На главную страницу

Филипповский мост в половодье. Фото 1930-х гг.Многие старинные города хранят предания и загадки, среди которых не последнее место занимают рассказы о таинственных подземельях и тайных ходах. Есть территории, чьи недра буквально пронизаны древними катакомбами. Конечно, Угличу и большинству соседних городов далеко до таких масштабных сооружений. Зыбкий грунт и позднее распространение каменного строительства лишили потомков многих свидетельств истории. Реальность оказывается куда более скромной и прозаичной. Но, тем не менее, предания существуют и наряду с ними уникальные памятники старины.

Конечно, среди всех мест Углича наибольшее число легенд хранит кремль – наиболее древняя и почитаемая часть города, бывшая крепость, связанная с большинством событий местной истории. Среди зданий много вопросов всегда вызывал княжеский дворец – одно из древнейших каменных жилых зданий России. В его комплекс входят и сохранившаяся Палата, и основания стен других сооружений. После разрушения дворца в Смутное время и разборки на кирпич большинства зданий в начале XVIII века многое забылось – в качестве дворца царевича Димитрия горожане и исследователи длительное время принимали лишь сохранившуюся Палату, удивляясь тесноте и суровости древнего княжеского быта. Но ещё Ф.Х. Киссель в первой половине XIX века писал: «Об обширности дворца Угличских Князей можно судить по фундаментам, которые прорезывают всю крепость на каждом шагу и по всем направлениям».

Сколько сломанных судеб…В День памяти жертв политических репрессий – 30 октября – вспоминают миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора и после него.

30 октября в выставочном зале ДК выступили сотрудники Музея гидроэнергетики Анастасия Даулетова и Елена Бакушева, которые рассказали, в каких нелёгких условиях трудились политзаключённые на строительстве угличского гидроузла. Сколько интеллигентных людей разных профессий, среди которых были талантливые учёные, актёры и актрисы, другие специалисты в разных сферах, в неимоверно трудных физических и психологических условиях создавали Угличскую ГЭС и шлюз, умирали здесь от холода, болезней, тяжёлой работы. Многие по-смертно были реабилитированы. Сколько сломанных жизней, судеб…

Фрагмент южного фасада Смоленской церкви. Рисунок Н.Я. Тамонькина. 1940 г.Давние столетия истории Углича сохранили немного документальных материалов. В страшном огне Смуты погибло большинство архивов XVI века. По этой причине и по ряду других обстоятельств яркая, насыщенная жизнь того времени ныне представляется схематичным вакуумом, очерченным лишь несколькими событиями. От XVII столетия дошли значительно более многочисленные материалы, но уцелело крайне мало документов, касающихся создания архитектурных памятников. Тем ценнее редкие свидетельства, приоткрывающие завесу прошлого.

18 марта 1689 года была заключена рядная запись между игуменией Богоявленского монастыря Еленой и артелью мастеров, принявших обязательство за пятьсот рублей «зделать церковь каменную во имя чудного Богоявления Господня один престол». В документе приводится поимённый список мастеров – угличане, посадские люди Артемий Данилов сын Птицын, Иван Иванов сын Русинов, Иван Елизарьев сын Кисельников, Устим да Клим Васильевы дети Шкурятевы, Степан Парфентьев сын Шапошник, Тимофей Фёдоров сын Братцов, Михайло да Филипп Васильевы дети Устюженцевы, Аника Ивлев сын Чупрунников, Дементий Патрикеев сын Булгаков.

Судьба распорядилась так, что уцелел текст подрядной записи именно на работу угличских мастеров. В результате мы знаем, что в городе были талантливые зодчие, способные создавать великолепные выразительные произведения, украшающие пейзаж на протяжении более трёх столетий. Небезынтересно найти дополнительные сведения о перечисленных людях. Главой артели, несомненно, был Артемий Данилов сын Птицын, но о нём, к сожалению, не удалось встретить каких-либо упоминаний.

О русском дыро-заплатном бытииЖивя в одном из малых туристических городов России, я нередко слышал выражение «город-музей». Это говорят и о Мышкине, и о Плёсе, и, конечно, об Угличе и Суздале. Хорошо понимаю, что это определение является слишком сильным преувеличением действительно существующего. Городов-музеев в России нет и, очевидно, никогда не будет. (Это вам не Санта-Фе в Америке…) Но речь не об этом, а о том, что в основе приведённого мною преувеличения всё-таки есть некоторые основания. И главным из них является множество имеющихся в них музеев. Самых разных и самых необыкновенных. Да и разве только в них?

Необычностей музейного толка появилось немало и в сельской округе таких туристических городов. Вот, например, в угличском Заозерье создаётся Музей «маяков», то есть давних «младших менеджеров» местной торговли. В мышкинском Охотине действует Музей крестьянина-отходника. И примеров таких интересностей сегодня немало. Но, кажется, пальму первенства по яркой необычности создаваемых ими музеев держат краеведы мышкинского села Учма. На их счету целый ряд экспозиций, способных поразить своей нестандартностью. (Например, чего стоит просто необычная экспозиция «Старухи – о любви»!) Но в моём представлении по своей небывалости вне всякой конкуренции стоит Музей дыр и заплат, созданный ими в заволжской деревне Кирьяново (находится, примерно, в 10 километрах от Углича по Рыбинской дороге).

Успенская «Дивная» церковь в период реставрацииТема архитектурных памятников Угличского края является одной из важнейших для местной истории, содержит множество интересных аспектов и неисчерпаемые возможности для новых открытий. Ранее уже писалось о работе в нашей местности балахнинских и ярославских мастеров, в основном определявших каменное строительство в конце XVIII – середине XIX веков. Помимо них, были и угличские мастера – каменщики и кирпичники, – также принимавшие подряды на строительные работы, оставившие значительное наследие. Им посвящена данная статья.

Во второй половине XV – XVI веках в Угличском крае было достаточно развито каменное строительство. Известны каменные Спасо-Преображенский собор и княжеский дворец в кремле, храмы Покровского, Алексеевского, Николо-Улейминского монастырей. На посаде в XVI столетии существовала, по меньшей мере, одна каменная жилая постройка – палата на дворе Ефрема Малафеева сына Толмачёва, на Воскресенской улице, упоминаемая в 1572 году. Очевидно, к исходу XVI века в Угличе сформировались уже собственные артели мастеров. Так, по сведениям Угличского летописца, между Камышевым и Греховым ручьями находилось несколько ремесленных слобод, где, в числе прочих, проживали каменщики и кирпичники. В описании Углича 1620-х годов значатся одиннадцать дворов каменщиков и кирпичников на Федотовой, Окишовой, Ильинской, Сарайской улицах, в Дурасове переулке – «белые» дворовые места, освобождённые от податей. Мастера были записными – находились в ведении учреждённого в 1580-х годах Приказа каменных дел. В их обязанность входило по предписанию государства выполнять различные казённые работы. Правда, в Смутное время места запустели, некоторые мастера погибли или покинули город.

Свияжск. Гравюра XVIII векаЭта дата не отмечена красным цветом в наших календарях, и помнят о ней или специалисты-историки по отечественному средневековью, или убеждённые татарские националисты. И тех, и других, впрочем, не слишком много. Возмущение побеждённых оставим на их совести, а вам, дорогие друзья, напомним, что же случилось в нашей стране 15 октября 1552 года и какое имеет к этому отношение Углич.

Именно в этот день окончательно пало Казанское ханство, пало под мощным ударом русской армии во главе с Иваном IV Васильевичем, молодым тогда ещё великим московским князем, ещё не царем, ещё не Грозным. Пало после столетий вражды со своим близким соседом – Русью, пало после многочисленных попыток и Ивана III, и его сына Василия III решить разными способами эту застарелую проблему нашего государства. Там было всё: и «вечный мир и дружба» между нашими народами, и вероломные предательства татарских правителей, были многочисленные войны с разной степенью успеха с той и другой стороны – историки только за начало XVI века насчитывают свыше сорока грабительских походов казанских татар на Русь.

Государственный кредитный билет 5 рублей. 1884 г. (оборот)В обширном ряду предметов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, значительное место занимают бумажные денежные знаки. За более чем два столетия бытования они постепенно стали основой денежной системы. Именно с ними ассоциируется само понятие «деньги». Конечно, в обращении присутствуют и монеты, но мелкие разменные единицы, коллекционные экземпляры и инвестиционные монеты из драгоценных металлов являются скорее данью традиции, малозначительным и редким дополнением денежной системы.

В наше время получил широкое распространение безналичный расчёт, различные пластиковые карты и электронные платежи, снижающие значение привычных купюр. Когда-то столь же важным нововведением, ломающим привычные стереотипы, стало введение бумажных денег, заменивших самоценную звонкую монету. Это был своеобразный аналог современного безналичного расчёта. О многих интересных фактах истории становления отечественной денежной системы может поведать собрание бонистики Угличского музея.

Реинкарнация музея «Чайка»В редакцию газеты стали поступать звонки от угличан, обеспокоенных закрытием музея часов «Чайка» – музея важной исторической эпохи города. Стало известно, что он больше не будет располагаться по прежнему адресу. Сложившуюся ситуацию комментируют генеральный директор ООО «Компания Анлина» Александр Андрияш, депутат Ярославской областной Думы Алексей Ясинский и бывший работник «Чайки» Виктор Бородулин.

Александр Андрияш, генеральный директор ООО «Компания Анлина»:

– Речь идёт не о закрытии, а о перенесении музея. Причина – планируемый ремонт и реконструкция здания бывшей проходной. Будет логично, если музей, связанный с такой важной частью истории Углича, расположится ближе к туристической части города – в центре. В старом помещении есть проблемы и с коммуникациями, поэтому, чтобы музей был красивым, уютным и конкурентоспособным, его целесообразно перенести в туристическую зону.

Старинный посадский дом Буториных на Черенковой улице. При нём в XVIII веке находилось свечное производствоВ нашем городе в прежние времена бытовало немало промыслов и ремёсел, определявших особенности территории и обширные экономические связи. Таковыми были, например, кожевенное, полотняное, кузнечное производства. Были и другие, не игравшие столь значительной роли, но обеспечивавшие местные бытовые потребности. Без некоторых изделий в прошлом было невозможно обойтись. В таком качестве можно, например, отметить свечное производство. Данная тема представляется своевременной в пасмурную и промозглую осеннюю погоду, когда дни становятся всё короче, о летнем солнце и тепле остаются лишь воспоминания. В такое время небезынтересно проследить, чем наши предки освещали жилища до изобретения электричества.

Джильс Флетчер, посетивший Россию в 1588-1589 годах в качестве английского посла, в своей книге «О Русском Государстве» писал, что лучшее сало производилось «в областях: Смоленской, Ярославской, Углицкой, Новгородской, Вологодской, Тверской и Городецкой». Углич был назван в числе крупнейших поставщиков топлёного сала в Европу, а именно оно долгое время в основном служило для изготовления свечей. В Угличском крае при недостаточно плодородных землях было развито животноводство. Также при наличии многих церковных постов спрос на мясные продукты периодически снижался. В качестве ещё одной причины широкого экспорта в XVI веке можно отметить, что в России в то время сальные свечи ещё не получили значительного распространения – зажиточные люди пользовались восковыми, а бедные жгли берёзовую лучину.

Воскресенский монастырь со стороны церкви Рождества Иоанна ПредтечиЗдания Воскресенского монастыря были возведены на песчаном грунте. Недаром эта часть угличского посада в старину носила название Песочная слобода, а собственно территория монастыря занимала место Лужников, или Лужиц, где весной и в ненастье застаивались талые и дождевые воды. Из-за слабости насыщенного водой грунта начались просадки фундаментов. И уже в конце XIX – начале XX веков стены здания прорезали глубокие трещины. Северо-восточная глава Воскресенского собора накренилась к востоку. Бывавшие в то время в Угличе любители русской старины и искусствоведы отмечали аварийное состояние памятника древнего зодчества.

Его положение ещё более ухудшилось с постройкой ГЭС, заполнением водохранилища и засыпкой низовий Троицкого ручья. Поднявшиеся воды размягчили грунт в западной части города и ускорили процессы разрушения Воскресенского монастыря.