На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Старинная торговая площадь – потерянное лицо УгличаУспенская площадь в наше время – это пространство для городских праздников, небольшой сквер, непрерывный поток машин и немногочисленные здания, обрамляющие периметр. В городе с тысячелетней историей, замечательными памятниками архитектуры, деяниями славных предков, такой исторический центр представляется странным и незначительным.

В России есть немало старинных городов, в полной мере сохранивших свои центральные площади. Таковы Ростов Великий, Суздаль, Ярославль, Кострома, где на площадях по-прежнему возвышаются храмы, тянутся аркады и колоннады старинных торговых рядов, продолжающих служить людям. Так было и в Угличе.

«Палёный»В страхе тридцать лет назад находились жители сразу четырёх районов Ярославской и Тверской областей, в том числе Угличского района. До сих пор многие согласно кивают головой: «Да, ещё бы, конечно, слышали: «Палёный» – это же бандит, который жил в лесу, грабил магазины в деревнях и безжалостно убивал свидетелей». История из жизни похлеще любого детектива, обрастая подробностями, всплывала постоянно при встрече с охотниками, бывшими сотрудниками милиции и прокуратуры, жителями Ильинской и Заозерской волостей. К поимке преступника тогда подключились те, кто в дальнейшем вошёл в Ярославский СОБР (специальный отряд быстрого реагирования). Ну, чем не повод вспомнить об этом в День полиции?

Рисунок И.Н. ПотехинаМноговековая история Углича знала периоды расцвета и упадка, была связана с важными событиями и известными личностями русской истории. Город входил в состав Владимиро-Суздальского и Ростовского княжеств, был центром самостоятельного удела. В XIV веке Угличский край перешёл под власть Москвы – в состав активно формировавшегося единого Московского государства. С того времени город обычно передавался в удел родственникам и младшим братьям великих князей.

Владетелями Углича были многие видные личности: сыновья великого князя Димитрия Донского Петр Дмитриевич и Константин Дмитриевич, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Храбрый, а также Дмитрий Юрьевич Шемяка, Андрей Васильевич Большой. Список можно продолжить и дополнить известными именами предшествующего и более позднего времени.

«Легенда о царевиче Димитрии». Илья Глазунов, 1967 г.«Смутное время, святой Аноним» – именно так называется публикация в журнале «Огонёк» от 28 сентября 2015 года (http://www.kommersant.ru/doc/2815849) фрагмента романа «Красная планета», над которым сейчас работает писатель Глеб Шульпяков. Мы не имеем возможности полностью воспроизвести то, что там уже «увидело свет». Но, благодаря анонсу, можно понять суть: «История с идентификацией и решением захоронить останки царевича Алексея и его сестры Марии началась не в 90-х годах ХХ века и даже не в его начале, когда большевики казнили семью Романовых. Она началась 15 мая 1591 года в Угличе, где погиб последний из Рюриковичей – восьмилетний царевич Димитрий. Из периода Смутного времени, последовавшего за этим, победителями вышли именно Романовы, утвердившие на престоле свою династию. О том, куда нас постоянно возвращает бумеранг истории, – в художественном исследовании нашего автора». Означенный «Огонёк» имели возможность прочитать уже многие угличане. И вот, что они думают по этому поводу:

Икона «Жития царевича Димитрия»Для начала хочу напомнить: 19 октября 1582 года – день рождения царевича Димитрия Иоанновича. 15 мая 1591 года «убиен бысть» в Угличе от рук подосланных убийц благоверный царевич Димитрий Иоаннович, князь Угличский. Мощи его торжественно перенесены в Москву в 1606 году. Прославлен в святых.

Одной из главных своих задач царь Иоанн Васильевич почитал обеспечение будущего династии, с которой так тесно была связана и судьба Государства Российского. Из восьми родившихся в царской семье детей юный возраст перешагнули лишь двое. Один утонул, другая отравлена, трое скончались по неустановленным причинам. Сослаться на естественную детскую смертность мешает, во-первых, слишком высокий для царской семьи её показатель, а, во-вторых, вполне определённая судьба взрослой её части. Усилиями специалистов к настоящему времени установлены факты отравления матери царя Иоанна, трёх из четырёх жён, двух из оставшихся в живых трёх сыновей, одной дочери, наконец, его самого. Убит был и последний младший царский сын – царевич Димитрий.

Тут уж от вывода о хладнокровном, планомерном уничтожении правящей царской династии (не отдельного царя) не отвертеться любым, пусть даже очень хитроумным, фальсификаторам русской истории. Но есть у этой великой трагедии и иное измерение. Общецерковно прославлен один из сыновей Грозного – благоверный царевич Димитрий, издавна местно чтился другой – благоверный царь Фёдор. И, конечно же, он сам.

Дивная церковь – памятник защитникам 17 века4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В честь этого важного события в России был установлен праздник – День народного единства, который отмечают в нашей стране 4 ноября, начиная с 2005 года. Мы решили спросить у юных угличан, что они знают о Смутном времени на Руси и благодаря какому имени наш город стал известен в истории России.

Центр Углича. Фото начала XX века«Исторический вестник» за 1896-1898 годы опубликовал удивительный очерк, названный «Путевыми набросками» от Углича до Рыбинска». Путевые наброски – это взгляд со стороны: петербуржец писал о провинциальном городе и его обывателях. Удивительный, если не сказать уникальный очерк. Зарисовки не только памятников истории, архитектуры и искусства, но и жанровые сценки Углича конца XIX столетия. Сейчас очерк выглядит (именно так!) как фильм, старый, чёрно-белый, уютный в своей неспешности и давно ушедших деталях. Поменялись время, ритм и образ жизни, и этот очерк, как привет из прошлого, случайно дошедший до нас от автора – художника и путешественника Ильи Фёдоровича Тюменева.

Посадские люди Выжиловы жили в этих местах с отдалённых времён и имели несколько дворовВ наше время Углич стремительно меняет своё лицо – исчезают многие  привычные старинные здания, взамен строятся современные особняки и многоквартирные дома. Одним из мест нашего города, радикально меняющих свой облик, является перекрёсток улиц Октябрьской и Гражданской. Вместо снесённых зданий там уже возведены новые многоквартирные дома. Два угловых купеческих особняка рубежа XVIII-XIX веков ожидают решения своей судьбы. Остаётся надежда, что после реконструкции или реставрации они войдут в современную жизнь.

В этих условиях решительных перемен хотелось бы коснуться истории одного из стоящих по соседству зданий – известного всем любителям старины нашего города дома купцов Выжиловых (ул. Октябрьская, 7).

Угличский музей (конец 30-х годов ХХ века). Снимок из семейного архива А.Л. ЛенгвенсВ свете защиты резко сокращающейся площади Угличского музея в пользу РПЦ, я могу предложить лишь личные воспоминания и впечатления от него.

В школьные годы я ходила в музей не с экскурсиями, а с подругой. Впервые мы посетили здание церкви Димитрия «на крови». Там располагался отдел природы. У входа стояло чучело бурого медведя на задних лапах. За стеклом витрины был уголок русского леса. На ветках дерева сидели рысь и тетерев. Под ними, как живые, насторожились волк, лиса и заяц-русак. На стенах висели гербарии с засушенными насекомыми: жуками, стрекозами, бабочками, а также с растениями нашего края.

При входе в церковь мы знакомились с картинами на стенах на тему о царевиче Димитрии.

В здании палат угличских князей мы с интересом рассматривали висевшую за витриной одежду князей, на столах под стеклом была посуда, деревянная и медная: ковши, ендовы, братины и другие вещи. Особенно красивой была изразцовая печь. Восхищение вызывало резное крыльцо для входа в палаты.

Богоявленский монастырь. Фото начала XX векаСреди достопримечательностей Углича значимое место занимает Богоявленский женский монастырь. Обитель расположена почти в геометрическом центре исторической части города на пересечении нескольких важных улиц, её внушительные храмы по-прежнему возвышаются над городом и видны за несколько километров. Поэтому обитель нельзя не заметить, равно и её история является важной неотъемлемой частью истории Угличского края.

Если последние два века Богоявленская обитель обладает внушительным обликом и является одной из крупнейших в епархии, то ранее она была незначительным и малоизвестным монастырем. Поэтому неудивительно, что ранняя история обители покрыта непроницаемой пеленой неизвестности, сохранила для будущих поколений очень мало сведений.