На главную страницу



С экспозицией знакомит Н.В. Чванова, директор Угличского музея (слева – С.Е. Нарышкин, справа – Н.П. Овсиенко, зам. министра культуры)14 мая в Москве, в Доме Российского исторического общества, в рамках форума «Малые города России: историко-культурное наследие и комфортная городская среда» была открыта небольшая выставка с серьёзным названием – «Турецкий берег и задание Кутузова. Из истории русской разведки XVIII века». Выставка является частью совместного проекта Российского исторического общества и Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, который представил одну из ценнейших частей своего разнообразного собрания.

Экспонаты Угличского музея – их всего двадцать шесть – разместились в сводчатом подвальном этаже купеческого особняка на улице Воронцово поле и останутся в тишине старых стен ещё на две недели. Компактной экспозиции мы придали черты кабинета, ведь главные предметы – акварельные пейзажи Балкан, Турции и Египта – и происходят из дома и личного собрания Михаила Илларионовича Кутузова. Здесь они тоже привычно разместились среди вещей из тех же комнат. Это как едва намеченный контур вечера в позапрошлом веке: каминные часы отщёлкивают минуты, сдвинуты кресла и приготовлены курительные трубки, по звону колокольчика вносят свечи, тёплые блики ложатся на панорамы «дальних стран». Ведь было же время, когда люди разговаривали по вечерам, рассказывали и слушали, молчали, рассматривали картины…

Акварели военного видописца прапорщика Гавриила Сергеева уводят зрителя вслед за Кутузовым в 1790-е годы, в Османскую империю. Эти листы – напоминание о большой политической игре, которую он вёл на Босфоре по воле русской императрицы и её именем.

................................................................................................................................................................................................................................................................................

С.Е. Нарышкин, директор Службы внешней разведки Российской Федерации, председатель Российского исторического общества, на открытии выставкиОткрытие выставки состоялось при участии директора Службы внешней разведки Российской Федерации, председателя Российского исторического общества Сергея Евгеньевича Нарышкина и заместителя министра культуры Российской Федерации Николая Павловича Овсиенко. Также выставку посетили участники форума «Малые города России: историко-культурное наследие и комфортная городская среда».

В приветственном слове С.Е. Нарышкин отметил важность и значение проектов, направленных на популяризацию историко-культурного наследия нашей страны. Он напомнил присутствующим, что с 2016 года, с момента подписания президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указа о создании фонда «История Отечества», при непосредственном участии Российского исторического общества была проведена серьёзная работа по освещению российской истории как в нашей стране, так и за рубежом. Была оказана поддержка программам исторического просвещения и сохранения традиций народов России. Он дал высокую оценку совместной работе специалистов Российского исторического общества и Угличского государственного музея по созданию открывшейся выставки.

................................................................................................................................................................................................................................................................................

Турецкое направление было специализацией Кутузова более двадцати лет, его опыт воина, дипломата и разведчика высоко оценили Суворов, Потёмкин и сама императрица. В 1793-1794 годах Екатерина назначила его чрезвычайным послом в Стамбул и предоставила редкое право – по его собственному разумению использовать её «высочайшее имя», действовать им как оружием и инструментом. Получается, она возвела этого человека в степень единомышленника.

Г.С. Сергеев. Вид Стамбула с азиатского берега Босфора. 1793 г.(Незадолго до открытия выставки, 2 мая, исполнилось 290 лет со дня рождения немецкой принцессы, взошедшей на русский престол. Она понимала трудность своей задачи – «Россия велика сама по себе, я что ни делаю, подобно капле, падающей в море». Одной такой каплей должен был стать «Греческий проект», внешнеполитический замысел, на который ей не хватило времени).

После смерти Потёмкина, после русско-турецких войн и переговоров разной степени успеха Екатерина разыгрывает очередную партию этой игры, начатой ещё в начале 1780-х годов. Ей надо отправить чрезвычайного посла к султану в Стамбул, его задание почти формально – проработать частности Ясского мирного договора 1792 года, но, помимо официального указа, будет ему и тайная инструкция, тут-то и нужна свобода действия, манёвра, игры. Кутузов по всем параметрам не подходил на эту роль, но парадоксальным образом только он и мог её исполнить.

Проект «Именем Екатерины Великой». Османские акварели военного художника- видописца Г.С. Сергеева из личного архива М.И. КутузоваВ конце февраля 1793 года посольский караван покинул Петербург: более шестисот человек свиты, тщательно выверенный маршрут по османской территории и беспрецедентная необъяснимая медлительность «ленивого посла». Кутузов растянул недальнюю, всего в неделю, дорогу от границы на Днестре до Стамбула на три месяца. За кулисами его лагерей и пышных приёмов скрывался предписанный инструкцией второй план посольской интриги – работа шестидесяти военных топографов, которые снимали карты местности (карты останутся «рабочими» ещё чуть не весь следующий век). Эта сторона военного дела, картография, в России не была достаточно развита, здесь традиционно полагались на проводников, доверяя им судьбы войны и жизнь солдат. Теперь Генеральный штаб начинает формирование корпуса топографов, в котором было много иностранных специалистов. Они-то и вели большую работу на османских землях – промеряли дороги, фиксировали рельеф местности, наличие водоёмов, способы переправы. Потом им предстояло обследовать окрестности Стамбула, промерять прибрежные глубины Босфора, проникать в крепости по его берегам.

И вот там, где невозможна открытая съёмка местности с инструментами и замерами, появлялся художник-видописец, внешне практически частный человек и любитель «художеств», который системно фиксировал панорамы и ориентиры узловых точек пространства, их потом можно будет читать как карты. Сергеев тщательно рисовал и большую карту Стамбула и Босфора, отметив на ней точки, «откуда снимаемы были виды» (сейчас в Государственном историческом музее). Исследователь этого графического отчёта И.К. Фоменко высоко оценивает его работу, а акварели называет «картины-карты», «стратегические документы» и подчёркивает системность их создания.

(Интерес к нашей теме историков и людей, профессионально занятых вопросами внешней политики и разведки, существует уже давно, и на нынешней выставке состоявшиеся у экспонатов разговоры это подтвердили).

................................................................................................................................................................................................................................................................................

Дворянская усадьба в ШишкиноВсе предметы выставки происходят из дома в усадьбе Шишкино (в 30 км от Углича), принадлежавшей дворянам Опочининым и Тучковым – семье и потомкам младшей дочери М.И. Кутузова – Дарьи Михайловны. Большой двухэтажный дом сохранился, и, возможно, настало время подумать о дальнейшей судьбе этой дворянской усадьбы. В окрестностях Углича нет ни одного восстановленного усадебного комплекса, и именно Шишкино, представляющее интерес для знатоков и любителей отечественной истории, может стать таким значимым объектом.

................................................................................................................................................................................................................................................................................

Колокольчик кабинетный из дома потомков Кутузова. XIХ в.После завершения той экспедиции с акварелей делали копии и гравюры, но часть листов хранил посол, получив их, скорее всего, из рук Сергеева. И это не только оперативный материал – художника привлекает и интерьер Софийской мечети, и сцены городской жизни.

Значение османских акварелей Сергеева вышло далеко за круг военно-дипломатической интриги, они стали историческим документом и живым репортажем из дальних мест, вкладом в развитие русского натурного пейзажа (Сергеев посещал классы Академии художеств).

И есть ещё одно значение этих «окон» в османский мир времени султана Селима III: мы видим Стамбул с его минаретами, прибрежными волнами и далями будто глазами самого посла, увлечённого опасным и притягательным городом. Именно Стамбул делает его универсальной фигурой, «ферзём» на политической шахматной доске Екатерины и готовит для нового противостояния в скором уже 1812 году.

…Угличскому музею посчастливилось хранить у себя это собрание предметов высшей музейной пробы. Вот скорее бы закончить реставрацию дома на Спасской улице, и тогда кочевая жизнь выставки сменится плодотворным покоем постоянной экспозиции. Может, эту тему и в школьную программу введём?

Светлана КИСТЕНЁВА

Фото с официального сайта Российского исторического общества

«Угличанин» №20 (626) от 22.05.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить