На главную страницу



Улица Петербургская. Фото нач. ХХ в.

Существует немало элементов, определяющих характерный образ города. Можно назвать природный ландшафт, протекающие реки, особенности застройки, формирующие облик градостроительные доминанты и многое другое. Ещё более велик список рядовых предметов, окружающих нас в повседневном быту. Среди возвышенного и будничного огромная роль принадлежит топонимике, ведь любое место города имеет название – как административное, так и бытовое. Обширный список простирается от магазинов и автобусных остановок до улиц и площадей. Топонимика представляет значительный культурный пласт, напрямую связанный не только с топографией, но и с историей, правда, в нашем случае простирающейся не дальше новейшего времени.

Такой древний город как Углич имеет весьма давние и богатые традиции топонимики. Сравнительно небольшая «крепость городовая» – кремль – едва ли обладала обширной системой названий, но вот окружающее пространство – торговая площадь, посад и слободы – это неисчерпаемый кладезь, неразрывно связанный с давним бытом и языковыми нормами.

Система названий формировалась с отдалённых времён появления первых поселений, зарождения города, но наибольшее развитие могла получить в XV-XVI веках – в период наиболее интенсивного развития посада. Источники того периода немногочисленны, но содержат ряд ценных упоминаний. Например, в расположенной к северу от посада Рождественской слободе или Янове поле до Смутного времени было пять улиц: Рождественская, Кишкина, Полежуха, Квашнина и Волгская. В левобережной слободе известны улицы Псарейная, Щетинина, Куликова, Введенская, Леонтьевская, Всесвятская, Набережная, Озёрная и Кузнечная.

Улица Московская. Фото нач. ХХ в.

С большой долей вероятности после окончания трагического периода Смуты посад и заволжская слобода были целостно восстановлены, сохранив особенности планировки и систему названий. Так, во фрагменте писцовых книг 1620-х годов упоминаются посадские Федотова, Окишова, Черенкова, Панская, Ильинская, Сарайская, Фалелеева улицы и Дурасов переулок. Этот список можно признать наиболее ранним, хотя и неполным. По Ведомости Углицкой провинциальной канцелярии 1767 года, в Угличе насчитывалось 54 улицы и переулка. Их полный и точный состав неизвестен, но можно привести список из описания города 1770-х годов.

В нём присутствуют следующие улицы: Ново-Воскресенская, Волгская, Пробойная, Кожевенная, Прянишникова, Сенная, Воскресенская, Свистухина, Сухопрудская, Петровский берег, Саинский проулок, Пашина гора, Панские Большая и Меньшая улицы, Бандеева, Сарайская, Богоявленская, Васильевский перекрёсток, Черенкова, Скокова, Нижняя Успенская, «По Каменному ручью», Конюшенная, Окишева, Флоровская, Благовещенский перекрёсток, Большая Ярославская дорога, Федотова, Масляная, Осокина, Дворцовая, Вознесенский перекрёсток, Николаевская Песоцкая улица, Ново-Троицкая слободка, Ново-Бутырская слободка, Рыбная, Владимирская, Мехова, Кузнецкая и Ямская слободы, Леонтьева, Куликова улицы и ряд других.

Перечисленное свидетельствует о значительном развитии системы названий, основанных на многих принципах. Бытовали названия, отражавшие особенности местности, занятия жителей, посвящения церковных престолов и многое другое. Например, размещавшаяся в районе Ярославской дороги Мостовая улица, вероятно, получила наименование от того, что имела деревянную вымостку или начиналась от Большого Красного моста через Каменный ручей. Находившиеся в районе перекрёстка современных улиц Первомайской и 9 Января Большая и Малая Панские, возможно, были так названы из-за проживания там знатных горожан, но могли иметь связь и с событиями Смутного времени. Размещавшаяся близ перекрёстка улиц Ленина и Интернациональной Бутырская слободка, или Буторская улица, очевидно, получила название от обозначения отдельного поселения, подгородной слободы и была аналогична московским Бутыркам.

Исконная планировка города и топонимика просуществовали до исхода XVIII столетия. Тогда был внедрён генеральный план 1784 года, принёсший чёткую систему прямолинейных улиц. Тогда же внедряется и новая система названий.

Вновь образованные улицы получили наименования по двум основным принципам: по посвящениям церквей и монастырей, по направлениям дорог. Первый принцип имел главенствующее значение, а второй дал названия пяти улицам: Ярославской, Ростовской, Московской, Петербургской и Кашинской. Также применялись принципы по особенностям местности, по производствам и промыслам. Так, появилась серия Набережных Волги и Троицкого ручья, улицы Песотская, Каменская, Селивановская, Большая и Малая Рыбацкие, Кузнечная и Бумажная. Всего было создано 33 основных улицы и около двух десятков площадей.

Можно отметить, что внедрённая генеральным планом система названий следовала местным традициям и не имела резких отличий от прежней исконной системы. Она подчёркивала связь Углича с другими городами, древние святыни и многое другое, актуальное для местных культуры и быта.

К сожалению, дальнейшая судьба городской топонимики оказалась трагичной. В послереволюционное время Углич сохранил своё имя, но практически все улицы и площади были переименованы – в основном это произошло в 1926 году. Историческая топонимика уничтожена, заменена формализованными лишёнными связи с местностью советскими названиями. Нетрудно догадаться, что большинство политических деятелей никогда не жили и не работали в Угличе – едва ли слышали о его существовании. Что события чикагского бунта на Хеймаркет, «Кровавого воскресенья», Февральской и Октябрьской революций тоже происходили не на его улицах. Уже давно «Пролетарские», «Интернациональные» выглядят социально-политическим анахронизмом, а названия по месяцам года и революционным лозунгам представляются странно-нелогичными.

Конечно, в данном случае обычно говорится, что советский период – это тоже часть нашей истории. Характерная топонимика – его отражение. Но при этом не вызывает сомнений, что старинная часть города принадлежит другому историческому периоду – времени градостроительных преобразований рубежа XVIII-XIX веков. Именно создатели, осуществившие генеральный план, обладали исключительным правом на внедрение системы названий. Созидателям всегда принадлежит приоритет, как не вызывает сомнений приоритет строителей новых промышленных районов и новых улиц города.

Лишь немногие места Углича сохранили первоначальные названия – Ростовская, Каменская, Малая Рыбацкая и Кузнечная улицы. Успенской площади, Ярославской и Спасской улицам имена были возвращены в 1990-х годах. В этом выразилась скромная деятельность по восстановлению исторической справедливости.

На фоне сплошной череды политизированных названий счастливыми исключениями выглядят имена славных земляков: поэта И.З. Сурикова, героя В.И. Шаркова, академика А.И. Опарина, поэтессы О.Ф. Берггольц… Немало имён прославленных писателей и поэтов вынесено на отдалённые окраины города. А сколько выдающихся угличан в не меньшей степени достойны увековечения памяти! Можно перечислить имена общественных деятелей, благотворителей и исследователей В.А. Пивоварова, В.И. Серебренникова, Ф.Х. Кисселя, К.Н. Евреинова, Л.Ф. Соловьёва, архитектора Г.И. Устинова, механика В.И. Калашникова, живописцев И.В. Тарханова, Д.Г. Буренина и многих, многих других. Славны имена военных и государственных деятелей П.Г. и Е.П. Кашкиных, П.М. и Ф.П. Опочининых и прочих. Нет в Угличе улицы М.Е. Салтыкова-Щедрина. А ведь он напрямую связан с нашим краем!

Логичной идеей могло бы явиться создание аллеи славных земляков, где каким-либо способом – хотя бы на стендах – можно перечислить имена и заслуги выдающихся личностей. Такая аллея могла бы разместиться на одной из дорожек парка Победы или набережной у пристаней. Именем талантливого педагога и историка Ф.Х. Кисселя можно назвать одну из школ города.

Конечно, вопрос смены названий обычно представляется радикальным, если не крамольным делом, но весьма печально, что в городе с тысячелетней историей в топонимике преимущественно отражён лишь ХХ век. Печально, что революционерам было доступно одним росчерком пера уничтожить историческую память, а любые попытки восстановить справедливость обречены на колоссальные трудности. Печально и то, что слишком мало имён славных угличан отражено в топонимике города.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №49 (655) от 11.12.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить