На главную страницу



Старинный посадский дом Буториных на Черенковой улице. При нём в XVIII веке находилось свечное производствоВ нашем городе в прежние времена бытовало немало промыслов и ремёсел, определявших особенности территории и обширные экономические связи. Таковыми были, например, кожевенное, полотняное, кузнечное производства. Были и другие, не игравшие столь значительной роли, но обеспечивавшие местные бытовые потребности. Без некоторых изделий в прошлом было невозможно обойтись. В таком качестве можно, например, отметить свечное производство. Данная тема представляется своевременной в пасмурную и промозглую осеннюю погоду, когда дни становятся всё короче, о летнем солнце и тепле остаются лишь воспоминания. В такое время небезынтересно проследить, чем наши предки освещали жилища до изобретения электричества.

Джильс Флетчер, посетивший Россию в 1588-1589 годах в качестве английского посла, в своей книге «О Русском Государстве» писал, что лучшее сало производилось «в областях: Смоленской, Ярославской, Углицкой, Новгородской, Вологодской, Тверской и Городецкой». Углич был назван в числе крупнейших поставщиков топлёного сала в Европу, а именно оно долгое время в основном служило для изготовления свечей. В Угличском крае при недостаточно плодородных землях было развито животноводство. Также при наличии многих церковных постов спрос на мясные продукты периодически снижался. В качестве ещё одной причины широкого экспорта в XVI веке можно отметить, что в России в то время сальные свечи ещё не получили значительного распространения – зажиточные люди пользовались восковыми, а бедные жгли берёзовую лучину.

Можно также сказать, что бортничество, заготовка мёда и воска, в Угличском крае имели меньшее развитие, вероятно, в основном служа для местных потребностей и небольшой торговли. По крайней мере Дж. Флетчер крупнейшими экспортёрами называет территории Мордвы, Северскую, Рязанскую, Муромскую, Казанскую, Дорогобужскую и Вяземскую.

Похожие принципы экономического развития сохранялись и в последующее время. По описи 1665 года в Угличе было всего два мастера-свечника, по Писцовым книгам 1674-1676 годов – уже четыре. На Фалелеевой улице находился двор «молотчего человека» Анисима Кондратьева, сына свешника. На Богоявленской, Панской и Скоковой улицах жили свешники Фёдор Григорьев, Иван Константинов и Данила Кононов, пребывавшие, в отличие от первого горожанина, в низком статусе бобылей. На торговой площади находился ряд Свешной и Квасной, состоявший из десяти полков-прилавков. Всё перечисленное свидетельствует о малом развитии в Угличе XVII века свечного производства в сравнении с другими ремёслами – город ещё не вполне оправился от бед и разрушений Смутного времени, численность населения была незначительной.

Подсвечник. Втор. пол. XIХ в. Фабрика И. Фраже. ВаршаваВ XVIII столетии ситуация несколько меняется. В Переписной ландратской книге 1717 года отмечено уже семь угличан-свешников. Перечислим их поимённо: на Петровском берегу посадский человек Иван Афанасьев сын Васильевской, «промысел имеет свешной»; на Богоявленской улице бобыль Григорий Леонтьев Бычков, «льёт свечи сальныя»; на Черенковой улице посадские люди Иван Фёдоров, Степан Фёдоров и бобыль Роман Фёдоров Буторины – «промысл имеют свешной»; на Мостовой улице бобыль Михайло Петров Водопьянов, «а ремесло имеет – сучёт свечи вощаныя»; на Конюшенной улице посадский человек Алексей Яковлев Протопопов, «а промысл имеет прянишной и свечной».

Перечисленные горожане проживали на незнакомых нам средневековых посадских улицах, примерно находившихся в районе современных Ленина, Первомайской, Гражданской, Ярославской, Островского, то есть в центральной части нынешнего города. В большинстве случаев точно не описан характер занятий, но отмечено, что некоторые из них занимались изготовлением сальных свечей, другие – восковых. Можно ещё добавить, что в Угличе с XVII века известна фамилия посадских людей Свешниковых – в какие-то периоды они, несомненно, занимались свечной торговлей или производством.

В описании Углича, составленном местными властями в апреле 1776 года, были отмечены 16 мастеров, «которые вощаные свечи сучат» и столько же мастеров, «которые свечи сальныя льют». Также сообщается, что воск и мёд угличане в основном закупали в Туле, а по поводу сальных свечей: «производят топленья из покупнаго говяжьяго сала и льют для продажи в здешнем городе свеч до 2135 пуда, а отпуску из них никуда отсюда не бывает». В описании 1794 года добавляется: «Также льют и мачут сальные свечи и сучат восковыя».

Ножницы-«съемцы» для снятия нагара со свечей. XIХ в.Можно заметить, что повсеместно упоминается технология производства свечей. Так, сальные отливали в оловянных формах или изготавливали методом макания, когда прикреплённые к батожку светильни-фитили многократно опускали в ёмкость с горячим растопленным салом. Большие восковые свечи производили способом сучения – при этом горизонтально натянутую светильню равномерно облепливали тёплым воском, затем для выравнивания катали по гладкой поверхности. Тонкие церковные свечи изготавливали с помощью обливания или появившимся позднее способом протягивания между двумя деревянными барабанами.

Предприятия традиционно располагались на территории города, нередко становясь причиной несчастий. Один из крупнейших в истории Углича пожаров произошёл в ночь с 25 на 26 сентября 1793 года. Он начался на сальном заводе купца Дмитрия Васильева Бычкова, находившемся на перекрёстке Пробойной улицы и Прянишникова проулка (район перекрёстка улиц Спасской и Ленина). Истребив заводские постройки, огонь перекинулся на торговую площадь и Сенную улицу. Сгорело до четырёхсот шестидесяти торговых лавок, хлебных и соляных амбаров со всем товаром, «купецких домов до сорока и со многим домовым запасом», харчевни и постоялые дворы, Касьянова часовня, выгорел верхний этаж Казанской церкви.

Подсвечник. Втор. пол. XIХ в.В тот период уже вводился генеральный план Углича, в соответствии с которым под промышленные предприятия была отведена территория на северной окраине города за Селивановским ручьём. Около перекрёстка Рыбинской и Ярославской дорог был создан 72-й землемерный квартал, предназначенный для постройки сальных заводов, состоявший из четырёх участков. На том месте первый деревянный сальный завод построил посадский Василий Григорьев Саватеев, затем, в 1794 году, подали прошения в Городовой Магистрат купцы Дмитрий Васильев Бычков, Иван и Василий Петровы Бычковы, вдова купеческая жена Ульяна Петрова Бычкова. Их фамилии в последующие годы принадлежал почти весь 72-й квартал. Ныне это местность Совхозной улицы. Там, помимо старинных особняков, сохраняется одноэтажное протяжённое здание с неоштукатуренными краснокирпичными фасадами и следами широкого арочного входа в центре. Вероятно, оно являлось одной из построек сально-свечных заводов купцов Бычковых.

В Топографическом описании Ярославской губернии 1803 года отмечено, что «вырабатываемые свечи, за продовольствием здешнего города, отвозят частью в Санкт-Петербург. Сало покупают в Угличе у сельских жителей и в ближайших селениях, на торгах и ярмарках. Бумажную светильню закупают на Ростовской ярмарке». В Угличе в тот период находились при домах три сальных завода, принадлежавших купцам Петру Александрову, Дмитрию и Андрею Бычковым. Ежегодно с помощью вольнонаёмных людей они производили от 500 до 1000 пудов маканых и литых свечей на сумму от 3000 до 6000 рублей. В 1830-40-х годах также значатся три свечных завода, по словам Ф.Х. Кисселя, довольно обширных и в цветущем состоянии.

Правда, их расцвет не мог быть долгим – вскоре получили распространение более удобные и практичные стеариновые свечи, вытеснившие сальные. Известно, что к началу ХХ века потомственные почётные граждане Бычковы в своём имении на выезде с Ярославской дороги содержали мыловаренный завод и торговлю керосином.

В заключение отметим, что на Пятницкой площади при каменном двухэтажном доме купцы Ожёговы содержали свечно-восковой завод (площадь Советская, 6). В XIX веке они поставляли восковые свечи во многие угличские храмы. Этот заводик был одним из немногих предприятий, действовавших в Угличе в период упадка местной экономики. Таковы черты жизни прошлого, сведения о давно забытом старинном производстве.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №41 (647) от 16.10.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить