На главную страницу



Прошлое обителиСреди архитектурных памятников Углича особое место занимает Воскресенский монастырь – выдающийся образец древнерусского зодчества, созданный в 70-х годах XVII столетия. Величественный ансамбль обители, осенённый пятиглавием и трёхпролётной звонницей, является одним из наиболее значительных элементов городского пейзажа, формирующих ни с чем несравнимый живописный облик Углича. В 2019 году исполняется 345 лет со времени создания архитектурного ансамбля монастыря, а потому есть повод обратиться к его истории.

Угличский Воскресенский монастырь предположительно был основан в XIII веке, но первое упоминание о нём относится ко второй половине XV века – в Житии преподобного Паисия сообщается, что на освящении каменного собора Покровского монастыря 1 октября 1482 года в числе многих почётных гостей присутствовал и «Воскресенский архимандрит Иона». Высокий сан настоятеля явно свидетельствует о немалом значении обители, о её древности. При этом в тексте Угличского летописца, составленного в конце XVIII века местным книжником Г.Д. Тихомеровым, сообщается, что Воскресенский монастырь был построен в 1512 или 1513 годах при угличском князе Димитрии Ивановиче Жилке (1505-1521). Если возможно признать истинность приведённых в этом тексте дат основания угличских монастырей, то можно предположить, что князь мог перестроить обитель, проявить участие к её судьбе, как, например, известны земельные пожалования Димитрия Жилки Воскресенской обители.

Изначально монастырь располагался на низком пологом берегу Волги, при устье Троицкого ручья. Там его застали события Смутного времени. При одном из нападений на город войск польско-литовских интервентов обитель была разграблена и сожжена. При этом погибли архимандрит Лаврентий, шестьдесят человек братии и около пятисот укрывшихся горожан. Тем не менее монастырь вскоре был восстановлен. В дальнейшем его ожидала необычная судьба – Воскресенскому монастырю уделил значительное внимание ростовский митрополит Иона Сысоевич (1652-1690), по одной из версий происходивший из числа крестьян села Кабанова Угличского уезда. Оставшись сиротой, он поступил на службу в монастырь, а затем принял там иноческий постриг. В Угличском летописце приводится следующее описание событий:

Воскресенский монастырь. Вид с западной стороны. Акварель В.И. Серебренникова. 1840-е гг.«А строил его святитель ростовский Иона митрополит из своей архиерейской казны того ради, что он был преже того монастыря служитель, и по обещанию в нём постригся, и потом, добродетели его ради, был на Ростовской епархии митрополитом. …начат строити каменной монастырь тот Воскресенской, весь каменной. И церковь соборная высокая, над подклетах и на полатах многих, со обоими своды каменными же, и со пределы… и паперти вокруг и выходы – всё каменное же. Там же и вторая церковь, Смоленския иконы Пресвятыя Богородицы… И двои Святые ворота, в которые на лошадях не ездят, каменныя же. И на них вокруг, изнутри и снаружи, стенное писмо мастерское… А перенёс его вышеимённый Иона митрополит своим коштом за то, что весною вода потопляла от Волги много».

Писцовые книги города Углича 1674-1676 годов уточняют хронологию событий. Там при описании прежних деревянных зданий говорится: «Да в том же монастыре строят вновь церковь каменную Воскресения Христова в предел собор Архистратига Михаила, с другую сторону Якова брата Господня, на высоких папертях».

На тяблах иконостаса когда-то находилась надпись, сообщавшая, что соборная церковь была «построена лета 7182 (1674) г. маия в… день, при державе вел. Государя Царя и вел. кн. Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, верою и благим тщанием преосвящ. Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго».

Воскресенский собор по принятой датировке был возведён в 1674-1677 годах. Он является типичным для ярославской школы зодчества четырёхстолпным пятиглавым храмом на подклете, с галереей и двумя симметричными приделами. При этом важно учитывать, что первоначально собор был отдельно стоящим зданием, что хорошо заметно в районе примыкания звонницы по наличию введённых в её объём целостных арок южной части галереи. Лишь с течением времени возник необычный замысел свести воедино собор, монументальную звонницу и трапезную с церковью Одигитрии. Точная хронология событий неизвестна, но надо полагать, что вскоре после завершения к собору были пристроены два других здания комплекса – так был сформирован один из наиболее оригинальных и величественных ансамблей в русском зодчестве XVII столетия.

Вид Углича. Фрагмент акварели П. Зубова. Нач. XIX в.Монастырские здания имеют хорошую сохранность, тщательно отреставрированы, но их облик несколько отличается от первоначального. Необходимо отметить, что в рамках исконной дорегулярной планировки города монастырь был обнесён оградой, образовывавшей обширный четырёхугольник территории. Каменная стена высотой две сажени включала угловую башню и двое ворот. Последние были весьма значительными сооружениями – имели средний проезд, боковую калитку и верхний ярус в виде пятипролётной арочной галереи на круглых столбах. В 1810-х годах, при разбивке новых улиц, первоначальная ограда была разобрана, а южные ворота перестроены в Знаменскую часовню, которая представляла собой небольшое кубическое здание с классическим портиком. Были утрачены старинные кельи, хозяйственные постройки.

Заметно отличался и силуэт храмов. Так, над звонницей и церковью Преподобной Марии Египетской изначально находилась каменная глава, покрытая зелёной черепицей. О Воскресенском соборе в Переписных книгах 1702 года сообщается, что пять глав на нём «опаяны железом белым, на большой главе яблоко и крест медные позолочены, на меньших главах кресты железные, опаяны железом белым». Аналогичные главы с железными крестами, укреплёнными цепями, находились и над двумя приделами. Кровли храма, папертей и приделов были тесовые.

Таким образом, выясняется, что изначально храмы завершались типичными для XVII века выполненными из кирпича главами. Они были сравнительно небольшими, близкими сферической форме, мало выступавшими за линии барабанов. Такая оригинальная глава сохраняется на церкви Одигитрии. Соответственно, и первоначальный силуэт собора значительно отличался от привычного нам.

С течением времени, в 18121815 годах, старые каменные главы были разобраны и заменены железными, изготовленными по образцу Спасо-Преображенского собора. Работы осуществил ярославский посадский, мастер кузнечного цеха Василий Яковлев Рыбников. Брусковое, полосовое и листовое железо в основном было приобретено у угличского купца М.С. Сурина. Новые главы получили более значительные размеры и расширенную «пучинистую» форму. При этом существенно изменили облик храма.

Ещё более сложна история внутреннего убранства. Изначально образы для иконостасов и росписи каменных алтарных преград были выполнены артелью костромского иконописца Оксёна Ионина Попова. Это было традиционное убранство, гармоничное архитектуре храмов. В дальнейшем, в 17981818 годах, последовала замена первоначального пятиярусного тяблового иконостаса новым в классическом стиле, получившим сложную композицию и ярусы колонн, тонированных под малахит. Изготовил иконостас кашинский мастер Филипп Ермолаев сын Аркадьев, иконы были выполнены ярославским живописцем Андреем Денисовым, золочение и покраска – московским купцом Г.В. Машаровым. Как известно, росписи Воскресенского собора выполнил в 1865-1866 годах известный угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин. Клейма размещены на небесно-голубом фоне, обрамлены пышными орнаментами. Живописное убранство Смоленской церкви было существенно обновлено в 1851-1852 годах другим угличским живописцем – Андреем Ивановичем Ненастьевым.

Это, конечно, лишь малая толика работ, производившихся в храмах с участием различных мастеров. Всё перечисленное – отдельные эпизоды насыщенной событиями многовековой истории Воскресенской обители. Чего только она не повидала за свою долгую жизнь! И упразднение в 1764 году в ходе монастырской реформы, и функционирование в качестве приходского храма, закрытие и разорение в советский период, сложные и масштабные реставрационные работы, возрождение в начале XXI века. Отрадно видеть возвращение традиций и новую жизнь древних храмов.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №39 (645) от 02.10.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить