На главную страницу



Оклад Евангелия, поступившего из Леонтьевской церкви. 1790 г.Продолжаем обзор новой экспозиции прикладного искусства в галерее «Под благодатным покровом», вызвавший большой интерес у читателей. Помимо ранее описанных предметов старинной церковной утвари, происходящих из Алексеевского монастыря, в экспозиции представлено множество других интересных памятников – замечательных произведений ювелирного искусства, драгоценных реликвий прошлого.

Наряду с вкладом князя Ф.И. Мстиславского одним из наиболее ценных и уникальных в собрании Угличского музея является вклад ростовского митрополита Ионы Сысоевича в Воскресенский монастырь. До наших дней сохранились напрестольный крест 1676 года, потир 1679 года, а также две звездицы и копие. Впервые в полном составе они представлены в экспозиции.

Изысканностью и совершенством форм привлекает внимание священный евхаристический сосуд – потир. Предмет состоит из полусферической чаши и вытянутого поддона с витыми ложчатыми выступами. На их стыке расположено богато орнаментированное яблоко. Аналогичные гравированные и чеканные орнаменты покрывают другие части основания. С ним контрастируют гладкие поверхности чаши с размещёнными в круглых клеймах гравированными изображениями Голгофского креста и «Деисуса» (обращённых в молении к Спасителю Иоанна Предтечи и Богоматери). По верхнему краю проходит узорная надпись вязью – канонический текст из Евангелия от Матфея, сообщающий о предназначении чаши: «Пиiте от нея вси: сия есть кровь моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление греховъ». На нижней кромке поддона размещена узкая полоса вкладной надписи: «Лета 7187 (1679) года сделаны сии священныя сосуды тщанием и радением преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, в монастырь Воскресения Христова, что на Углече».

Известный своей обширной строительной деятельностью митрополит Иона, по одной из версий, был уроженцем Угличского уезда, села Кабанова. Принял постриг в Воскресенском монастыре, а спустя десятилетия, находясь на архиерейской кафедре, отстроил скромную угличскую обитель в камне, создав замечательный архитектурный ансамбль. В данном контексте отмеченные вкладные предметы могут рассматриваться не только как произведения искусства, но и как память о нашем земляке, одной из выдающихся личностей отечественной истории.

Оклад Евангелия печати 1681 года, поступившего из Филипповской церквиНемало замечательных предметов происходит из местных приходских церквей. Одной из таковых являлся Филипповский храм, до 1930-х годов стоявший в начале Ярославской улицы – напротив здания галереи. Привлекает внимание крупноформатное напрестольное Евангелие печати 1681 года, помещённое в золочёный чеканный оклад. Фон лицевой стороны целиком покрыт затейливым растительным орнаментом. Над ним выступают фигурные дробницы – средник с изображением восседающего на престоле Спасителя и наугольники с евангелистами. Фигуры отличаются миниатюрной скульптурной проработкой. Фоном для них служат стилизованные палаты или гористый пейзаж.

Не меньшим своеобразием отличается великолепный напрестольный крест конца XVII века с чеканными фигурами и частично сохранившейся обнизью из речного жемчуга. Но среди всех предметов экспозиции особенно выделяется потир 1786 года работы московского мастера Фёдора Петрова. Предмет привлекает внимание крупными размерами, но он также не обделён художественным исполнением. Вытянутую чашу в форме бутона и низкий поддон покрывает накладная диагональная сетка с мелкой зернью и вставками зеленой эмали. В проёмах размещены крупные финифтяные медальоны – крест и «Деисус», страдания Спасителя. Великолепно исполнено литое основание, декорированное рельефными гирляндами и пучками листьев. На краях поддона фигуры херувимов. Наряду с рельефными орнаментами благородны и красивы золочёные плоскости предмета.

Помимо великолепных ювелирных изделий, в экспозиции галереи можно видеть также происходящую из Филипповского храма медную крестильную купель. Это куда более скромный предмет, покрытый потемневшим слоем олова. Но его поверхности обработаны округлыми ложчатыми выступами, а по верхнему краю пущен тонкий гравированный орнамент.

Высокохудожественным убранством славилась Леонтьевская церковь, которую нередко называли левобережным собором. Двухэтажный пятиглавый храм возвышался на самом берегу Волги, в районе современной территории шлюза.

Одним из наиболее известных экспонатов Угличского музея является напрестольное Евангелие печати 1789 года, покрытое сплошным золочёным окладом работы неизвестного московского мастера 1790 года. В его декоративном оформлении барочную насыщенность сменяет сдержанный и благородный классический стиль. Крупные финифтяные и чернёные медальоны окаймлены чеканными венками, поясками стеклянных стразов. Также выделяются ленты бантов, цветочные и лиственные орнаменты, изображение Всевидящего Ока в лучистом сиянии.

Потир Филипповской церкви. 1786 г.Видя огромные книги в великолепных окладах, посетители нередко задаются вопросом об их содержании. Догадаться нетрудно – в них канонические тексты четырёх Евангелий на церковно-славянском языке с краткими житиями апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, указателем богослужебных чтений. В экспозиции оклады Евангелий представлены лицевой стороной, но нередко не менее совершенно исполнена и оборотная сторона. Так на нижней доске обозначенного Евангелия помещена чеканная композиция «Древа Иесеева» – аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа. Также тщательно исполнен и чеканный корешок книги. Там помещены символические изображения: «Агнец Божий», «Горний Иерусалим», «Чаша Нового Завета», «Свеча проповеди Христа», «Медный змий Моисея», «Скрижали Моисея», «Ковчег Завета». На фигурных застёжках – рельефные фигуры апостолов Петра и Павла.

Относительно обозначенного Евангелия ранее ошибочно указывалось, что оно происходит из церкви села Сергиевского. Сохранившиеся записи заведующего музеем А.К. Гусева восстанавливают истину. В экспозиции галереи можно видеть другое Евангелие, действительно поступившее в 1977 году из сельского храма. Оно имеет похожий оклад с финифтяными медальонами, но только медный, посеребрённый.

Из Леонтьевской церкви в музей также поступила дарохранительница московской работы 1788 года, выполненная в виде сени. На насыщенном золоченом фоне выделяются гравированные и объёмные орнаменты, чернёные медальоны, литые скульптуры евангелистов, ангелов и предстоящих. Над нижней ротондой, колоннами сени, ветвями и главкой возвышается фигура воскресшего Спасителя в сиянии.

Прекрасным качеством работы выделяется потир 1759 года, изготовленный на московской фабрике церковной утвари купца 1-й гильдии В.М. Кункина мастером А.Б. Гильдебрандом. Этот потир – по сути дела единственный уцелевший предмет из прекрасной и величественной Успенской церкви, до 1930-х годов стоявшей на торговой площади. Формой он напоминает потир Филипповского храма, но меньших размеров, на поверхностях – чернёные медальоны и великолепный прорезной орнамент.

В заключение обратим внимание на напрестольный крест Николопетуховской церкви, изготовленный в 1781 году. Судя по клеймам, он может быть ярославской работы, но также мог быть исполнен и угличским мастером Василием Хорхориным. Сложная форма и барочная насыщенность делают этот крест одним из самых выразительных предметов в экспозиции. На его оборотной стороне – гравированная вкладная надпись: «Сооружён сей крест Господень града Углича в церковь святаго Николая Чудотворца, что на Петухове, иждивением приходских людей и усердием вдовы Параскевы Ивановой Голиковой и старанием тоя церкви священника Андрея Дмитриева в лето Господне 1781-е, в декабре месяце».

Так в совершенном облике экспонатов галереи отражены важные эпизоды истории, труд талантливых мастеров, судьбы многих людей.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №7 (613) от 20.02.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить