На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

Первая экспозиция Угличского музея древностей. Палаты, II этаж. Фото А.Н. Русяева. 1892 г.В 1891 году отмечалась значимая для Углича дата – 300-летие гибели царевича Димитрия. Страстотерпец святой благоверный князь всегда глубоко почитался угличанами, поэтому общественность заранее тщательно готовилась к юбилейной дате. Велась реставрация древнего княжеского дворца, в котором планировалось открыть музей. В 1891 году в Ярославле были изданы брошюры А.Н. Ушакова «Церковь Святого царевича Димитрия на крови» и «Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе Ярославской губернии». Также был подготовлен альбом фотографических снимков, запечатлевший здания и священные реликвии, связанные с царевичем. Возвращён из Тобольска «ссыльный» колокол.

Происходили и другие значимые события, оставившие по себе память. 14 мая 1891 года было созвано экстренное заседание Угличской Городской Думы, на котором в числе прочего определено:

«1) В ознаменование и увековечение трёхсотлетия со дня кончины Св. Страстотерпца Царевича Димитрия поставить во Дворце Св. Царевича Димитрия, по окончании реставрации его, икону с неугасимою пред нею лампадою Св. Царевича Димитрия;

2) в ознаменование дня Священнаго Коронования Их Императорских Величеств, совпавшаго с днем трёхсотлетия кончины Св. Царевича Димитрия, поставить во Дворце Св. Царевича Димитрия икону Св. Благовернаго Александра Невскаго и

3) в ознаменование избавления Его Императорскаго Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности в г. Оцу в Японии установить во Дворце Св. Царевича Димитрия икону Св. Николая Чудотворца».

Икона «Александр Невский». Автор – А.В. Шишкин. 1891-1892 гг. Угличский музейВо исполнение постановления Думы Городской Управой 6 июля было испрошено разрешение ярославского губернатора Алексея Яковлевича Фриде, являвшегося председателем Комиссии по реставрации Дворца, на размещение вышеперечисленных икон. В ответ на представление Управы губернатор 5 августа уведомил городского голову Михаила Александровича Жаренова, «что приведению в исполнение вышеозначеннаго постановления Думы от 14 мая… препятствий не встречается».

Иконы размером два аршина пять вершков в высоту и один аршин четыре вершка в ширину (165х89 см) «с вызолоченным чеканным фоном и с вызолоченными рамами» были заказаны петербургскому художнику Алексею Васильевичу Шишкину. По завершении доставлены на станцию Родионово Рыбинско-Бологовской железной дороги, а 2 июня 1892 года были размещены во Дворце в Угличе.

На основе приведённых сведений устанавливается, что по решению Городской Думы заказаны три иконы: царевича Димитрия, великого князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. Первая икона создавалась в ознаменование 300-летия гибели царевича Димитрия, которое пришлось на 15 мая 1891 года. Вторая икона – по случаю совпадения даты коронования императора Александра III (15 мая 1883 года) с днём памяти царевича Димитрия. Третья икона – по случаю спасения цесаревича Николая Александровича во время покушения в японском городе Оцу 29 апреля 1891 года, когда при проезде по узкой улице полицейский и самурай-фанатик Цуды Сандзо нанёс два удара саблей по голове будущему императору.

Юбилейная дата 300-летия гибели царевича Димитрия и громкое событие в Оцу, вероятно, и подвигли Городскую Думу собраться на экстренное заседание. Если в других городах в честь чудесного спасения наследника престола воздвигали храмы и часовни, то в Угличе решили увековечить данное событие особым набором икон, связанных с наиболее значительным событием местной истории и святыми покровителями правящей династии.

Казалось бы, решение общественности было исполнено, но это лишь начало сложной и драматичной истории. Доставленные из Петербурга иконы 2 июня 1892 года, как и предполагалось, были размещены во Дворце. Но уже 13 июня Комиссия по управлению Угличским музеем в составе председателя Я.С. Колмогорова и присутствующих И.А. Шлякова, Н.Д. Лаврова, Н.Д. Евреинова, К.Н. Евреинова и Н.А. Бычкова собралась за заседание, итоги которого зафиксированы в протоколе № 2. Было записано следующее: комиссия «признала, что иконы, поступившия от города для помещения во дворце Св. Царевича Дмитрия, совершенно не соответствуют ни характеру, ни духу, ни целям Музея по их новейшему письму и размеру. Постановила: … ввиду приезда в Углич Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Владимира Александровича, Президента Императорской Академии Художеств, означенныя иконы немедленно передать для хранения в церковь Св. Царевича Димитрия на крови».

Дворец царевича Димитрия после реставрации. Фото конца XIX в.Надо полагать, члены комиссии со своей стороны находили неуместным размещение крупных икон новейшего письма с неугасимыми лампадами в музейной экспозиции и перед визитом великого князя – тонкого ценителя искусств, попечителя Московского Румянцевского музея, – дабы не вызвать замечаний, спешили убрать обозначенные иконы из экспозиции.

Решение перенести из Дворца царевича Димитрия преподнесённые от города иконы вызвало отрицательное отношение у многих влиятельных угличан. В результате на заседании Думы 27 октября 1892 года «между прочими предметами» обсуждался и вопрос постановки икон. От Городской Управы был зачитан доклад о сложившейся ситуации и запрошены указания Думы, «какое ей угодно дать назначение вышеозначенным иконам».

10 декабря того же года состоялось заседание Комиссии по реставрации Дворца Димитрия Царевича в Угличе под председательством губернатора А.Я. Фриде, в присутствии членов комиссии: И.А. Вахрамеева, И.А. Шлякова, В.И. Шишкина, Н.Д. Евреинова и Н.А. Бычкова. По вопросу размещения икон комиссия обвинила в недоработках Городскую Управу, которая не учла допустимые размеры и стиль письма.

Но дело оставалось нерешённым, и 24 июня 1893 года данный вопрос вновь рассматривался на заседании Думы под председательством городского головы М.А. Жаренова, в присутствии 26 гласных. При проведении голосования большинство высказалось оставить иконы во Дворце, но при этом гласные, входившие в музейную комиссию, обращали внимание не только на предыдущие вопросы, но и на неуместность изображения царевича Димитрия в «польском костюме». По всей видимости, царевич был представлен на иконе не в традиционных царских одеждах, а в коротком кафтане.

Точный итог дела неизвестен, вероятно, каждая сторона сохранила свою позицию, а преподнесённые городским обществом иконы так и остались в церкви царевича Димитрия «на крови» вплоть до её закрытия в 1924 году. Затем их ожидала различная судьба. Иконы царевича Димитрия и Николая Чудотворца были утрачены при неизвестных обстоятельствах, а образ Александра Невского использован для заделки центрального окна алтаря, как нередко поступали с иконами в советский период.

По прошествии многих десятилетий обстоятельства дела были забыты – лишь щит на Горнем месте своими шпонками и плотно пригнанными досками подозрительно напоминал икону. В августе 2015 года принимается решение извлечь щит и устранить давние подозрения. После снятия проводки сигнализации и утеплительных материалов он был извлечён – в итоге обнаружена сиявшая золотом и яркими красками великолепная икона. Образ Александра Невского был отреставрирован художником-реставратором Василием Алексеевичем Ивановым и занял достойное место в музейном собрании.

Так была обретена ценная реликвия прошлого, имеющая неразрывную связь с историей Углича конца XIX столетия и периодом создания Угличского музея, хранящая память о важной дате – 300-летии гибели царевича Димитрия. По документам о реставрации Дворца была установлена история её происхождения – обстоятельства создания и имя автора. Данная икона ценна не только как памятник иконописи, но и как значимая реликвия, повествование о которой уместно в дни памяти царевича.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №22 (577) от 06.06.2018 года

You have no rights to post comments