На главную страницу

Весной этого года в нашу библиотеку записался новый читатель. Предпочтения его были сразу отданы периодическим изданиям. Впоследствии выяснилось, что связано это с профессиональным занятием. Читатель оказался… писателем. Живёт в Угличе около двух лет. Очень доволен своим выбором и с большим интересом изучает историю города.

Дмитрий Кукоба – автор сборника «Ля, Бешбармак и очень короткие рассказы». Эта книга – некий социальный срез на стыке веков в диалогах, мыслях, чувствах и движении. Героям открываются истины в церкви («Ливер»), они переоценивают ценности («Гранёные стаканчики»), плетут интриги и выносят приговор по телефону («Ля»), определяются с личным выбором («Мышка»). Создаётся впечатление, что со всеми ими автор был знаком. Это придаёт рассказам достоверность.

Реинкарнация музея «Чайка»В редакцию газеты стали поступать звонки от угличан, обеспокоенных закрытием музея часов «Чайка» – музея важной исторической эпохи города. Стало известно, что он больше не будет располагаться по прежнему адресу. Сложившуюся ситуацию комментируют генеральный директор ООО «Компания Анлина» Александр Андрияш, депутат Ярославской областной Думы Алексей Ясинский и бывший работник «Чайки» Виктор Бородулин.

Александр Андрияш, генеральный директор ООО «Компания Анлина»:

– Речь идёт не о закрытии, а о перенесении музея. Причина – планируемый ремонт и реконструкция здания бывшей проходной. Будет логично, если музей, связанный с такой важной частью истории Углича, расположится ближе к туристической части города – в центре. В старом помещении есть проблемы и с коммуникациями, поэтому, чтобы музей был красивым, уютным и конкурентоспособным, его целесообразно перенести в туристическую зону.

Иринин дарНедавно в Музее авангардного и наивного искусства «Авангард. Углич» мы смогли увидеть выставку нашего дизайнера газеты Ирины Ирхиной под незамысловатым названием «Обо всём на свете». Чудесные работы художника, фантазёра и немножко волшебницы восхитили, пожалуй, всех пришедших на открытие экспозиции. Оригинальное творчество Иры подкупает не только большим талантом, но и добротой. Персонажи Иры Ирхиной могут выйти только из её удивительных фантазий, её красочной души. Конечно, это не первая выставка в Угличе. Но на этой представлено достаточно много работ, большинство из которых предоставили друзья художника из своих домашних коллекций. В импровизированной экспозиции выставлены живописные работы с пейзажами Углича, графические иллюстрации к книгам, фантазийные монотипии и даже расписанный Ирой сундук.

Конечно, там представлены и примеры Ириного творчества как дизайнера. Именно она придумала макет журнала «Углече Поле» и сверстала практически все его номера. Кроме этого, она создавала и как иллюстратор, и как дизайнер настольную игру по истории Углича, а это была очень кропотливая работа.

Старинный посадский дом Буториных на Черенковой улице. При нём в XVIII веке находилось свечное производствоВ нашем городе в прежние времена бытовало немало промыслов и ремёсел, определявших особенности территории и обширные экономические связи. Таковыми были, например, кожевенное, полотняное, кузнечное производства. Были и другие, не игравшие столь значительной роли, но обеспечивавшие местные бытовые потребности. Без некоторых изделий в прошлом было невозможно обойтись. В таком качестве можно, например, отметить свечное производство. Данная тема представляется своевременной в пасмурную и промозглую осеннюю погоду, когда дни становятся всё короче, о летнем солнце и тепле остаются лишь воспоминания. В такое время небезынтересно проследить, чем наши предки освещали жилища до изобретения электричества.

Джильс Флетчер, посетивший Россию в 1588-1589 годах в качестве английского посла, в своей книге «О Русском Государстве» писал, что лучшее сало производилось «в областях: Смоленской, Ярославской, Углицкой, Новгородской, Вологодской, Тверской и Городецкой». Углич был назван в числе крупнейших поставщиков топлёного сала в Европу, а именно оно долгое время в основном служило для изготовления свечей. В Угличском крае при недостаточно плодородных землях было развито животноводство. Также при наличии многих церковных постов спрос на мясные продукты периодически снижался. В качестве ещё одной причины широкого экспорта в XVI веке можно отметить, что в России в то время сальные свечи ещё не получили значительного распространения – зажиточные люди пользовались восковыми, а бедные жгли берёзовую лучину.

Алексей Балабанов: «Я снял кино, а вам судить…»Да, людей мы в Музее авангардного и наивного искусства «Авангард У» очень ждали. Ждали на открытый показ фильма Алексея Балабанова «Морфий», снятого в далёком 2008 году в нашем провинциальном городе. Почему на открытый показ? Мы хотели дать возможность людям, которые были в массовке, рассказать об участии в столь необычном и творческом процессе, а зрителям – поделиться мыслями об увиденном. Мы ждали гостей и неравнодушных зрителей!

28 сентября состоялась интересное событие: просмотр и обсуждение фильма «Морфий». Конечно, это была робкая попытка прикоснуться к интеллектуальному, очень неоднозначному, но правдивому творчеству Алексея Балабанова. Отец Рафаил – друг и непосредственный участник создания нескольких фильмов режиссёра – убеждён, что такое кино нужно смотреть множество раз, открывая для себя новые и новые глубинные мысли автора. Действительно, по мнению некоторых кинокритиков, наши потомки об ушедшей эпохе будут судить именно по фильмам Алексея Октябриновича.

На международном форуме в Москве увидели и турпродукт из УгличаВсе наши замечательные города, входящие в знаменитый маршрут «Золотое кольцо России», относятся к туристической сфере очень серьёзно, ищут способы, как увеличить туристический поток, стараются улучшить городскую инфраструктуру, придумать новые интересные туробъекты. Журналисты тоже не стоят в стороне: тема туризма всегда находит место в газетах, на сайтах, в телесюжетах, в День туризма, который отпраздновали на днях, тем более. Недавно мы с коллегами из городов Золотого кольца побывали в специально организованном для нас пресс-туре на международный туристический форум-выставку «Отдых-2019».

В этом юбилейном, двадцать пятом форуме приняли участие тридцать пять стран мира, среди которых традиционно – Индия, Таиланд, Египет, Марокко, Китай и страны Европы, а также сорок один регион России, представившие свои туристические маршруты и проекты для российских и иностранных специалистов и потенциальных клиентов. От Ярославской области участвовали Ярославский художественный музей и Ростовский кремль.

Нам – 25!Как недавно всё начиналось! А уже – 25. Один теплоход «Шаляпин», одна автобусная фирма – и всё. Но я всегда говорила: «Курочка по зёрнышку». И за эти годы накопился большой объём работы. Более 100 тысяч туристов обслуживает наша фирма «Венец» за год. Но не от количества принимаемых нами гостей зависит успех, а от того, с каким настроением уезжают от нас гости.

Многие туристы (чаще российские) не раз бывали в Угличе. Наша фирма предлагает самые разнообразные программы. Если гости уже были в историко-художественном музее, то мы им предлагаем посетить Музей народной игрушки, музей «СамокатЪ» и другие. В наших программах задействованы все музеи и даже частные дома, куда залихвастый баянист зазывает гостей. Тепло и уютно «В гостях у русских». Течёт рекой домашний напиток, звучат песни. Довольны гости, рада хозяйка.

«Любите ли вы театр?» – эта знаменитая фраза Виссариона Белинского в Год театра особенно привлекательна. Угличский музей откликнулся выставкой «Среди кулис, среди теней…», которая откроется 1 ноября в выставочных залах старой Городской Думы.

Выставка представит страницы музыкальной, театральной жизни города и знаменитых угличан, вошедших в историю русского искусства. Среди них актриса театра графа Н.П. Шереметева Прасковья Ковалёва-Жемчугова (не совсем угличанка, но в угличской музыкальной традиции она наша), московский тенор Александр Бантышев, создатель сада и театра «Эрмитаж» в Москве Яков Щукин, ленинградский актёр и балетмейстер, создатель единственного в Советском Союзе физкультурного театра Михаил Бучкин, певица, народная артистка России, наша современница Евгения Алтухова.

С докладом «Загадки преподобного Кассиана» выступила Елена Наумова, жительница села Учма26 сентября открылся новый сезон краеведческих чтений. Тема заседания – «Святые земли угличской». В этот же день епископ Переславский и Угличский Феоктист посетил музей, осмотрел экспозиции и передал участникам заседания благословение.

С сообщениями выступили педагог, руководитель угличского отделения Общероссийской общественной организации «Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» Е.А. Резчикова, директор Учемского музея и учредитель Музея дыр и заплат Е.А. Наумова, служитель церкви царевича Димитрия «на поле» А.С. Гагарин, научный сотрудник Угличского музея Ю.Б. Куницына, зав. отделом краеведения в библиотеке им. И.З. Сурикова М.В. Шайдерова, коллекционер А.С. Буров.

Однажды 200 лет спустяУ Воскресенского монастыря по-своему уникальная история. Как известно, большинство монастырей было закрыто в советский период. Наша же обитель была упразднена в 1764 году, при Екатерине II, и стала приходским храмом. И хотя до революции в монастырских зданиях ещё теплилась церковная жизнь, но и она угасла после 1917 года. Поэтому можно считать, что настоящее возрождение монастыря началось спустя более чем 200 лет.

В 1999 году попечением и участием тогдашнего правящего архиерея архиепископа Ярославского и Ростовского Михея архитектурный памятник – Воскресенский монастырь – был передан в ведение Русской православной церкви и в нём возобновлён мужской монастырь.

Первый период становления прошёл под руководством архимандрита Виктора (Захарова), настоятеля прихода в селе Сергиевском Угличского района. Трудами батюшки и его сподвижников были очищены помещения (чего там только не было!), убрана прилегающая территория. Затем были проведены газ, электричество, водопровод, телефон, созданы элементарные условия для проживания. Но самое главное – уже в июне 2000 года состоялась первая Божественная Литургия. Появились колокола. А 1 октября того же года епископом Угличским Иосифом, викарием Ярославской епархии, был освящён храм в честь Смоленской Божией Матери.

Воскресенский монастырь со стороны церкви Рождества Иоанна ПредтечиЗдания Воскресенского монастыря были возведены на песчаном грунте. Недаром эта часть угличского посада в старину носила название Песочная слобода, а собственно территория монастыря занимала место Лужников, или Лужиц, где весной и в ненастье застаивались талые и дождевые воды. Из-за слабости насыщенного водой грунта начались просадки фундаментов. И уже в конце XIX – начале XX веков стены здания прорезали глубокие трещины. Северо-восточная глава Воскресенского собора накренилась к востоку. Бывавшие в то время в Угличе любители русской старины и искусствоведы отмечали аварийное состояние памятника древнего зодчества.

Его положение ещё более ухудшилось с постройкой ГЭС, заполнением водохранилища и засыпкой низовий Троицкого ручья. Поднявшиеся воды размягчили грунт в западной части города и ускорили процессы разрушения Воскресенского монастыря.

Монастырь – источник вдохновенияОдним из первых художников, кто обратился к Воскресенскому монастырю как к объекту вдохновения, был Николай Рерих. Николай Константинович посетил Углич в 1904 году.

Приезд столичных художников в провинцию всегда был необычным событием для местных жителей. Они толпами ходили за художниками, наблюдали, во что они одеты, что делают. Всё им было в диковинку. По воспоминаниям угличанина Петра Бучкина, столичные художники выглядели следующим образом: «Ранней весной в Углич приезжали странные на вид люди – в шапках, похожих на грибы, с длинными волосами. В руках они держали шкатулки. Глядели вдаль, неспешно переговаривались друг с другом». Рерих не хотел, чтобы ему мешали работать. Поэтому он пришёл в полицейское управление и попросил городового для сопровождения и охраны. Тот помогал носить художнику этюдник, отгонял любопытных. Николай Константинович написал в нашем городе Воскресенский монастырь, крыльцо церкви Рождества Иоанна Предтечи и церковь царевича Димитрия «на крови».

Прошлое обителиСреди архитектурных памятников Углича особое место занимает Воскресенский монастырь – выдающийся образец древнерусского зодчества, созданный в 70-х годах XVII столетия. Величественный ансамбль обители, осенённый пятиглавием и трёхпролётной звонницей, является одним из наиболее значительных элементов городского пейзажа, формирующих ни с чем несравнимый живописный облик Углича. В 2019 году исполняется 345 лет со времени создания архитектурного ансамбля монастыря, а потому есть повод обратиться к его истории.

Угличский Воскресенский монастырь предположительно был основан в XIII веке, но первое упоминание о нём относится ко второй половине XV века – в Житии преподобного Паисия сообщается, что на освящении каменного собора Покровского монастыря 1 октября 1482 года в числе многих почётных гостей присутствовал и «Воскресенский архимандрит Иона». Высокий сан настоятеля явно свидетельствует о немалом значении обители, о её древности. При этом в тексте Угличского летописца, составленного в конце XVIII века местным книжником Г.Д. Тихомеровым, сообщается, что Воскресенский монастырь был построен в 1512 или 1513 годах при угличском князе Димитрии Ивановиче Жилке (1505-1521). Если возможно признать истинность приведённых в этом тексте дат основания угличских монастырей, то можно предположить, что князь мог перестроить обитель, проявить участие к её судьбе, как, например, известны земельные пожалования Димитрия Жилки Воскресенской обители.