На главную страницу



Успенская «Дивная» церковь в период реставрацииТема архитектурных памятников Угличского края является одной из важнейших для местной истории, содержит множество интересных аспектов и неисчерпаемые возможности для новых открытий. Ранее уже писалось о работе в нашей местности балахнинских и ярославских мастеров, в основном определявших каменное строительство в конце XVIII – середине XIX веков. Помимо них, были и угличские мастера – каменщики и кирпичники, – также принимавшие подряды на строительные работы, оставившие значительное наследие. Им посвящена данная статья.

Во второй половине XV – XVI веках в Угличском крае было достаточно развито каменное строительство. Известны каменные Спасо-Преображенский собор и княжеский дворец в кремле, храмы Покровского, Алексеевского, Николо-Улейминского монастырей. На посаде в XVI столетии существовала, по меньшей мере, одна каменная жилая постройка – палата на дворе Ефрема Малафеева сына Толмачёва, на Воскресенской улице, упоминаемая в 1572 году. Очевидно, к исходу XVI века в Угличе сформировались уже собственные артели мастеров. Так, по сведениям Угличского летописца, между Камышевым и Греховым ручьями находилось несколько ремесленных слобод, где, в числе прочих, проживали каменщики и кирпичники. В описании Углича 1620-х годов значатся одиннадцать дворов каменщиков и кирпичников на Федотовой, Окишовой, Ильинской, Сарайской улицах, в Дурасове переулке – «белые» дворовые места, освобождённые от податей. Мастера были записными – находились в ведении учреждённого в 1580-х годах Приказа каменных дел. В их обязанность входило по предписанию государства выполнять различные казённые работы. Правда, в Смутное время места запустели, некоторые мастера погибли или покинули город.

В 1624 году каменщики из Углича были вызваны на строительство Можайской крепости, после утраты Смоленска ставшей первостепенной в обороне западных подступов к Москве. Когда мастер Вавилка Кирпичников не явился на работы, угличскому воеводе была направлена царская грамота с грозным обвинением в укрывательстве: «делаешь нашему Можайскому городовому каменному делу мотчанье и поруху великую». К сожалению, возведённый в 1624-1626 годах кремль с восемью башнями не сохранился до настоящего времени – был разобран в начале XIX века.

Можайский кремль. Миниатюра из книги об избрании на царство царя Михаила Феодоровича. XVII в.В Угличском крае тоже велись некоторые каменные работы, связанные с восстановлением храмов кремля и Покровского монастыря. Но наиболее значительное строительство развернул в 1620-х годах настоятель Алексеевского монастыря Мисаил. Бывший келейный старец патриарха Филарета явно имел обширные возможности. В Писцовых книгах 1629-1631 годов сообщается: «да в том же монастыре устроено вновь во 136 (1628) году каменнаго дела палат вверху и в исподи 8 служеб да колокольня верх шатровая, да церковь Пречистыя Богородицы Одигитрия с трапезою на подклетах». Там содержится упоминание о пристройке к Алексеевской церкви с палатами и колокольней и об Успенской «Дивной» церкви с трапезной.

Обитель располагала собственными мастерами, проживавшими в Алексеевской слободе. В Писцовых книгах перечислены каменщики Степанко Патрекеев, Гришка Волк, Тренка Фёдоров, Левка Алексеев, Елисейко Григорьев, Гришка Семёнов, Любимко Борисов, а также кирпичники Ивашко Кузьмин, Минка Телятев, Фомка Карпов, Тимошка и Ондрюшка Ивановы Заварзины, Ивашко Трофимов. Не вызывает сомнений, что перечисленные в Писцовых книгах люди принимали участие в создании выдающегося шедевра древнерусского зодчества – Успенской «Дивной» церкви. Впрочем, не исключено, что храм был лишь восстановлен и перестроен в 1620-х годах. Многие исследователи обращали внимание на характерный для зодчества XV – начала XVI веков аркатурно-колончатый пояс алтарных апсид, слишком архаичный для первой трети XVII века, и осторожно высказывали предположения о более раннем происхождении храма. В Угличском летописце сообщается, что «троеверхая или троешатровая» церковь с двумя приделами была построена в 1547 году.

При этом необходимо отметить, что характерный для московского зодчества шатровый храм не оказал существенного влияния на местную архитектуру, не вызвал подражаний. Разорённый в Смутное время город был слишком слаб, чтобы вести каменное строительство, едва насчитывал тысячу жителей. В Угличе после высылки мастеров на казённые работы и отсутствия местного спроса в Писцовых книгах 16741676 годов значатся лишь один каменщик – бобыль Михаил Борисов – и один кирпичник – «молотчей человек» Микифор Минин, жившие на Ильинской и Сарайской улицах. Но 1670-е годы стали переломным временем – с этого десятилетия в Угличском крае вновь возобновляется каменное строительство, вступает в пору становления и расцвета.

Знак угличского кирпичного цеха. XVIII-XIX вв.Как известно, в 1674-1677 годах на средства ростовского митрополита Ионы Сысоевича возводится архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря. Интересно проследить, кто мог являться автором этого выдающегося сооружения. Можно отметить, что Воскресенский монастырь имеет мало общего со знаменитым митрополичьим двором (Ростовским кремлём) и другими ростовскими памятниками. Создававшие их мастера во многом ориентировались на формы Успенского собора начала XVI века. В Угличе ситуация была иной – изначально возведённый Воскресенский собор композиционно близок ярославским храмам, также содержит черты московского зодчества.

А.Н. Горстка в Синодике Воскресенской обители выявил поминальные записи: «Род подмастерья каменных дел Ивана Саккулина да каменщика Стефана Иванова, да каменщика Ивана», «Род с Москвы каменных резных дел мастера Григорья Иванова Сына Устинова». Были просмотрены писцовые книги соседних с Угличем ведущих строительных центров – Ярославля, Ростова, Костромы, – но в них не встретилось упоминаний об Иване Саккулине и Стефане Иванове. Не прослеживаются они и в местных документах. Не были ли они выходцами из Москвы? Относительно Устиновых можно отметить следующее: в 1670-х годах на дворе Успенской церкви в Дурасовом переулке (восточная часть Успенской площади) проживал дьяк ростовского митрополита Алексей Устинов, при нём брат Иван и его сын Григорий тринадцати лет. Как справедливо было отмечено, дьяк Алексей Устинов состоял в Угличе доверенным лицом митрополита Ионы и явно руководил строительством Воскресенского монастыря. Г.И. Устинов – будущий известный архитектор петровского времени. При этом Устиновы едва ли были коренными угличанами, скорее временно направленными должностными лицами.

Воскресенский собор лишь чёткой симметричной структурой близок ярославскому зодчеству. При этом, сравнивая его с известными храмами, мы не встретим точных аналогов. В ярославской традиции иначе трактовались оформление окон четверика, пластический декор фасадов, присутствовали крупные и высокие барабаны пятиглавия с частым аркатурно-колончатым поясом. Архитектурное решение храма ближе московской традиции. Не вызывает сомнений, что митрополит Иона мог вызвать для осуществления своих замыслов столичных мастеров. Важной чертой облика Воскресенского собора является его изысканный декор, включающий детали из лекального кирпича, разнообразные формы наличников. Вплоть до строительства в начале XVIII века нового Спасо-Преображенского собора в Угличе не будет таких утончённости и многообразия.

Пристроенные несколько позднее к Воскресенскому храму звонница и трапезная со Смоленской церковью имеют более простой декор, характеризующийся меньшим использованием фигурного кирпича. Они явно возведены другой артелью мастеров. Можно задаться вопросом: отмеченные в Синодике Иван Саккулин и Стефан Иванов на каком этапе могли принимать участие в создании монастырского ансамбля?

Вероятно, та же артель мастеров после завершения трапезной и звонницы, в 1689-1700 годах, осуществила строительство расположенной по соседству церкви Рождества Иоанна Предтечи. В её оформлении применён похожий декор, включающий наличники с парными килевидными и вогнутыми сандриками, миниатюрными двойными кубышками и жгутами, характерные Т-образные «городки» в составе карнизов. Храм также характеризуется умеренным использованием фигурного кирпича – лишь в оформлении звонницы присутствует насыщенный утончённый декор.

В качестве итога можно отметить, что возведение ансамбля Воскресенского монастыря стало настоящей школой для угличских мастеров, позволило вновь сформировать кадры каменщиков и строительных артелей. Выдающийся ансамбль стал примером и источником подражаний.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №43 (649) от 30.10.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить