На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

В Богоявленском монастыре семья Берггольц жила в келье углового корпуса, расположенного на углу Воздвиженской и Петроградской улицЕё голос слушал по радио блокадный Ленинград, когда в эфире раздавалось: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц». И это многим помогало выстоять. Именно её строки «Никто не забыт и ничто не забыто» высечены на гранитной стене Пискарёвского кладбища. Сегодня мало кто знает, что в жизни «Мадонны Ленинграда» были почти три года, проведённые в Угличе, где появились на свет её первые, ещё детские пробы стихосложения.

Московская улица. Справа – ограда Петропавловской церкви. Почтовая открытка нач. ХХ в.Перекрёсток улиц Ленина и 9 Января можно признать одним из красивейших и интересных мест исторической части Углича. Там целостно сохраняется старинная застройка, включающая такие выразительные архитектурные памятники как бывшие усадьбы купцов Истоминых и Виноградовых, выполненные в ярком эклектичном стиле, небольшой классицистический особняк купцов Русиновых – современник введения регулярного плана. Все они хорошо известны любителям истории Углича и во многом составляют лицо города. Помимо них, там расположен ещё один архитектурный памятник. Северо-западный угол перекрёстка формирует небольшая восьмигранная часовня, встроенная в ограду прилегающего сквера. Её выразительный объём нисколько не теряется в соседстве с богатыми купеческими особняками и также определяет образ этого места.

Ильинская церковь с участком ограды. Фото нач. ХХ в.Одно из обыкновенных мест нашего города – тротуар улицы Ленина около музыкальной школы. Сколь часто мы проходим там, спешим к расположенной рядом автобусной остановке. Что может быть обыденнее таких мест? Но нередко совсем рядом с повседневной современностью, под асфальтом и газонами скрываются загадки и реликвии прошлого.

В солнечный тёплый день 17 апреля на территории возле музыкальной школы корчевали пни от спиленных деревьев, и неожиданно под корнями одного из них открылась глубокая полость. Через отверстие в земле отчётливо виден глубокий сводчатый подвал со старинной кирпичной кладкой. Теряющийся в глубине прямоугольник стен, одна из которых прорезана пологой лучковой аркой с типичной для архитектуры прошлого клиновой перемычкой. Вверху, под пластом грунта и корнями, видна кладка коробового свода, параллельного линии тротуара.

Подвал частично засыпан, непонятна его глубина, и без проникновения внутрь и расчистки не определить его размеры, количество и расположение помещений. С первого взгляда заметно лишь великолепное качество кирпичной кладки – сколько десятилетий стены и своды пребывали в небрежении, но выглядят как только что сложенные. Практически нет осыпей, выщерблин. Примечательно и то, что на дне оказалось немного талой воды, – значит, свод и стены пропускают влагу в незначительном объёме, и, возможно, имеется какой-то внутренний сток. По крайней мере, этот старинный подвал вовсе не напоминает другие, до краёв заполненные стоячей жижей, насквозь отсыревшие и заплесневелые.

Белокаменные детали на фасаде здания...Фасады старинных зданий отличаются многообразием форм, затейливостью и сложностью декора. Вглядываясь в фигурные профили карнизов, поясков, сандриков, деталей колонн, многие ли задумываются, как выполнены эти детали. Нередко весь декор может быть назван лепниной, как в более поздних советских зданиях, но в действительности во многих случаях дело обстоит иначе.

Далеко не всегда архитектурные детали покрашены – и тогда можно видеть благородную желтизну тронутого временем старого камня. Становится заметно, что разнообразные профили поясков, базы и капители колонн вырезаны из каменных плит.

Портрет купца Александра Васильевича Кожевникова. Неизвестный художник. 1807 г.В истории нашего города видное место занимает купечество, на протяжении столетий определявшее местную экономику. Торговля, производство, снабжение необходимыми товарами, строительство – далеко не полный перечень сфер, которыми напрямую занимались угличские купцы. В Угличе были известны многие значительные купцы – Зимины, Истомины, Буторины, Серебренниковы, Выжиловы, Хорхорины, Братцовы и другие, оставившие по себе память не только в экономике, но и в делах культуры, благотворительности. Построенные ими храмы, собственные дома, комплексы торговых рядов и заводов стали важным вкладом в формирование архитектурного облика города. Они финансировали работы живописцев, резчиков и других талантливых мастеров, созидавших замечательные художественные произведения.

На рубеже XVIII-XIX веков одним из известных купеческих родов Углича являлись Кожевниковы. Среди них наиболее памятен купец второй гильдии Александр Васильевич Кожевников, чей портрет, выполненный в 1807 году, находится в экспозиции Угличского музея. Кто «по добровольному усердствованию» и «собственным его и прочих дателей иждивением» в 1800-1802 годах отремонтировал наиболее известный исторический памятник Углича – дворец царевича Димитрия – и тем спас реликвию прошлого от верной гибели. Александр Васильевич был одним из инициаторов создания росписей Спасо-Преображенского собора, в чём поддержал брата Дмитрия Васильевича, являвшегося основным жертвователем.

Валентина Максимова. «Есть город золотой». Лоскутная техника. 1997 год290 лет стоит на угличской земле храм Успения Божией Матери, названный в народе Дивным. Его необыкновенно красивый образ не мог не вдохновить художников и поэтов, которые побывали в нашем городе. Многие люди восхищаются его силуэтом, архитектурой, пропорциями. А в последние годы, после того, как возродился Алексеевский монастырь, на территории которого он находится, сюда приезжает немало паломников.

Галина ЛУКАС: Алексеевский монастырь в Угличе... Птицы, кошки, чудесный розарий, протоптанные дорожки и тишина – это то, что сразу встречаешь, приходя сюда. Наверное, обители и должны быть такими – простыми и гармоничными.

Несколько раз бывала здесь раньше. Поняла одно – сюда надо приезжать одним, без экскурсий и толпы народу. Иначе не поймёшь, не почувствуешь дивной атмосферы этого места.

Много слышала рекомендаций как раз обратного свойства – приезжать только с экскурсоводом, уж больно интересна история обители. И это правда... История интересная...

Знак угличского кирпичного цеха. XIX в. Угличский музейПродолжение. Начало в № 12 (165)

Местное кирпичное производство и каменное строительство уже в XVI-XVII веках в Угличе получили значительное развитие. Были в городе и собственные мастера, и налаженная работа. Но всё же обозначенная деятельность имела эпизодический характер, в основном обеспечивая потребности монастырского строительства. Значительный урон нанесли трагические события Смутного времени и высылка мастеров на работы в другие города.

Временем расцвета каменного строительства в Угличе становятся XVIII-XIX века, когда оно приобретает массовый характер. Но и данный период не избежал испытаний. 20 октября 1714 года был принят известный указ Петра I о запрете каменного строительства по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Он нанёс урон облику провинциальных  городов, вновь рассеял умелых мастеров. Но после кончины императора строгость указа ослабевает – в Угличе уже со второй половины 1720-х годов, задолго до официальной отмены указа в 1741 году, вновь ведётся каменное строительство.

Смоленская церковь Богоявленского монастыря, построенная угличскими мастерами. Фото 1920-х гг.Основу облика Углича формирует значительное число старинных зданий. Храмы, ансамбли монастырей, купеческие особняки выразительно выделяются на улицах и в волжской панораме города. Конечно, исконным и наиболее массовым строительным материалом наших мест было дерево, но более долговечны и прочны каменные здания – именно таковыми являются большинство памятников архитектуры.

Старинные здания традиционно именуются каменными, но в большинстве случаев они возведены из керамического кирпича. Данное логическое несоответствие настолько укоренилось, что «кирпичное» и «каменное» строительство стали почти синонимами. В действительности в нашей местности крайне редко можно увидеть здания из натурального камня или хотя бы с облицовкой. Интересен ещё один нюанс – слово «здание» с большой долей вероятности происходит от древнеславянского «зьдъ», «зод» – глина. Следовательно, в первоначальном значении слова «здание», «зодчество» наиболее логично связываются с кирпичными постройками.

Новая книга краеведа Валерия КурочкинаВ серии «Записки краеведа» вышла новая книга Валерия Курочкина «Тайны Смутного времени», которая стала продолжением его первой книги «Смутное время в вопросах и ответах».

Автор обсуждает три произведения современных авторов о Смутном времени, которые были написаны на основе так называемых «первоисточников», составленных главным врагом Российского государства того времени, основателем и «двигателем» Смутного времени – Филаретом Романовым, отцом первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича Романова. В.Г. Курочкин отмечает отрицательные и положительные стороны разбираемых произведений, вставляет цитаты из них, предлагает свои версии событий Смутного времени, раскрывает тайны Смутного времени, одной из которых является гибель царевича Димитрия в Угличе. Предполагает, кто на самом деле был исполнителем убийства, кто заказчиком, а также с какой целью было совершено убийство претендента на престол.

В книге калязинского краеведа А.Ф. Алфёрова «Сражение при Калязине монастыре на реке Жабне в 1609 году. Реконструкция. 2017 год» упоминается, что герой Смутного времени – наш земляк воевода Д.В. Жеребцов принимал участие в битве, но не отражена его заслуга в победе над элитными войсками поляков под руководством Я.Сапеги и А. Лисовского.

Генеральная карта Российской империи 1745 годаВ собрании Угличского музея хранится множество уникальных и ценных предметов. Среди них произведения живописи, прикладного искусства, старинная церковная утварь, бытовые вещи – всё и не перечислить. Одни предметы являются художественными произведениями, другие связаны с какими-либо историческими событиями. При этом каждая вещь по-своему уникальна.

Собрание начало формироваться ещё в 90-х годах XIX века, поэтому не приходится удивляться, что в коллекциях музея можно встретить редкостные и уникальные экспонаты, работа с которыми предполагает знакомство с малоизвестными событиями истории.