Угличанин - История

На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Константин Юон. «Тройка в Угличе», 1913 г.В XVIII – первой половине XIX веков Углич был процветающим и довольно значительным торгово-промышленным городом. В нём проводились две ярмарки – Казанская, 8 июля, и Рождественская, 26 декабря. Обычная торговля в лавках на площадях производилась ежедневно, но основное значение имели понедельник, среда и пятница, которые называли торговыми днями.

Каждая из двух ярмарок продолжалась не более двух дней, на них съезжались большей частью крестьяне. По сведениям Топографического описания Ярославской губернии 1803 г. на Казанскую ярмарку привозили для продажи: «разный холст, коровьи и бараньи кожи, масло, яйца, колёса, ободья, деревянную посуду и другие крестьянские изделия, также пригоняют рогатый и другой скот». На Рождественскую ярмарку – «…то же, что и на первую, да сверх того, приезжают с хлебом, говяжьими и свиными мясами и прочими съестными припасами, более же с холстом…»

Старинная торговая площадь – потерянное лицо УгличаУспенская площадь в наше время – это пространство для городских праздников, небольшой сквер, непрерывный поток машин и немногочисленные здания, обрамляющие периметр. В городе с тысячелетней историей, замечательными памятниками архитектуры, деяниями славных предков, такой исторический центр представляется странным и незначительным.

В России есть немало старинных городов, в полной мере сохранивших свои центральные площади. Таковы Ростов Великий, Суздаль, Ярославль, Кострома, где на площадях по-прежнему возвышаются храмы, тянутся аркады и колоннады старинных торговых рядов, продолжающих служить людям. Так было и в Угличе.

«Палёный»В страхе тридцать лет назад находились жители сразу четырёх районов Ярославской и Тверской областей, в том числе Угличского района. До сих пор многие согласно кивают головой: «Да, ещё бы, конечно, слышали: «Палёный» – это же бандит, который жил в лесу, грабил магазины в деревнях и безжалостно убивал свидетелей». История из жизни похлеще любого детектива, обрастая подробностями, всплывала постоянно при встрече с охотниками, бывшими сотрудниками милиции и прокуратуры, жителями Ильинской и Заозерской волостей. К поимке преступника тогда подключились те, кто в дальнейшем вошёл в Ярославский СОБР (специальный отряд быстрого реагирования). Ну, чем не повод вспомнить об этом в День полиции?

Рисунок И.Н. ПотехинаМноговековая история Углича знала периоды расцвета и упадка, была связана с важными событиями и известными личностями русской истории. Город входил в состав Владимиро-Суздальского и Ростовского княжеств, был центром самостоятельного удела. В XIV веке Угличский край перешёл под власть Москвы – в состав активно формировавшегося единого Московского государства. С того времени город обычно передавался в удел родственникам и младшим братьям великих князей.

Владетелями Углича были многие видные личности: сыновья великого князя Димитрия Донского Петр Дмитриевич и Константин Дмитриевич, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Храбрый, а также Дмитрий Юрьевич Шемяка, Андрей Васильевич Большой. Список можно продолжить и дополнить известными именами предшествующего и более позднего времени.

«Легенда о царевиче Димитрии». Илья Глазунов, 1967 г.«Смутное время, святой Аноним» – именно так называется публикация в журнале «Огонёк» от 28 сентября 2015 года (http://www.kommersant.ru/doc/2815849) фрагмента романа «Красная планета», над которым сейчас работает писатель Глеб Шульпяков. Мы не имеем возможности полностью воспроизвести то, что там уже «увидело свет». Но, благодаря анонсу, можно понять суть: «История с идентификацией и решением захоронить останки царевича Алексея и его сестры Марии началась не в 90-х годах ХХ века и даже не в его начале, когда большевики казнили семью Романовых. Она началась 15 мая 1591 года в Угличе, где погиб последний из Рюриковичей – восьмилетний царевич Димитрий. Из периода Смутного времени, последовавшего за этим, победителями вышли именно Романовы, утвердившие на престоле свою династию. О том, куда нас постоянно возвращает бумеранг истории, – в художественном исследовании нашего автора». Означенный «Огонёк» имели возможность прочитать уже многие угличане. И вот, что они думают по этому поводу:

Икона «Жития царевича Димитрия»Для начала хочу напомнить: 19 октября 1582 года – день рождения царевича Димитрия Иоанновича. 15 мая 1591 года «убиен бысть» в Угличе от рук подосланных убийц благоверный царевич Димитрий Иоаннович, князь Угличский. Мощи его торжественно перенесены в Москву в 1606 году. Прославлен в святых.

Одной из главных своих задач царь Иоанн Васильевич почитал обеспечение будущего династии, с которой так тесно была связана и судьба Государства Российского. Из восьми родившихся в царской семье детей юный возраст перешагнули лишь двое. Один утонул, другая отравлена, трое скончались по неустановленным причинам. Сослаться на естественную детскую смертность мешает, во-первых, слишком высокий для царской семьи её показатель, а, во-вторых, вполне определённая судьба взрослой её части. Усилиями специалистов к настоящему времени установлены факты отравления матери царя Иоанна, трёх из четырёх жён, двух из оставшихся в живых трёх сыновей, одной дочери, наконец, его самого. Убит был и последний младший царский сын – царевич Димитрий.

Тут уж от вывода о хладнокровном, планомерном уничтожении правящей царской династии (не отдельного царя) не отвертеться любым, пусть даже очень хитроумным, фальсификаторам русской истории. Но есть у этой великой трагедии и иное измерение. Общецерковно прославлен один из сыновей Грозного – благоверный царевич Димитрий, издавна местно чтился другой – благоверный царь Фёдор. И, конечно же, он сам.

Дивная церковь – памятник защитникам 17 века4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В честь этого важного события в России был установлен праздник – День народного единства, который отмечают в нашей стране 4 ноября, начиная с 2005 года. Мы решили спросить у юных угличан, что они знают о Смутном времени на Руси и благодаря какому имени наш город стал известен в истории России.

Центр Углича. Фото начала XX века«Исторический вестник» за 1896-1898 годы опубликовал удивительный очерк, названный «Путевыми набросками» от Углича до Рыбинска». Путевые наброски – это взгляд со стороны: петербуржец писал о провинциальном городе и его обывателях. Удивительный, если не сказать уникальный очерк. Зарисовки не только памятников истории, архитектуры и искусства, но и жанровые сценки Углича конца XIX столетия. Сейчас очерк выглядит (именно так!) как фильм, старый, чёрно-белый, уютный в своей неспешности и давно ушедших деталях. Поменялись время, ритм и образ жизни, и этот очерк, как привет из прошлого, случайно дошедший до нас от автора – художника и путешественника Ильи Фёдоровича Тюменева.

Посадские люди Выжиловы жили в этих местах с отдалённых времён и имели несколько дворовВ наше время Углич стремительно меняет своё лицо – исчезают многие  привычные старинные здания, взамен строятся современные особняки и многоквартирные дома. Одним из мест нашего города, радикально меняющих свой облик, является перекрёсток улиц Октябрьской и Гражданской. Вместо снесённых зданий там уже возведены новые многоквартирные дома. Два угловых купеческих особняка рубежа XVIII-XIX веков ожидают решения своей судьбы. Остаётся надежда, что после реконструкции или реставрации они войдут в современную жизнь.

В этих условиях решительных перемен хотелось бы коснуться истории одного из стоящих по соседству зданий – известного всем любителям старины нашего города дома купцов Выжиловых (ул. Октябрьская, 7).

Угличский музей (конец 30-х годов ХХ века). Снимок из семейного архива А.Л. ЛенгвенсВ свете защиты резко сокращающейся площади Угличского музея в пользу РПЦ, я могу предложить лишь личные воспоминания и впечатления от него.

В школьные годы я ходила в музей не с экскурсиями, а с подругой. Впервые мы посетили здание церкви Димитрия «на крови». Там располагался отдел природы. У входа стояло чучело бурого медведя на задних лапах. За стеклом витрины был уголок русского леса. На ветках дерева сидели рысь и тетерев. Под ними, как живые, насторожились волк, лиса и заяц-русак. На стенах висели гербарии с засушенными насекомыми: жуками, стрекозами, бабочками, а также с растениями нашего края.

При входе в церковь мы знакомились с картинами на стенах на тему о царевиче Димитрии.

В здании палат угличских князей мы с интересом рассматривали висевшую за витриной одежду князей, на столах под стеклом была посуда, деревянная и медная: ковши, ендовы, братины и другие вещи. Особенно красивой была изразцовая печь. Восхищение вызывало резное крыльцо для входа в палаты.