На главную страницу



Копейки царя Михаила Феодоровича. 1613-1645 гг. Последняя в ряду – Копейка царя Бориса Годунова. 1598-1605 гг.Случайным и неординарным явлением всегда являлось обнаружение клада. Это воспринималось как редкостная удача, путь к лёгкому обогащению. В столь древнем городе как Углич, обжитом людьми на протяжении многих столетий, периодически встречались довольно значительные и ценные находки.

По словам местного историка Л.Ф. Соловьёва, «Клад есть не что иное, как ценности, которые в годину нашествия неприятеля зарывались в землю. За смертью их владельцев оне остались в недрах земли; иногда приходится совершенно случайно находить их. Все клады зарывались с заклятием, и, по народному сказанью, есть много неизвлечённых в следующих местах: у Золоторучья, Корсунья, в Огневой слободе, близ Алексеевского монастыря, Каменного ручья, а в самом Кремле есть бесчисленное множество драгоценностей, скрытых в земле».

Конечно, выглядит наивным и преувеличенным утверждение об обилии кладов, сокрытых в угличской земле, но значительные находки временами случались. Так, за полтора десятилетия до выхода книги «Краткая история города Углича», 12 августа 1879 года около левобережной Богоявленской горы швартовавшие лодку с белым камнем тверские крестьяне обнаружили клад восточных куфических монет VII-IX веков. Вбивая в землю кол, они случайно наткнулись на россыпь серебра. Как показало проведённое изучение, это были 205 целых и 909 разрезанных персидских и сирийских монет-дирхемов весом 4 фунта 16 золотников, а также пять слитков – 1 фунт 23 золотника. В Угличе в тот период ещё не был создан музей, поэтому часть предметов поступила в Эрмитаж, а часть переплавлена. Так столь значительная и древняя находка не оставила в нашем крае каких-либо следов. Только в 1976 году Угличскому музею были предоставлены Эрмитажем несколько гипсовых слепков с монет.

Керамическая чернолощёная кубышка, в которой был найден клад из 4200 монетУдачнее сложилась судьба ряда более поздних находок. Так, в 1958 году при строительстве телебашни на ул. Гражданской близ фундамента церкви Василия Великого обнаружен клад из пятисот русских монет-«чешуек» XVI – начала XVII веков. В 1962 году при строительных работах на берегу Каменного ручья, около дома быв. Меховых-Ворониных, найден клад из 4200 монет, преимущественно времени царя Михаила Феодоровича. На глубине примерно полтора метра отрыта чернолощёная кубышка с узким горлышком – в ней и находилось сокровище.

Эти два клада целостным комплексом были переданы в музей, а потому стало возможным изучение. В их состав входят довольно необычные на современный взгляд монеты, в обиходе именуемые «чешуйками». Это название происходит от характерной миниатюрной формы, напоминающей рыбью чешую. Также по форме и размеру они близки арбузным или тыквенным семечкам. Такой облик постепенно сформировался со времени возобновления чеканки монет при великом князе Димитрии Донском и развития монетного дела на протяжении XV века. Облик определяла технология изготовления монет – чеканка производилась на расплющенных кусках серебряной проволоки. Равные отрезки могли гарантировать достаточно точный вес, но при этом существенно страдала форма.

В 1534 году была проведена денежная реформы Елены Глинской. Её целью являлось создание единой общегосударственной системы: унификация веса и номинала, централизация монетного дела, вывод из обращения разнообразных и повреждённых монет прежней чеканки. Тогда устанавливается чёткая система номиналов, определившая особенности отечественной денежной системы на длительное время. С того периода чеканились три вида монет: копейка-«новгородка», московская денга и полушка, имевшие вес 0,68, 0,34 и 0,17 грамма. В состав рубля входили 100 копеек, или 200 денег. Полушка составляла четверть копейки, или половину денги. При этом необходимо отметить такую особенность – рубль являлся исключительно счётной единицей (монета такого номинала отсутствовала). Счёт также вёлся на денги и алтыны. Последний составлял 3 копейки или 6 денег. Рубль включал в себя 33 алтына и 2 денги. Наиболее распространённая монета – копейка, – как ни парадоксально, не участвовала в денежном счёте.

Денга великого князя Ивана IV Васильевича. 1534-1547 гг.Облик монет имел свои особенности. Так, на аверсе копейки был изображён всадник с копьём, на денге – всадник с саблей. На миниатюрной полушке размещалось изображение птицы. При этом необходимо отметить, что всадник являлся олицетворением государя – лишь на новых медных копейках Петра I он стал образом Георгия Победоносца, поражающего копьём змея. Примечательно, что со времени принятия Иваном Грозным царского титула в 1547 году на голове всадника стала изображаться трёхзубчатая корона.

На реверсе копейки и денги размещалась многострочная миниатюрная надпись с царским титулом. Так, например, на монетах Бориса Годунова присутствовала следующая надпись: «ЦРЬ I ВЕЛ/ИКI КНSЬ БО/РИСЪ ФЕДОР/ ОВИЧЬ ВСЕЯ/ РУСИ». При этом на штемпелях, изготовленных разными мастерами, шрифт и написание слов могли различаться, включая множество вариантов. Переносы, буквы, орфография были чрезвычайно индивидуальны, определяя порой десятки монетных типов. Также необходимо учитывать, что крайне редко круглые штемпели целиком умещались на разнообразных по форме монетах. Изображение всадника и надпись, как правило, смещались, образуя отдельные фрагменты. Если чиновникам грозила суровая кара за «умаление царского титула» при написании документов, то мастера денежного двора, без должного качества чеканя монеты, представляли образ царя, его имя и титул в случайных и порой абсурдных положениях.

Денга великого князя Ивана IV Васильевича. 1534-1547 гг.При всей хаотичности облика монет, имевших округлую, овальную, угловатую, каплевидную, миндалевидную форму, угловатые выступы и разрывы по краям, изображение всадника порой было весьма утончённым, красивым. Изящная поступь коня, развевающийся плащ, прямая линия копья – всё это производит впечатление. Хотя в ряде случаев, особенно на монетах, отчеканенных в Новгороде, изображение могло быть грубым и схематичным. То же можно сказать и о надписях, нередко выполнявшихся чётким изящным почерком. Даже удивительно, как мастерам удавалось разместить столь обширный текст на кусочках металла размером около полутора сантиметров. На копейках присутствовало обозначение места чеканки (Москва, Новгород или Псков). На новгородских монетах со времени царя Фёдора Иоанновича иногда присутствовала и дата.

Традиционная русская денежная система просуществовала около двух столетий. При этом в течение XVII века неоднократно происходило снижение веса монет. Невыгодные в производстве и чрезвычайно миниатюрные денги и полушки чеканились не при всех государях. Только копейка неизменно оставалась основной монетой. В 1654 году при царе Алексее Михайловиче была предпринята реформа, имевшая цель преобразовать денежную систему по западному образцу, ввести монеты крупных номиналов (рубль, полтина и др.), но техническая отсталость и рискованные спекуляции привели к провалу реформы и «Медному бунту». Лишь Петру I в начале XVIII века удалось осторожно и продуманно провести денежную реформу, заменив «чешуйки» рациональной системой серебряных и медных монет.

Возвращаясь к двум хранящимся в Угличском музее кладам, можно отметить, что первый, состоящий из 500 монет, был зарыт, вероятно, в начале 1610-х годов – в период наиболее трагических событий Смутного времени. Он включает монеты всех царствований, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Василием Шуйским и загадочным Владиславом Жигимонтовичем – польским королевичем Владиславом, официально считавшимся русским государем в 1610-1612 годах. Есть там и копейка второго ополчения 1612-1613 годов.

Второй наиболее значительный клад также включает монеты нескольких царствований, но около 90% из общего числа – времени царя Михаила Феодоровича. Можно сделать вывод, что клад был сокрыт в более позднее время, – возможно, в 1620-х годах.

Глядя на потемневшие от времени, порой окисленные и потёртые монеты, невольно осознаёшь, что эти небольшие пластинки серебра – непосредственные свидетели многих событий почти столетия отечественной истории. После долгого забвения они вновь вернулись к людям, став памятниками давно ушедшей эпохи.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №24 (630) от 19.06.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить