На главную страницу



Капитель колонны южного портала Спасо-Преображенского собора. Нач. XVIII в.Многие угличане, наверное, заметили, как в осенние месяцы преобразилась территория около Филипповского моста. Перед фасадом галереи «Под благодатным покровом», обращённым к Каменному ручью, была сооружена изящная лестница с металлическими перилами и вымощенными плиткой площадками. Местность приобрела стильное оформление, подобающее городскому центру и одному из наиболее заметных зданий.

Перечисленные изменения не случайны – лестница служит входом в нижний зал галереи, где так же, как и на верхних этажах, размещается экспозиция. Так организуется отдельный удобный вход в музейное пространство, которое со временем может стать одним из наиболее интересных туристических объектов. Все возможности для этого существуют. Первым и наиболее значимым фактором является само помещение, имеющее оригинальный и колоритный облик.

Здание, где ныне находится галерея, было построено в 1806-1807 годах городским обществом для торговых нужд, но уже в 1820-х годах исключительно удобно расположенное здание стало использоваться военным ведомством. Его арендовала квартирная комиссия для потребностей стоявших в Угличе полков. Первой из таковых потребностей была размещённая на верхнем этаже швейная мастерская. В здании также находились гауптвахта, школа полковых музыкантов. При этом следует отметить, что гауптвахтой в XVIII-XIX веках называли здание для размещения личного состава караула (само слово в переводе с немецкого означает «главный караул»). Отсюда осуществлялся развод караулов на различные установленные в городе посты. С конца XIX века в здании размещалось Полицейское управление, а в течение нескольких месяцев 1917 года – Комиссариат Временного правительства. Так что общественный дом у Филипповского моста длительное время являлся одним из важнейших зданий города.

Основания колонн порталаДом строился одновременно с ведущим в кремль соборным мостом – по оформленному 17 января 1806 года Городской думой договору их возводила артель известного подрядчика каменных дел крестьянина Нижегородской губернии Балахонской округи Петра Иванова. В здании изначально был запланирован сводчатый подвал, который на протяжении XIX века сдавался в аренду под купеческие склады. Позднее, в советское время, расположенный над береговым склоном Каменного ручья вход был засыпан, а само помещение заброшено. Подвал вновь откопали в начале 1990-х годов. В помещении размещались антикварный магазин, творческое ателье «Изограф», пока в 2000-х годах здание не было передано для создаваемой галереи «Под благодатным покровом». Музей был открыт 21 июля 2007 года, но нижний зал потребовал значительно более длительных работ, в ходе которых старинные конструкции были выведены из аварийного состояния, а помещение получило тщательно продуманный интерьер. Его основу составляет открытая краснокирпичная кладка массивных сводов, опирающихся на центральный столб. Это и оригинальное дизайнерское решение, и уважительное отношение к трудам старых мастеров, вручную изготавливавших кирпичи, по деревянным кружалам ведших кладку на известковом растворе.

Здесь в глубине представлены работы С.Б. Симакова (игумена Рафаила), посвящённые сотворению мира, зарождению христианства, философскому осмыслению темы жизни и смерти. Именно в напоминающем катакомбы старинном подвале, наиболее ярко и осмысленно раскрываются обозначенные темы.

Вокруг среднего столба, под графической серией работ «Камни Рима», размещён комплекс местных архитектурных деталей. Если мировой римской державе судьбой было уготовано стать колыбелью новой христианской религии, то на нашей скромной провинциальной почве строительство и украшение храмов в немалой степени способствовало развитию искусства, формированию богатейшей самобытной культуры.

Значительный раздел экспозиции посвящён белокаменному декору Спасо-Преображенского собора. Как известно, существующий собор был построен в 1700-1706 годах на месте обветшавшего каменного храма второй половины XV века, периода правления князя Андрея Васильевича Большого. Как явствует из подрядной записи, собор возведён артелью мастеров из Ярославского уезда, которую возглавлял крестьянин вотчины стольника Григория Семёновича Васильчикова села Знаменского деревни Юрятина каменных дел подрядчик Григорий Фёдоров. Присмотр за работами осуществлял Григорий Иванов сын Устинов – происходивший из Углича будущий известный архитектор петровского времени.

Композиция собора восходит к традициям XVII столетия, но в убранстве фасадов доминирует насыщенный декор в стиле «нарышкинское барокко». Среди декора особенно выделяется резной белокаменный портал южного входа. Он состоит из двух витых коринфских колонн, поднятых на стилобаты, карниза и лучкового сандрика. Все детали покрыты затейливой объёмной резьбой: колонны оплетает виноградная лоза, карниз обработан растительным орнаментом, иониками и листьями аканта. Под фризом на уровне капителей колонн размещены скульптурные изображения херувимов. Детали портала также имели полихромную окраску, следы которой сохранились.

При реставрации 1959-1965 годов обветшавшие повреждённые белокаменные колонны были демонтированы и заменены деревянными копиями. Оригиналы переданы в музей. В экспозиции можно видеть детали колонн портала – составные части стволов, капители. Целостный вид представлен на отпечатанной в виде баннера копии рисунка Н.Я. Тамонькина 1940 года. Тончайшая скульптурная резьба колонн – это настоящее культурное сокровище Углича, достойное самого пристального осмотра. В экспозиции можно видеть предметы и более глубокой древности. Вот белокаменный квадр из кладки Преображенского собора XV века. Он непосредственный свидетель славной эпохи Андрея Большого. Вот плоские кирпичи дворцовых зданий. Среди них клиновидные, с закруглённой стороной – из столбов переходов, и ромбовидные, служившие для выкладки полов. Вот фрагмент керамического орнаментального фриза Палаты – подлинная плита и реставрационные копии конца XIX века. Рядом с деталями из Угличского кремля покрытый известковым раствором кирпич Покровского собора – своими формой и размером он подобен кирпичам кремлёвских построек.

Семнадцатое столетие представлено деталями зданий нового периода расцвета местного зодчества. Можно видеть крупный белокаменный жёлоб-водомёт – такие размещены в основаниях шатров, между кокошниками, Успенской «Дивной» церкви Алексеевского монастыря. Рядом две белокаменные «дыньки» с парными витыми жгутами – подобными декорирован аркатурно-колончатый пояс алтарных апсид.

Можно обратить внимание на массивные большемерные кирпичи, а также на фрагменты гирьки, «вислого каменья», крыльца собора Воскресенского монастыря. В экспозиции представлены некоторые характерные детали XIX века в классическом стиле – белокаменные завитки-волюты капителей колонн и небольшой каменный шар, где-то служивший завершением пилона ворот.

Все эти детали, переданные в музей при реставрации памятников, найденные при археологических раскопках и при случайных обстоятельствах, в значительной мере характеризуют каменное зодчество Углича, являются подлинными реликвиями различных исторических периодов, примером работы старых мастеров. Последнее обстоятельство представлено особенно наглядно – на тыльных сторонах резных камней можно видеть различные знаки (чёрточки, кресты), выбивавшиеся каменотёсами и резчиками как свидетельства для оплаты.

Старинный сводчатый подвал служит наиболее уместным фоном для архитектурных деталей. Здесь, в историческом центре города, рядом с древней торговой площадью и кремлём, в наибольшей степени чувствуется дух старины, каждый камень наполнен историей, воспоминаниями о событиях и людях далёкого прошлого.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №5 (611) от 06.02.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить