На главную страницу



Булава. XVIII в..В истории Угличского края были выдающиеся люди, чья деятельность на благо общества остаётся актуальной спустя много лет. Сохраняются память и трепетное уважение. Сказанное в полной мере касается известных купцов, меценатов и общественных деятелей Николая Дмитриевича и Константина Николаевича Евреиновых.

Самую заметную часть их деятельности, несомненно, составляют архитектурные сооружения. Величественное здание с изящной композицией и классическим декором, где в настоящее время размещается Администрация района. Возведённое в 1890-х годах для Торгового дома «Николай Евреинов и Сын» и для общественных нужд, оно после уничтожения архитектурного ансамбля торговой площади в 1920-30-х годах в значительной степени формирует облик центра Углича. Деревянный особняк на Ярославской улице со сложной компоновкой объёмов и великолепной резьбой является одним из наиболее ярких и выразительных украшений города.

Купцы Евреиновы осуществляли деятельность во второй половине XIX – начале ХХ веков. В тот период они немало потрудились на благо города. Одним из наиболее значительных дел стало участие в создании Угличского музея, размещённого в отреставрированном Дворце царевича Димитрия. Они изначально вошли в состав музейного комитета, на должность хранителя избран К.Н. Евреинов. Их труды были активны и плодотворны. По словам К.П. Мухина, Константин Николаевич «в качестве хранителя Музея с любовью отдавался в свободное от своих личных дел время заботам, справкам и переговорам по предмету привлечения в Музей находимых в крае памятников старины».

Он не только в силу возложенных обязанностей старался приобрести для музея ценные находки, но и передал в дар 98 предметов из своих коллекций. Известно, что Константин Николаевич обладал обширным и уникальным собранием, в котором основную часть составляли предметы этнографии и памятники письменности, относящиеся к истории Угличского края. В этом деле он являлся продолжателем трудов известных краеведов Серебренниковых. Немалая часть предметов была подарена музею.

Подчасник. 1836 г.

Примечательно, что подборка из 35 единиц поступила ещё до официального открытия 3 (16) июня 1892 года – была записана в книгу поступлений 1 июня. Рассмотрим некоторые из предметов. Среди них выделяются замечательные произведения прикладного искусства – изделия мастеров-косторезов Архангельской губернии. Такова великолепная шкатулка XVIII века с накладками из моржовой и слоновой кости. Помимо контурных и фоновых накладок с растительным и геометрическим орнаментом, цветными тонировками наиболее интересны средние рельефные пластинки с необычайно совершенной резьбой. На них представлены сцены охоты: олень, преследуемый двумя собаками, львы, птицы. Особенно колоритна фантастическая сценка, где человек стреляет из лука в крылатое чудовище. На крышке изображён сюжет «Битва льва и единорога».

Не менее примечателен подчасник, изготовленный, как свидетельствует дата на завершении, в 1836 году. Миниатюрный предмет выполнен в виде шкафчика, целиком обложен прорезными ажурными пластинками с фоном из цветной фольги. На лицевой стороне дверца с круглым отверстием, декорированная стилизованными вазонами. Интересно давно забытое назначение предмета – когда часы были редкостью, он служил поставкой для карманных часов. Дома их снимали с цепочки, помещали в футляр и таким способом превращали в настольные.

Было передано также немало предметов мелкой пластики. Среди них вырезанная из дерева миниатюрная наперсная иконка XVII века «Христос перед Иродом», помещённая в медную оправу с орнаментом из скани и цветной эмали. В похожей стилистике выполнена овальная оправа медальона с изображением святителей Стефана Пермского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Собрание религиозных предметов продолжают чугунные барельефные доски XIX века с изображением библейских сцен и «Рафаэлевой Мадонны», а также меднолитые кресты, иконы-складни XVIII-XIX веков. Интересна и выразительна гравированная на посеребрённом листе латуни икона «Святой Георгий Победоносец» XVIII века. Овальный медальон с изображением святого поддерживают стоящие на облаках архангелы Михаил и Гавриил. Вверху Всевидящее Око в сиянии.

Шкатулка. XVIII в.Общественную деятельность Евреиновых отражают фаянсовые тарелка и кружка 1883 года в память коронования императора Александра III с окружённым орнаментом гербом Москвы и датой. Известно, что Николаю Дмитриевичу в составе делегаций от Углича доводилось присутствовать на различных торжественных мероприятиях. Лично им переданы в музей альбомы и подборки печатных императорских портретов. Ещё одним интересным экспонатом является жестяная эмалированная кружка 1896 года в память коронования Николая II и Александры Фёдоровны. Аналогичные сувениры с цветным орнаментом, государственным гербом и императорским вензелем послужили причиной трагедии на Ходынском поле. Кружка была передана в музей 4 сентября 1905 года. Среди бытовых предметов примечательна чарка XVIII века с размещённым в центре чеканным портретом императора Петра I в лавровом венке и круговой надписью. На выступающей сбоку плоской ручке – чеканный двуглавый орёл. Чарка выполнена в виде неглубокого ковшика-корца – кто-то из неё пил в память славных деяний и побед. Портрет имеет лишь отдалённое сходство, но горделив и выразителен. На мундире красуются орденские знаки.

В 1899-1900 годах по инициативе и на средства К.Н. Евреинова были проведены археологические раскопки на территории кремля и на берегу Грехова ручья, давшие ценные результаты. Но не только в Угличском крае проводились раскопки – в 1898 году в музей передано собрание находок из Крыма, Херсонеса Таврического. Среди них ритуальные сосуды-слезницы, рыболовные грузила, фрагменты керамической посуды с чёрной и прозрачной поливой. Помимо античных и византийских памятников старины, ещё большей экзотикой являются предметы, привезённые с Востока – Кавказа и Средней Азии. Таковы, например, так называемые «знаки достоинства азиатских народов», приобретённые на Кавказе у дервишей, поступившие в музей в октябре 1902 года.

Чарка с портретом Петра I. XVIII в.В их числе двулезвийные и однолезвийные топорики в форме полумесяца, имеющие трубчатую рукоять и завершение в виде четырёхгранного копья. Поверхности лезвий целиком покрыты восточным орнаментом. Возможно, это топорики-табарзины – символические атрибуты мусульманских отшельников дервишей. Но парадное церемониальное оружие могло иметь и иное предназначение.

Не менее экзотично выглядят наконечники боевых вил «мезрак». Они имеют выполненные из листового металла двурогие и трёхрогие перья волнистой пламевидной формы и вытянутые крепёжные втулки. Поверхности декорированы гравировкой и серебряной наводкой. Мезраки, как и топорики, вероятно, иранского происхождения.

Но особенно впечатляют булавы, или буздыханы, с трубчатыми рукоятями и навершиями в виде рогатых бычьих и человеческих голов. Это зороастрийские религиозные атрибуты. Последователи одной из древнейших религий, как известно, с давних пор проживают на территории Индии, Ирана и Азербайджана. «Горзи Михр» (булавы с головой быка) и булавы с навершием в виде рогатого демона-дэва выполнены из железа, покрыты полустёртым рисунком в технике серебряной наводки.

К.Н. Евреинов являлся наиболее активным членом музейного комитета. В первые годы ХХ века ему, помимо должности хранителя, пришлось также выполнять обязанности казначея и секретаря. Обострившаяся болезнь (туберкулёз лёгких) отвлекла его от любимых дел. Кончина последовала 16 октября 1909 года на Кавказе, в Сухум-Кале.

В некрологе, опубликованном в газете «Голос Угличанина», говорилось: «В памяти всех, хотя немного знавших его, долго, долго будет жить светлый образ идеально-чистого, честного, высокоблагородного и глубоко симпатичного Константина Николаевича… Ни одно хорошее начинание не обходилось без его участия. Чуткий и отзывчивый к чужому горю и страданию, он не жил, а горел».

Память о нём была важна не только современникам – она сохраняется во многих делах на благо музея, в собранных многочисленных особо ценных экспонатах.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №28 (634) от 17.07.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить