27.12.2019 13:18
Углич – город с богатейшей историей. У нас осталось, к счастью, много зримых свидетелей различных эпох, вихрем пролетавших над нашим «богоспасаемым градом». Один из этих свидетелей – набережная Волги, называвшаяся ранее Пушкинским бульваром. Это место обустроили угличане в 1899 году, отметив этим незаурядным событием – кажется, это был первый в нашей стране субботник – столетие великого поэта.
Есть интересный литературный оборот – «связующая цепь между прошлым и настоящим». Удивительно, но именно в нашем городе была именно такая цепь – не только как красивая фраза, но и как вполне осязаемый предмет. Конечно же, речь идёт о той легендарной цепи, которая многие десятилетия украшала и Пушкинский бульвар, и Волжскую набережную. А цепь эта досталась нашему городу как «артефакт» – да-да, модное современное словцо – от существовавшего на Волге несколько десятилетий туерного пароходства.
18.12.2019 16:24
Дети – народ любознательный. Но когда желание школьника узнать о чём-либо перерастает в настоящий глубокий интерес, то при поддержке и помощи взрослых может получиться хорошая исследовательская работа.
Большие возможности исследований заложены в краеведении. Через изучение истории и культуры родного края, через знакомство с жизнью земляков ребёнок не только учится любить свою Родину, а испытывает чувство гордости за неё. Важно, что это понимают и об этом задумываются педагоги и родители.
Некоторых ребят исследовательская деятельность так увлекает, что, начав заниматься краеведением в начальной школе, к старшим классам они достигают серьёзных успехов.
18.12.2019 16:07
Собрание Угличского музея включает множество уникальных экспонатов, повествующих об истории Отечества и Угличского края. Одно из первых мест в этом отношении принадлежит коллекции фалеристики, включающей значительное собрание памятных медалей. Ранее уже писалось о памятниках медальерного искусства, посвящённых событиям XVIII столетия. Теперь рассмотрим медали первой половины XIX века. Это время называют Золотым веком русской культуры. Тогда творили многие выдающиеся литераторы, художники и архитекторы; мореплаватели совершали значимые подвиги. А также это время испытаний, из которых страна выходила с честью, утверждаясь в числе ведущих мировых держав.
Начало XIX столетия – эпоха Наполеоновских войн. Грозные события оказали первостепенное влияние на развитие страны, отразились в культуре и общественных настроениях.
В первую очередь обратим внимание на медаль, посвящённую заграничному походу Русской армии 1813-1814 годов. Она была выполнена в 1835 году гравёром А. Лялиным на основе медальонов художника и скульптора Ф.П. Толстого. На аверсе помещён погрудный портрет императора Александра I в стилизованных доспехах древнерусского воина, с копьём и большим круглым щитом. По краю щита изображена сцена битвы под Лейпцигом. Портрет сопровождён надписью: «РОДОМЫСЛЪ ДЕВЯТАГОНАДЕСЯТЬ ВЕКА» – государь представлен в виде древнеславянского божества мудрости и войны. Сюжет реверса озаглавлен: «ПЕРВЫЙ ШАГЪ АЛЕКСАНДРА ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССIИ». Монументальная классическая аллегория имела следующее пояснение: «Александр Первый, облечённый силою и доблестию, на быстром коне, попирающем шипящих змей зависти и злобы, с обнажённым в деснице мечём и с Оком Провидения на щите, путеводимый мудростию и правдою, летит за предел России. Слава, подвиги Его увенчивать спешащая, едва вслед за ним успевает».
11.12.2019 12:34
В преддверии Нового года хочется верить в чудесные истории, ждать необыкновенных встреч и волшебных впечатлений.
Удивительная встреча состоялась – в музее в конце ноября, когда подводятся итоги, завершаются исследования, традиционно проходит научная конференция. Звучат умные доклады об исторических находках, об изучении музейных предметов, о серьёзных проблемах музеев в современном культурном пространстве. Среди научных сообщений была тема «Парижские фотографии 1930-х годов Фёдора Ивановича Шаляпина в фондах Угличского музея». Исследование оказалось очень интересным и неожиданно получило продолжение.
Две фотографии поступили в музей в 1968 году. Даритель неизвестен, нет никаких сведений в книге поступлений – главном документе музея – о новом экспонате. Снимки были сделаны в 1930-е годы в одном из парижских ресторанов. Уникальные фотографии вызвали особый интерес. Сразу возник вопрос: как же они попали в музей и какая связь между Угличем и Шаляпиным? История оказалась романтической, несколько авантюрной и вполне угличской.
11.12.2019 12:05
Существует немало элементов, определяющих характерный образ города. Можно назвать природный ландшафт, протекающие реки, особенности застройки, формирующие облик градостроительные доминанты и многое другое. Ещё более велик список рядовых предметов, окружающих нас в повседневном быту. Среди возвышенного и будничного огромная роль принадлежит топонимике, ведь любое место города имеет название – как административное, так и бытовое. Обширный список простирается от магазинов и автобусных остановок до улиц и площадей. Топонимика представляет значительный культурный пласт, напрямую связанный не только с топографией, но и с историей, правда, в нашем случае простирающейся не дальше новейшего времени.
Такой древний город как Углич имеет весьма давние и богатые традиции топонимики. Сравнительно небольшая «крепость городовая» – кремль – едва ли обладала обширной системой названий, но вот окружающее пространство – торговая площадь, посад и слободы – это неисчерпаемый кладезь, неразрывно связанный с давним бытом и языковыми нормами.
04.12.2019 14:29
21-22 ноября в музее состоялась традиционная с 90-х годов ХХ века научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города». Её название подтверждает, что музей – это не только исторические раритеты и произведения искусства. Без сомнения, современный музей присутствует во многих сферах социального и культурного бытия наших городов.
Этим проблемам были посвящены 26 разнообразных докладов и сообщений музейных сотрудников, педагогов, историков, краеведов, работников сферы туризма. Они затронули вопросы изучения и атрибуции музейных предметов, краеведения, выставочной деятельности, работы с туристами, музейной педагогики, истории страны и её символов. На конференцию приехали гости из соседних Ярославля, Ростова, Кашина, Мышкина и не очень близких Екатеринбурга, Сыктывкара и Москвы. Среди стендовых докладов были представлены исследователи из Петербурга и Белоруссии.
04.12.2019 14:11
Застройка и планировка исторической части Углича являются важной частью местного культурного наследия. Старинные улицы и площади, выдающиеся памятники архитектуры и объекты рядовой застройки в первую очередь определяют облик города, отражают его многовековую историю и память о выдающихся личностях. Любой город – динамичный организм, подверженный изменениям, переживающий как положительные, так и негативные процессы. По вышеперечисленным причинам рассмотрим несколько важнейших, определяющих мест Углича – выявим проблемы и возможные перспективы.
Статья озаглавлена «Образ старинного города» – это неслучайно. Как и во многих других провинциальных малых городах, наивысшая точка развития архитектурной среды Углича, увы, находится в прошлом. Старинные фотографии, рисунки и картины доносят из вековой глубины облик города XIX – начала XX столетий, сформированный творческими усилиями поколений угличан. На редкость логичный, совершенный и продуманный, впитавший глубинное понимание природных пейзажей и лучшие достижения отечественной архитектуры. К сожалению, те красота и совершенство немало пострадали в трагических перипетиях ХХ века, унёсших слишком многое, радикально переменивших все прежние пути развития. Активное созидание советской эпохи в большинстве случаев было сугубо утилитарным. Эстетические принципы проявлялись эпизодически и зачастую характеризовались отсутствием преемственности даже в рамках своей эпохи.
27.11.2019 09:18
«На той войне незнаменитой» – так написал советский поэт Александр Твардовский о финской войне. Большие потери, неудачные операции. На Западе войну называют Зимней – она длилась одну зиму, с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940-го.
Угроза большой войны была реальной. Перед СССР встала задача – обезопасить свою территорию с севера на случай войны, потому как наиболее уязвимым местом была советско-финляндская граница в районе Ленинграда: она проходила всего в 32 километрах от города на Неве.
Наступление частей Красной Армии началось на территории от Финского залива до берегов Баренцева моря. Бои были тяжёлыми и кровопролитными. Блицкриг не получился – армия застряла в заснеженных лесах и болотах финской обороны. Часто слаженность советских войск и управление ими не выдерживали критики. Лишь один пример из докладной записки Берии Сталину от 14 декабря 1939 года: «В прибывшем пополнении 363-го батальона связи 30 машин требуют ремонта, а 500 человек одеты в летнюю форму одежды…»
Попытка первого прорыва финских укреплений линии Маннергейма оказалась неудачной. После генерального наступления 11 февраля 1940 года линия была прорвана, что предопределило исход войны. Начались переговоры о мире.
27.11.2019 09:05
Память славных событий, побед, выдающихся личностей отражена на страницах книг и в разнообразных монументах. Но, помимо письменных известий, архитектурных и скульптурных сооружений, им посвящены и произведения медальерного искусства. В нашем понимании медали – это чаще всего награды, закреплённые на пятиугольной колодке, знак подвигов и заслуг. Но, кроме наградных, существуют и настольные памятные медали. Правда, в современных реалиях их значение не столь велико. Памятные медали давно превратились в обычные сувениры, могут служить ценными подарками и объектами коллекционирования. Их сегодняшнее значение – лишь тень прошлого.
Было время, когда медали являлись одними из важнейших средств государственной пропаганды. Сюжеты и надписи для них порой сочиняли императоры. Над их обликом трудились лучшие художники монетных дворов. Государи и вельможи заводили в своих дворцах мюнцкабинеты, где наряду с редкими и древними монетами хранились обширные собрания памятных медалей. Они нередко служили дипломатическими подарками, в торжественно-лапидарной форме сообщая иностранным правителям о победах и достижениях, отражая величие государства.
20.11.2019 11:06
140 лет исполнилось со дня рождения А.К. Гусева – человека, оставившего свой след в искусстве и истории родного края.
О самом себе Александр Константинович рассказывает подробно и обстоятельно в автобиографии, написанной 30 марта 1917 года для комитета Угличского музея, – в требовании к соискателю вакансии музейного сторожа. Там же перечисляются умения и знания. В дальнейшем все они окажутся востребованными: «В зимнее время, живя в своей деревне, писал на полотнах красками портреты с натуры и рисовал с фотографии. Когда прерывались художественные работы, употреблял досуг на чтение главным образом русских классиков и занимался ремеслами, как-то: столярством, резьбой из дерева, золочением, переплётством и прочим».
Крестьянское происхождение, упомянутое в автобиографии, позволит ему сохранить работу со сменой государственной власти. Более того, осенью 1919 года Александр Константинович был отправлен на курсы для музейных работников. Впечатляет количество и тематика прослушанных лекций: искусство Востока, история стилей, история литературы, народная игрушка, майолика, изразцы, этнография, русская икона и античное искусство – и это лишь пара строк из документа на три страницы. Сын и внук деревенских иконописцев, А.К. Гусев изучает русскую икону и шитьё, практикуется в определении стилей. Б.Ф. Адлер, специалист в области этнографии, археологии и музейного дела, рассказывал об истории музейного дела, задачах и типах современных музеев. С.Н. Тройницкий, геральдист и искусствовед, директор Эрмитажа, знакомил слушателей с историей фаянса, фарфора, стекла, на практикуме разбирали коллекцию фарфора. Г.Г. Эфрос, живописец, график, автор плакатов в 20-х годах, читал «Русскую живопись и скульптуру XVIII-XIX веков».