На главную страницу

Связующая цепь…Углич – город с богатейшей историей. У нас осталось, к счастью, много зримых свидетелей различных эпох, вихрем пролетавших над нашим «богоспасаемым градом». Один из этих свидетелей – набережная Волги, называвшаяся ранее Пушкинским бульваром. Это место обустроили угличане в 1899 году, отметив этим незаурядным событием – кажется, это был первый в нашей стране субботник – столетие великого поэта.

Есть интересный литературный оборот – «связующая цепь между прошлым и настоящим». Удивительно, но именно в нашем городе была именно такая цепь – не только как красивая фраза, но и как вполне осязаемый предмет. Конечно же, речь идёт о той легендарной цепи, которая многие десятилетия украшала и Пушкинский бульвар, и Волжскую набережную. А цепь эта досталась нашему городу как «артефакт» – да-да, модное современное словцо – от существовавшего на Волге несколько десятилетий туерного пароходства.

С докладом выступает Матвей Шевкин, занявший первое место в секции «Летопись родного края»Дети – народ любознательный. Но когда желание школьника узнать о чём-либо перерастает в настоящий глубокий интерес, то при поддержке и помощи взрослых может получиться хорошая исследовательская работа.

Большие возможности исследований заложены в краеведении. Через изучение истории и культуры родного края, через знакомство с жизнью земляков ребёнок не только учится любить свою Родину, а испытывает чувство гордости за неё. Важно, что это понимают и об этом задумываются педагоги и родители.

Некоторых ребят исследовательская деятельность так увлекает, что, начав заниматься краеведением в начальной школе, к старшим классам они достигают серьёзных успехов.

Медаль на 25-летие со дня кончины А.С. Пушкина. 1862 г.Собрание Угличского музея включает множество уникальных экспонатов, повествующих об истории Отечества и Угличского края. Одно из первых мест в этом отношении принадлежит коллекции фалеристики, включающей значительное собрание памятных медалей. Ранее уже писалось о памятниках медальерного искусства, посвящённых событиям XVIII столетия. Теперь рассмотрим медали первой половины XIX века. Это время называют Золотым веком русской культуры. Тогда творили многие выдающиеся литераторы, художники и архитекторы; мореплаватели совершали значимые подвиги. А также это время испытаний, из которых страна выходила с честью, утверждаясь в числе ведущих мировых держав.

Начало XIX столетия – эпоха Наполеоновских войн. Грозные события оказали первостепенное влияние на развитие страны, отразились в культуре и общественных настроениях.

В первую очередь обратим внимание на медаль, посвящённую заграничному походу Русской армии 1813-1814 годов. Она была выполнена в 1835 году гравёром А. Лялиным на основе медальонов художника и скульптора Ф.П. Толстого. На аверсе помещён погрудный портрет императора Александра I в стилизованных доспехах древнерусского воина, с копьём и большим круглым щитом. По краю щита изображена сцена битвы под Лейпцигом. Портрет сопровождён надписью: «РОДОМЫСЛЪ ДЕВЯТАГОНАДЕСЯТЬ ВЕКА» – государь представлен в виде древнеславянского божества мудрости и войны. Сюжет реверса озаглавлен: «ПЕРВЫЙ ШАГЪ АЛЕКСАНДРА ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССIИ». Монументальная классическая аллегория имела следующее пояснение: «Александр Первый, облечённый силою и доблестию, на быстром коне, попирающем шипящих змей зависти и злобы, с обнажённым в деснице мечём и с Оком Провидения на щите, путеводимый мудростию и правдою, летит за предел России. Слава, подвиги Его увенчивать спешащая, едва вслед за ним успевает».

Фёдор Шаляпин пел на венчании своей крестницы Ии Кенигсберг. 1936 г., г. ГейдельбергВ преддверии Нового года хочется верить в чудесные истории, ждать необыкновенных встреч и волшебных впечатлений.

Удивительная встреча состоялась – в музее в конце ноября, когда подводятся итоги, завершаются исследования, традиционно проходит научная конференция. Звучат умные доклады об исторических находках, об изучении музейных предметов, о серьёзных проблемах музеев в современном культурном пространстве. Среди научных сообщений была тема «Парижские фотографии 1930-х годов Фёдора Ивановича Шаляпина в фондах Угличского музея». Исследование оказалось очень интересным и неожиданно получило продолжение.

Две фотографии поступили в музей в 1968 году. Даритель неизвестен, нет никаких сведений в книге поступлений – главном документе музея – о новом экспонате. Снимки были сделаны в 1930-е годы в одном из парижских ресторанов. Уникальные фотографии вызвали особый интерес. Сразу возник вопрос: как же они попали в музей и какая связь между Угличем и Шаляпиным? История оказалась романтической, несколько авантюрной и вполне угличской.

Улица Петербургская. Фото нач. ХХ в.

Существует немало элементов, определяющих характерный образ города. Можно назвать природный ландшафт, протекающие реки, особенности застройки, формирующие облик градостроительные доминанты и многое другое. Ещё более велик список рядовых предметов, окружающих нас в повседневном быту. Среди возвышенного и будничного огромная роль принадлежит топонимике, ведь любое место города имеет название – как административное, так и бытовое. Обширный список простирается от магазинов и автобусных остановок до улиц и площадей. Топонимика представляет значительный культурный пласт, напрямую связанный не только с топографией, но и с историей, правда, в нашем случае простирающейся не дальше новейшего времени.

Такой древний город как Углич имеет весьма давние и богатые традиции топонимики. Сравнительно небольшая «крепость городовая» – кремль – едва ли обладала обширной системой названий, но вот окружающее пространство – торговая площадь, посад и слободы – это неисчерпаемый кладезь, неразрывно связанный с давним бытом и языковыми нормами.

На конференции были гости из-за рубежа21-22 ноября в музее состоялась традиционная с 90-х годов ХХ века научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города». Её название подтверждает, что музей – это не только исторические раритеты и произведения искусства. Без сомнения, современный музей присутствует во многих сферах социального и культурного бытия наших городов.

Этим проблемам были посвящены 26 разнообразных докладов и сообщений музейных сотрудников, педагогов, историков, краеведов, работников сферы туризма. Они затронули вопросы изучения и атрибуции музейных предметов, краеведения, выставочной деятельности, работы с туристами, музейной педагогики, истории страны и её символов. На конференцию приехали гости из соседних Ярославля, Ростова, Кашина, Мышкина и не очень близких Екатеринбурга, Сыктывкара и Москвы. Среди стендовых докладов были представлены исследователи из Петербурга и Белоруссии.

Московская улица. Галереи торговых рядов. Фото рубежа XIX-XX вековЗастройка и планировка исторической части Углича являются важной частью местного культурного наследия. Старинные улицы и площади, выдающиеся памятники архитектуры и объекты рядовой застройки в первую очередь определяют облик города, отражают его многовековую историю и память о выдающихся личностях. Любой город – динамичный организм, подверженный изменениям, переживающий как положительные, так и негативные процессы. По вышеперечисленным причинам рассмотрим несколько важнейших, определяющих мест Углича – выявим проблемы и возможные перспективы.

Статья озаглавлена «Образ старинного города» – это неслучайно. Как и во многих других провинциальных малых городах, наивысшая точка развития архитектурной среды Углича, увы, находится в прошлом. Старинные фотографии, рисунки и картины доносят из вековой глубины облик города XIX – начала XX столетий, сформированный творческими усилиями поколений угличан. На редкость логичный, совершенный и продуманный, впитавший глубинное понимание природных пейзажей и лучшие достижения отечественной архитектуры. К сожалению, те красота и совершенство немало пострадали в трагических перипетиях ХХ века, унёсших слишком многое, радикально переменивших все прежние пути развития. Активное созидание советской эпохи в большинстве случаев было сугубо утилитарным. Эстетические принципы проявлялись эпизодически и зачастую характеризовались отсутствием преемственности даже в рамках своей эпохи.

А.В. Дерюгин с однополчанами. 1940-е гг.«На той войне незнаменитой» – так написал советский поэт Александр Твардовский о финской войне. Большие потери, неудачные операции. На Западе войну называют Зимней – она длилась одну зиму, с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940-го.

Угроза большой войны была реальной. Перед СССР встала задача – обезопасить свою территорию с севера на случай войны, потому как наиболее уязвимым местом была советско-финляндская граница в районе Ленинграда: она проходила всего в 32 километрах от города на Неве.

Наступление частей Красной Армии началось на территории от Финского залива до берегов Баренцева моря. Бои были тяжёлыми и кровопролитными. Блицкриг не получился – армия застряла в заснеженных лесах и болотах финской обороны. Часто слаженность советских войск и управление ими не выдерживали критики. Лишь один пример из докладной записки Берии Сталину от 14 декабря 1939 года: «В прибывшем пополнении 363-го батальона связи 30 машин требуют ремонта, а 500 человек одеты в летнюю форму одежды…»

Попытка первого прорыва финских укреплений линии Маннергейма оказалась неудачной. После генерального наступления 11 февраля 1940 года линия была прорвана, что предопределило исход войны. Начались переговоры о мире.

Медаль в память взятия двух шведских кораблей в устье Невы. «Небываемое бывает». 1703 г.Память славных событий, побед, выдающихся личностей отражена на страницах книг и в разнообразных монументах. Но, помимо письменных известий, архитектурных и скульптурных сооружений, им посвящены и произведения медальерного искусства. В нашем понимании медали – это чаще всего награды, закреплённые на пятиугольной колодке, знак подвигов и заслуг. Но, кроме наградных, существуют и настольные памятные медали. Правда, в современных реалиях их значение не столь велико. Памятные медали давно превратились в обычные сувениры, могут служить ценными подарками и объектами коллекционирования. Их сегодняшнее значение – лишь тень прошлого.

Было время, когда медали являлись одними из важнейших средств государственной пропаганды. Сюжеты и надписи для них порой сочиняли императоры. Над их обликом трудились лучшие художники монетных дворов. Государи и вельможи заводили в своих дворцах мюнцкабинеты, где наряду с редкими и древними монетами хранились обширные собрания памятных медалей. Они нередко служили дипломатическими подарками, в торжественно-лапидарной форме сообщая иностранным правителям о победах и достижениях, отражая величие государства.

П. Бучкин. Портрет А.К. Гусева-Муравьевского140 лет исполнилось со дня рождения А.К. Гусева – человека, оставившего свой след в искусстве и истории родного края.

О самом себе Александр Константинович рассказывает подробно и обстоятельно в автобиографии, написанной 30 марта 1917 года для комитета Угличского музея, – в требовании к соискателю вакансии музейного сторожа. Там же перечисляются умения и знания. В дальнейшем все они окажутся востребованными: «В зимнее время, живя в своей деревне, писал на полотнах красками портреты с натуры и рисовал с фотографии. Когда прерывались художественные работы, употреблял досуг на чтение главным образом русских классиков и занимался ремеслами, как-то: столярством, резьбой из дерева, золочением, переплётством и прочим».

Крестьянское происхождение, упомянутое в автобиографии, позволит ему сохранить работу со сменой государственной власти. Более того, осенью 1919 года Александр Константинович был отправлен на курсы для музейных работников. Впечатляет количество и тематика прослушанных лекций: искусство Востока, история стилей, история литературы, народная игрушка, майолика, изразцы, этнография, русская икона и античное искусство – и это лишь пара строк из документа на три страницы. Сын и внук деревенских иконописцев, А.К. Гусев изучает русскую икону и шитьё, практикуется в определении стилей. Б.Ф. Адлер, специалист в области этнографии, археологии и музейного дела, рассказывал об истории музейного дела, задачах и типах современных музеев. С.Н. Тройницкий, геральдист и искусствовед, директор Эрмитажа, знакомил слушателей с историей фаянса, фарфора, стекла, на практикуме разбирали коллекцию фарфора. Г.Г. Эфрос, живописец, график, автор плакатов в 20-х годах, читал «Русскую живопись и скульптуру XVIII-XIX веков».