На главную страницу

Кабаки и кружечные дворыРазличные питейные заведения с давних пор занимали важное место в жизни горожан. Они могли являться местом общения, встреч, обсуждения деловых вопросов, но их социальное и экономическое значение было значительно глубже и весомее. Попробуем коснуться некоторых эпизодов этой небезынтересной стороны жизни прошлого.

Традиционно приготовление различных хмельных напитков (медов, пива) являлось домашним делом, но со стороны общества и правительства осуществлялся контроль – дозволялось их изготавливать только в праздники и для своих личных потребностей. В особенности это касалось винокурения – изготовления хлебного вина, как прежде именовали водку. Это дело являлось чрезвычайно выгодным, поэтому уже на раннем этапе было взято под контроль государства. При великом князе Иване III при изготовлении хлебного вина для домашних нужд полагалось платить явочную пошлину и держать его не более нескольких дней. Иначе следовало изъятие. Примерно с середины – второй половины XVI века государство полностью монополизировало производство хмельных напитков. Простому населению запрещалось их приготовление. В городах и сельской местности создавались кабаки, которые отныне становились единственным местом производства и реализации.

Чертеж земли Пелымского города. Чертёжная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым, нач. XVIII в., фрагментС этих обнадёживающих строк одного из лучших программных стихотворений Андрея Углицких началась его творческая встреча с угличанами 2 февраля в Красной гостиной кремля.

А было это так… «15 мая 1591 года в день субботний на шестой неделе по Пасхе…» Да, вы не ошиблись! Эта встреча вновь и вновь заставила угличан вспомнить о загадочной, овеянной многочисленными легендами, преданиями и версиями, гибели малолетнего царевича Димитрия. События этого судьбоносного дня явились прологом Смутного времени и началом тяжких испытаний, выпавших на долю угличан.

Андрей Клавдиевич Углицких является их потомком! Семейное предание гласит «…что давным-давно жил-де царь Фёдор, что убили в городе Угличе младшего братика его - царевича-мальчика, по имени Димитрий. Что разгневанные угличане самосудно казнили убийц. Что горожан тех оклеветали-де, перед царём Фёдором, который и повелел в наказание сослать их за Уральский камень. Что после отбытия немилости ссыльные остались на Урале, на Вишере, основав поселение свое, названное ими в честь царя Фёдора – деревней Федорцовой, из которой все мы, Углицких, и происходим…»

Оклад Евангелия, поступившего из Леонтьевской церкви. 1790 г.Продолжаем обзор новой экспозиции прикладного искусства в галерее «Под благодатным покровом», вызвавший большой интерес у читателей. Помимо ранее описанных предметов старинной церковной утвари, происходящих из Алексеевского монастыря, в экспозиции представлено множество других интересных памятников – замечательных произведений ювелирного искусства, драгоценных реликвий прошлого.

Наряду с вкладом князя Ф.И. Мстиславского одним из наиболее ценных и уникальных в собрании Угличского музея является вклад ростовского митрополита Ионы Сысоевича в Воскресенский монастырь. До наших дней сохранились напрестольный крест 1676 года, потир 1679 года, а также две звездицы и копие. Впервые в полном составе они представлены в экспозиции.

Изысканностью и совершенством форм привлекает внимание священный евхаристический сосуд – потир. Предмет состоит из полусферической чаши и вытянутого поддона с витыми ложчатыми выступами. На их стыке расположено богато орнаментированное яблоко. Аналогичные гравированные и чеканные орнаменты покрывают другие части основания. С ним контрастируют гладкие поверхности чаши с размещёнными в круглых клеймах гравированными изображениями Голгофского креста и «Деисуса» (обращённых в молении к Спасителю Иоанна Предтечи и Богоматери). По верхнему краю проходит узорная надпись вязью – канонический текст из Евангелия от Матфея, сообщающий о предназначении чаши: «Пиiте от нея вси: сия есть кровь моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление греховъ». На нижней кромке поддона размещена узкая полоса вкладной надписи: «Лета 7187 (1679) года сделаны сии священныя сосуды тщанием и радением преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, в монастырь Воскресения Христова, что на Углече».

Новая книгаВ издательстве «Версты» в декабре минувшего года увидела свет новая книга известного в Угличе врача и краеведа В.Г. Курочкина. В библиотеке имени И.З. Сурикова на заседании Угличского краеведческого общества состоялась её презентация.

Новая книга состоит из двух томов и называется «Углич революционный». Она посвящена 100-летию установления советской власти в Угличе и 90-летию со дня рождения отца автора – Германа Михайловича Курочкина, бывшего директора архива, экскурсовода и краеведа. К 50-летию советской власти в Угличе он по заданию ГК КПСС опубликовал в районной газете свои многочисленные статьи о революционных событиях в нашем городе и уезде. В течение года автор в свободное от основной работы время изучал в библиотеке Угличского музея и редакции районной газеты подшивки газет с 1964 по 2006 годы, нашёл все статьи отца и других авторов о революционных событиях. В написании книги использовались также рукописи этих статей. Оказалось, что многие статьи директора архива в газете выходили в сокращённом варианте. В книге же все материалы впервые опубликованы в полном объёме, а некоторые никогда ранее не публиковались, например, «Хроника политической и культурной жизни в Угличе в 1919 году», «Установление советской власти в Большом Селе».

Капитель колонны южного портала Спасо-Преображенского собора. Нач. XVIII в.Многие угличане, наверное, заметили, как в осенние месяцы преобразилась территория около Филипповского моста. Перед фасадом галереи «Под благодатным покровом», обращённым к Каменному ручью, была сооружена изящная лестница с металлическими перилами и вымощенными плиткой площадками. Местность приобрела стильное оформление, подобающее городскому центру и одному из наиболее заметных зданий.

Перечисленные изменения не случайны – лестница служит входом в нижний зал галереи, где так же, как и на верхних этажах, размещается экспозиция. Так организуется отдельный удобный вход в музейное пространство, которое со временем может стать одним из наиболее интересных туристических объектов. Все возможности для этого существуют. Первым и наиболее значимым фактором является само помещение, имеющее оригинальный и колоритный облик.

Напрестольный благословенный крест. Вклад князя Ф.И. Мстиславского в Алексеевский монастырь. 1623 г.Город Углич известен своей давней историей, участием во многих важных событиях, связью с правившими династиями и значительными личностями отечественной истории. О славном прошлом города напоминают не только тексты летописей и других документов, но и сохранившиеся памятники старины, различные исторические реликвии. Среди них особенно примечательны драгоценные предметы церковной утвари, прежде украшавшие местные монастыри и храмы. Часто эти предметы являлись именными вкладами представителей знати «на помин души» родителей или родственников, а также царскими пожалованиями. Данные факты свидетельствуют, что местные святыни пользовались известностью и почитанием в масштабах государства, что нашему городу нередко уделяли внимание выдающиеся личности.

В 2007-2017 годах на втором этаже Палаты дворца удельных князей действовала экспозиция «Сокровища древнего Углича», где были представлены предметы декоративно-прикладного искусства, памятники церковной старины и ювелирного искусства. В ныне действующих экспозициях Палаты и церкви царевича Димитрия «на крови» также можно видеть комплекс царских вкладов и других исторических реликвий.

В последние месяцы 2018 года в одном из отделов Угличского музея – галерее «Под благодатным Покровом» – были проведены значительные ремонтные работы. При этом обновлено оформление интерьеров, а действовавшая ранее экспозиция живописных и графических работ известного художника С.Б. Симакова (игумена Рафаила) дополнена комплексом ювелирного и прикладного искусства, размещённым в специально изготовленных витринах. В экспозиции галереи вновь можно видеть «Сокровища Углича» – наиболее интересные и ценные предметы старинной церковной утвари, выдающиеся произведения искусства. При создании экспозиции было уделено внимание не только художественной ценности предметов, но и их связи с историей края. Практически все они имеют собственную историю, заключённую во вкладных надписях и текстах документов.

Голод«Дети мои, на мою голову пало пережить несчастное горе, тягчайшее бедствие – ГОЛОД», – так начинает свой блокадный дневник 1941-1944 годов наш земляк Михаил Бучкин. Послание, носящее личностный характер, сегодня, спустя десятилетия, приобретает иной смысл, звучит, скорее, как обращение к потомкам. И потому внучка угличанина Ольга Русакова, живущая в Санкт-Петербурге, дала своё согласие Угличскому родословно-краеведческому обществу (в лице И.В. Сагнака) на его издание. Мы же сегодня имеем возможность публикации в «Угличанине» лишь небольших отрывков из его воспоминаний, поскольку формат газеты не позволяет этого сделать полностью.

«При нормальном, плавном течении жизни, при известной обеспеченности жизни и уюте домашнего очага, когда нас не волнует беспокойство: «А что пошлёт судьба покушать на вечер?», когда мы не начинаем свой день молитвой со слезами в душе: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!», то мы – люди, вечно недовольная дрянь, – начинаем дурить. Мы ноем о неудовлетворённости жизнью, о разочарованиях в своих неясных, расплывчатых мечтах, набрасываем на себя похоронный балахон чёрной меланхолии и идём по жизни, как факельщики подле своего гроба.

Блокадные дети в детском доме села Прилуки с воспитателем Антониной Александровной ТомиловойТрогательная находка поступила в Угличский музей зимой прошедшего года. На чердаке дома № 8 на улице Спасской при уборке мусора обнаружили маленький башмачок. В этом здании, переданном в настоящее время музею для создания новых экспозиций, раньше находился детский дом, в который в годы Великой Отечественной войны были привезены дети из блокадного Ленинграда. Со слезами на глазах рассматривали сотрудники музея сморщенный от времени башмачок довоенного изготовления. Он мог принадлежать ребёнку 4-5 лет.

Блокада Ленинграда стала самой горькой страницей в трагической истории Великой Отечественной войны. Голод, холод, бомбёжки – беспощадная смерть уносила сотни тысяч жизней ленинградцев. Участь детей, особенно малышей, была самой страшной – они были обречены. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам» вошли в историю беспримерной трагедией. Дорогой жизни стала дорога на Большую землю по Ладожскому озеру, и первыми начали вывозить из окружённого города детей.

Начальник археологической экспедиции 2006 г. в Пелым Андрей ЕрмоленкоОсвоение русского порубежья в Сибири в конце XVI века носило характер военной колонизации. Вслед за походом «русского Колумба» – Ермака – через Урал в Сибирь двинулись и московские служилые люди. На таёжных реках вставали русские остроги со стрелецкими гарнизонами. А первым «мирным» населением пограничных крепостей стали уроженцы города Углича. Сосланные по «Угличскому делу» в 1591 году бунтовщики были отправлены в Тобольск и Пелым, а с ними вместе – набатный колокол.

Расположенный глубоко в уральской тайге, Пелымский острог неласково встречал своих первых жителей. Сорокаградусные морозы зимой, тучи комаров летом, неплодородная почва, дикие края. Даже сегодня Пелым – один из наиболее труднодоступных населённых пунктов Свердловской области, а уж в XVI веке дорога до него занимала долгие месяцы. Единственным путём служили реки. Окрестности Пелыма в те годы населяли манси (или по-старорусски «вогулы») – незлобный, но суровый северный народ.

Фасад Покровского собора. Фрагмент чертежа 1838 года, выполненного П.П. МасленниковымВ собрании Угличского музея хранится старинный чертёж собора Покровского Паисьева монастыря. На лицевой стороне в начале обширной экспликации содержится надпись коричневыми чернилами: «Планъ и фасадъ съ сѣверной стороны Соборной каменной Покрова Пресвятыя Богородицы церкви съ двумя придѣлами…, что близъ Города Углича, въ теперешнемъ ея видѣ, 1838-го года Iюля 5-го дня». В самом низу листа под масштабной линейкой мелко, едва заметной строчкой, размещена подпись: «Снималъ и чертилъ Угличскаго уѣзднаго училища учитель Черчения и Рисованiя Губернскiй Секретарь Пётръ Маслениковъ».

Данный чертёж можно признать лучшим из всех известных изображений древнего собора. Есть фотографии, есть рисунки, но только здесь графические линии и тонировки передают документально точный и в то же время выразительный облик одного из наиболее значительных архитектурных памятников Угличского края, «Золотого века» князя Андрея Васильевича Большого, второй половины XV столетия. Не вызывает сомнений, что незаурядной личностью был и человек, столь тщательно и качественно выполнивший чертёж. Более того, изучение архивных документов позволяет установить, что он являлся представителем одной из местных творческих династий.