На главную страницу

Водяная мельница. Фото 1910 г.16 октября отмечается Всемирный день хлеба – знаменательный праздник для тружеников сельского хозяйства. Хотя почвы Ярославской губернии не отличались плодородием, земледелие во все времена было исключительно важно для её жителей. Из злаковых культур здесь исконно выращивали рожь, пшеницу, ячмень и овёс. При этом в Угличском и Мышкинском уездах преимущественное значение имели рожь и овёс. Для переработки выращенного зерна требовались мельницы – это могли быть простые ручные жернова и более совершенные механизмы. Вот о них и пойдёт речь в данной статье.

Ушло то время, когда мельницы являлись характерным элементом местного пейзажа. На заволжской Богоявленской горе столетие назад возвышалась ветряная мельница-шатровка, почти все малые и средние реки были перекрыты плотинами водяных мельниц. В «Угличском летописце» упоминаются находившиеся на реке Корожечне в XVI столетии три мельницы государевы, прилегавшие к промысловым слободам.

Труд старых мастеровОсень – пора праздников и памятных дат. Конечно, их немало и в другие времена года, но на фоне унылой природы и наступающих холодов они привлекают особенное внимание. В этом контексте можно вспомнить, что в текущем месяце исполняется 165 лет со времени освящения Богоявленского собора. Величественный храм во многом определяет облик Углича, служит одним из узнаваемых символов нашего города, поэтому уместно напомнить о небольшом юбилее столь знакового здания.

В «Ярославских губернских ведомостях» того времени сообщалось: «Октябрь месяц ознаменовался здесь одним из тех событий, которые должны занимать первые страницы хроники каждой местности: жители Углича видели освящение новопостроенной в здешнем Богоявленском девичьем монастыре церкви Богоявления Господня, совершенное высокопреосвященнейшим Евгением архиепископом Ярославским и Ростовским». Чин освящения трёх престолов был совершён 17 и 18 октября 1853 года (по старому стилю), но этому предшествовала многолетняя череда трудов многих и многих людей, созидавших красу и великолепие храма.

Заметки о туризме прежних времёнУглич является значимым туристическим городом. Мы привыкли, что его ежегодно посещают сотни тысяч туристов из различных мест нашей страны и мира. Кто-то приезжает на автобусах, многие индивидуально прибывают на автомобилях, но подавляющее большинство путешествует на теплоходах, являющихся одним из наиболее ярких и примечательных явлений местной жизни.

Волжский туризм в основном ассоциируется с современностью, но в действительности это давнее явление, за долгую историю имевшее различные особенности и многообразный опыт. Пассажирское сообщение на Волге началось в середине XIX века.

Святыни и реликвии угличской трагедииНа историческом небосклоне Углича печальный образ царевича Димитрия занимает особое место. В истории города майская трагедия 1591 года стала главным событием, им Углич вошёл в историю государства Российского.

В 2018 году экспозиция в церкви царевича Димитрия «на крови» была дополнена комплексом «Святыни и реликвии угличской трагедии», в котором собраны уникальные предметы – свидетели событий конца XVI – начала XVII столетий. Внимание сразу привлекает никогда ранее не выставлявшийся наперсный крест царевича, бережно сохранённый в веках и переданный в музей. Крест XVI века из порфирита, украшенный серебром, жемчугом, – его касались руки царевича и матери-царицы.

О трагедии ярко свидетельствует икона-мощевик царевича Димитрия 1630 года, в кастах её сохранились орешки, которые, по преданию, в момент гибели мальчик держал в руках. Лишь на фотографиях 1910 года знаменитого русского фотографа С.М. Прокудина-Горского можно видеть уникальные реликвии, когда-то находившиеся в церкви: плащаница с образом сына, по преданию, шитая горестной матерью-царицей, серебряная рака святого царевича Димитрия. До 20-х годов разрушительного ХХ столетия в церкви-музее хранился наперсный крест Алексея Михайловича, подаренный царем при посещении Углича в 1650 году. Эти святыни были утрачены в 1920-30-х годах.

О редкостном – деревьях-долгожителяхВ предшествующем своём письме в редакцию «Угличанина» я откликался на статью заозерских краеведов и касался темы старинных народных названий. Насколько мог, я изложил своё видение её вопросов. Но в заозерском материале внимание было уделено и другой родиноведческой теме – памятникам природы, а именно – редкостным деревьям-долгожителям. Тема по-своему весьма значительная и, к сожалению, не менее печальная, чем первая.

Феномен дерева уже сам по себе прекрасен. Когда-то очень проникновенно выразил это Ф.М. Достоевский. Он писал, что, видя растущее дерево, невозможно не чувствовать себя счастливо восхищённым этим природным дивом. И хотя Россия во многом является страной лесов, где деревья живут в великом множестве, всё равно нельзя не удивляться этому прекрасному воплощению творческой мощи природы.

Из истории села ДубровоПо пути из Ростова в Углич расположено село Дуброво – одно из древнейших селений нашего края. Оно отстоит несколько в стороне от Ростовской дороги, но издали видна возвышающаяся над лесом внушительная и, к сожалению, безглавая колокольня. Она явственно свидетельствует о наличии там значительного храма.

Село известно с XV века. Тогда бытовала другая форма названия – Дубровское, которое, вероятно, произошло от редких для нашей местности зарослей дубов. Ранняя история села напрямую связана с событиями основания Николо-Улейминского монастыря. В середине XV столетия инок Варлаам из Ростова совершил паломничество в итальянский город Бари, чтобы поклониться великой христианской святыне – мощам святителя Николая Чудотворца.

Возрождение святыниК числу наиболее примечательных населённых пунктов Угличского края относится село Климатино. Оно расположено в Левобережье, в нескольких километрах от реки Корожечны. Как отмечено в старинных справочниках, – между Кашинской дорогой и Корожечной.

Наиболее раннее описание села относится к первой половине XVII века и содержится в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов. В Городском стане в списке монастырских владений описана вотчина Спаса Нового монастыря, «что на Москве». Центром вотчины являлось село Климетино на суходоле. В нём находились два деревянных храма – летняя Никольская церковь с приделом Никиты Переславского Чудотворца и тёплая церковь клетского типа, также во имя Николы Чудотворца и с приделом Великомученицы Екатерины. Зимний храм был новый, ещё неосвящённый. Иконы, книги, ризы и на колокольне колокола являлись строением монастырским, то есть созданы после разорения Смутного времени на средства Новоспасской обители.

Книга землиДве интересных, но печальных темы в «Угличанине» затронули заозерские краеведы Сергей Антипаев и Николай Трутнев. О старинных местных названиях и редкостных деревьях-долгожителях. И то, и другое сколь трогательно, столь и нерадостно (статья «Восемь вязов», газета «Угличанин» № 27(180) от 11 июля 2018 года).

Начнём с названий. Когда-то их было великое множество – каждый пахотный холм, каждая сенокосная пустынька и даже каждая маленькая кладиночка через ручей имели свои «имена». И заозерцы в своей статье приводят яркие их примеры. Всё верно, русские крестьяне издревле осваивавшие и обустраивавшие наши пространства, были скромными, но замечательными словотворцами. И они не терпели безымянности мест, «куда ходили их топор, коса и соха» (древнее официально принятое красивое выражение). Для них вся ширь пашен, лугов и лесов цвела самобытными и неповторимыми названиями. И эти «имена» не только рождались и множились, но и бесстрашно шли сквозь десятилетия и столетия, твёрдо сохраняясь в народной памяти.

Раскопки в кремлеВ Угличском кремле вновь ведутся археологические раскопки. На протяжении трёх десятков лет эти работы возглавляет Сергей Томсинский, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры из Эрмитажа. Напомним, что самой блестящей его находкой, которая была сделана у Богоявленского собора, стала скандинавская бронзовая верхушка ножен меча V века, теперь она находится в постоянной экспозиции Угличского музея. В своей книге «Углече Поле IX-XII веков» Сергей Владимирович утверждает, что Углич был основан намного раньше официальной даты, а это значит, что наш город может гордо стоять на одном из первых мест среди древнейших городов России.

– Сергей Владимирович, расскажите подробнее о площадке, на которой вы сейчас работаете и что именно вы пытаетесь выяснить.

– Это край верхней береговой террасы правого берега Волги, на котором построен собор, а вот когда он построен, это я пытаюсь уточнить. Есть много предположений. Нынешний собор 1700-1703 годов, петровское творчество, построенный из разобранного дворца и собора ХV века, а вот строился дворец по указу угличского князя Андрея Васильевича Большого.

Гвардейский экипаж императорской яхты «Штандарт» с Николаем IIМинул целый век со дня злодейского убийства царской семьи. Это событие остаётся до сих пор в фокусе внимания всех тех, кому небезразлично настоящее, будущее, а значит, и доселе «непредсказуемое» прошлое нашей России. В последнее время к истории трагической гибели членов царской семьи с более конструктивного ракурса обратилось внимание Русской православной церкви. Работает специальная комиссия по анализу останков с участием компетентнейших историков, следователей и священнослужителей, которая, надеемся, расставит все точки над «i» в этой трагической истории.

Так случилось, что с историей гибели царской семьи оказались тесно связаны судьбы людей, родных и близких семье Седневых: моего деда – Ивана Дмитриевича Седнева, его сослуживца – Климентия Григорьевича Нагорного и двоюродного племянника деда – Леонида Седнева.