие. Им посвящена данная статья.

Во второй половине XV – XVI веках в Угличском крае было достаточно развито каменное строительство. Известны каменные Спасо-Преображенский собор и княжеский дворец в кремле, храмы Покровского, Алексеевского, Николо-Улейминского монастырей. На посаде в XVI столетии существовала, по меньшей мере, одна каменная жилая постройка – палата на дворе Ефрема Малафеева сына Толмачёва, на Воскресенской улице, упоминаемая в 1572 году. Очевидно, к исходу XVI века в Угличе сформировались уже собственные артели мастеров. Так, по сведениям Угличского летописца, между Камышевым и Греховым ручьями находилось несколько ремесленных слобод, где, в числе прочих, проживали каменщики и кирпичники. В описании Углича 1620-х годов значатся одиннадцать дворов каменщиков и кирпичников на Федотовой, Окишовой, Ильинской, Сарайской улицах, в Дурасове переулке – «белые» дворовые места, освобождённые от податей. Мастера были записными – находились в ведении учреждённого в 1580-х годах Приказа каменных дел. В их обязанность входило по предписанию государства выполнять различные казённые работы. Правда, в Смутное время места запустели, некоторые мастера погибли или покинули город.

Свияжск. Гравюра XVIII векаЭта дата не отмечена красным цветом в наших календарях, и помнят о ней или специалисты-историки по отечественному средневековью, или убеждённые татарские националисты. И тех, и других, впрочем, не слишком много. Возмущение побеждённых оставим на их совести, а вам, дорогие друзья, напомним, что же случилось в нашей стране 15 октября 1552 года и какое имеет к этому отношение Углич.

Именно в этот день окончательно пало Казанское ханство, пало под мощным ударом русской армии во главе с Иваном IV Васильевичем, молодым тогда ещё великим московским князем, ещё не царем, ещё не Грозным. Пало после столетий вражды со своим близким соседом – Русью, пало после многочисленных попыток и Ивана III, и его сына Василия III решить разными способами эту застарелую проблему нашего государства. Там было всё: и «вечный мир и дружба» между нашими народами, и вероломные предательства татарских правителей, были многочисленные войны с разной степенью успеха с той и другой стороны – историки только за начало XVI века насчитывают свыше сорока грабительских походов казанских татар на Русь.

«Любите ли вы театр?» – эта знаменитая фраза прозвучит в Красном зале Угличского кремля на традиционном праздничном вечере, посвящённом Году театра в России. «Ночь искусств» в музее представит выставку «Среди кулис, среди теней…» о театральной и музыкальной жизни Углича в ХIХ-ХХI вв. Вечер откроется фортепианным концертом. В исполнении пианиста Артура Юдина, лауреата всероссийских и международных конкурсов, студента Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, прозвучат классические произведения. Ярким событием станет представление старинного музыкального инструмента – хаммерклавира. «Из тени – в свет» – из фондов музея инструмент начала ХIХ века выведен в экспозицию отдела «заБЫТое искусство. Вещь и шедевр», отреставрирован и ТОЛЬКО В ЭТОТ ВЕЧЕР мы услышим, как звучали в своё время произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Театр. Композиция – «Ленин с нами» Народного театра УЧЗ. Актёр – рабочий завода Олег ВолковНа торжественной церемонии открытия Года театра в России в первом русском – в Ярославском академическом театре имени Фёдора Волкова посчастливилось побывать нам, троим сотрудникам Угличского музея. Грандиозное зрелище, академические и современные номера в исполнении знаменитых солистов, приветствие президента – впечатление незабываемое! В фойе и на сцене театра в невероятном количестве знаменитые лица – режиссёры, актёры…

С вдохновением взялись мы за создание выставки, посвященной театру, музыке в жизни Углича, маленького города, но в истории которого было столько ярчайших моментов. Такие моменты нашлись и в этой теме – театр. В фондах музея оказалось немало документов, фотографий, мемориальных вещей, связанных с угличской театральной жизнью.

Оксана Кондрашова, депутат Муниципального Совета г. Углича, в европарламенте встретилась с сенатором от Ярославской области Игорем КаграманяномНациональный совет детских и молодёжных организаций проводил открытый набор на учёбу для молодых парламентариев. Было подано 350 заявок со всей страны. Они отобрали 20 человек, в том числе и Оксану Кондрашову, депутата Муниципального Совета г. Углича, студентку ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Сегодня она решила поделиться своими впечатлениями от поездки в Страсбург. Предоставляем ей слово.

Средневековое прошлое и современное настоящее

Бродя по улицам, где дома похожи на пряничные домики, чувствуешь себя, как на съёмочной площадке фильма вокруг декораций. Кругом рестораны, бары, кафе, люди сидят на улице и разговаривают... Пытаясь найти место, где можно поесть, мы (нас было восемь человек) прошли несколько улиц, заглянули в собор, видели много памятников и разных государственных учреждений, но нигде не было еды. С 14 до 17 часов здесь можно только выпить... дада, только выпить. Мы нашли местную уличную забегаловку, которая в моём сознании именуется как «ларёк с булками и сладостями», купили большой бутерброд (это была чиабатта с курицей) и пообедали. Ах, да, ещё было вкусное пиво.

Страсбург является идеальной остановкой между Францией и Германией, совмещая удивительным образом средневековое прошлое и современное настоящее. Считается, что Страсбург – это невероятный готический собор, узкие улочки и фахверковые дома Гранд-Иля, каналы и изумительная кухня (хотя для меня это спорное суждение – честно говоря, я не в восторге от кухни). Кроме этого, город является парламентской столицей Европы: здесь заседает Европейский парламент, про который расскажу позже.

Государственный кредитный билет 5 рублей. 1884 г. (оборот)В обширном ряду предметов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, значительное место занимают бумажные денежные знаки. За более чем два столетия бытования они постепенно стали основой денежной системы. Именно с ними ассоциируется само понятие «деньги». Конечно, в обращении присутствуют и монеты, но мелкие разменные единицы, коллекционные экземпляры и инвестиционные монеты из драгоценных металлов являются скорее данью традиции, малозначительным и редким дополнением денежной системы.

В наше время получил широкое распространение безналичный расчёт, различные пластиковые карты и электронные платежи, снижающие значение привычных купюр. Когда-то столь же важным нововведением, ломающим привычные стереотипы, стало введение бумажных денег, заменивших самоценную звонкую монету. Это был своеобразный аналог современного безналичного расчёта. О многих интересных фактах истории становления отечественной денежной системы может поведать собрание бонистики Угличского музея.

Сила искусстваГород Углич – настоящий сказочный ларец талантов. Здесь живут интересные, творческие люди, работающие в разных прикладных и художественных направлениях. Поэтому каждая новая выставка из работ угличских художников, фотографов, прикладников – всегда яркая, запоминающаяся страница в культурном наследии края.

Углич не замыкается на своих талантах и всегда рад новым знакомствам извне. Приятно констатировать, что у Дворца культуры и Дома дружбы сложились многолетние творческие связи с Союзом художников РФ (Ярославское отделение). В начале этих творческих контактов были консультации по проведению выставок, правильному оформлению картин, дружеские встречи на наших творческих площадках. С 80-х годов прошлого века угличских художников стали приглашать для участия в областных выставках. Последние годы ярославские художники активно выставляются в Угличе.

В августе проект «Ваш выход» Дворца культуры стал победителем всероссийского конкурса социальных проектов «Активное поколение», проводимого благотворительным фондом «Добрый город Петербург». В рамках проекта на базе Дворца культуры с привлечением лучших специалистов для людей возраста 50+ проходят театральные, вокальные и хореографические мастер-классы.

30 сентября на праздничном мероприятии клуба «Дети войны» состоялся премьерный показ театральной миниатюры «Встреча» участников студии «Ваш выход». На протяжении двух месяцев шли репетиции, режиссёр Елена Крышина готовила артистов к долгожданной премьере. За сценический азарт, яркую актёрскую игру и художественное воплощение образа в проекте «Ваш выход» всероссийского конкурса «Активное поколение» благодарности вручили Анне Михайловне Лысых и Галине Юрьевне Глузгал.