На главную страницу



Монастырь – источник вдохновенияОдним из первых художников, кто обратился к Воскресенскому монастырю как к объекту вдохновения, был Николай Рерих. Николай Константинович посетил Углич в 1904 году.

Приезд столичных художников в провинцию всегда был необычным событием для местных жителей. Они толпами ходили за художниками, наблюдали, во что они одеты, что делают. Всё им было в диковинку. По воспоминаниям угличанина Петра Бучкина, столичные художники выглядели следующим образом: «Ранней весной в Углич приезжали странные на вид люди – в шапках, похожих на грибы, с длинными волосами. В руках они держали шкатулки. Глядели вдаль, неспешно переговаривались друг с другом». Рерих не хотел, чтобы ему мешали работать. Поэтому он пришёл в полицейское управление и попросил городового для сопровождения и охраны. Тот помогал носить художнику этюдник, отгонял любопытных. Николай Константинович написал в нашем городе Воскресенский монастырь, крыльцо церкви Рождества Иоанна Предтечи и церковь царевича Димитрия «на крови».

Немного позже Рериха, в 1910 году, в Угличе побывал Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Он написал звонницу с колоколами, которые в середине 30-х годов были сброшены и уничтожены.

Писал монастырь один из семьи художников Маковских – А.В. Маковский. В эти же годы в Углич приезжал художник Василий Никитич Мешков со своим сыном Василием. Дом, в котором они останавливались, до сих пор сохранился на Красноармейском бульваре. Здесь художник познакомился с молодым студентом училища барона Штиглица – Петром Бучкиным, который уже учился в Санкт-Петербурге. Они вместе ходили на пленэр. Василий Никитич оставил об Угличе две картины с видом на Воскресенский монастырь. Он показал, какая вблизи монастыря проходила жизнь: дворик с колодцем и бельём на верёвках, огород с капустой… Нетронутый жестокой рукой советской цивилизации застал монастырь и Борис Смирнов-Русецкий. Художник остановился в Покровском монастыре (взорванном и уничтоженном перед войной, во время строительства Угличской гидроэлектростанции). В своих воспоминаниях Борис Алексеевич писал, как «…я вброд ходил с левого берега на правый и под мирное воркование голубей срисовывал росписи в только что побеленном монастыре, предварительно взяв ключ от него у директора музея». Художника так вдохновила угличская земля, что он стал рисовать с натуры, чего не делал ранее. Прежде он писал работы дома по впечатлениям.

Большую серию по Угличу 30-х годов ХХ века создал Степан Степанович Лелеников. Не забыл он запечатлеть и Воскресенский монастырь. Внук любезно выложил работы своего деда в Интернете, что позволило нам пополнить банк работ художников, писавших Углич.

Больше всех работ с видом Воскресенского монастыря оставил нам угличский художник, педагог, краевед Иван Николаевич Потехин. Художник жил рядом с монастырём. Никто ему не мешал рисовать его прямо из своего сада. Работы Потехина с любовью хранят в доме художника его дочь Татьяна и внучка Надежда. Иван Николаевич заметил как-то молодого человека, который каждый вечер нырял в одно из помещений монастыря. Ему стало любопытно. Он с ним познакомился. Оказалось, что это студент московского художественного института Леонид Носов. Молодой художник неоднократно приезжал в Углич. Родом он был из деревни, которая находилась далеко от города. Чтобы не тратить время на дорогу, будущий художник обосновался в монастыре. Иван Николаевич предложил Леониду свой большой сарай с окном, оборудованный под мастерскую, для работы и ночлега и даже подкармливал юное дарование. Позже Леонид познакомился ещё с одним угличским художником Леонидом Шигиным. Они много времени проводили вместе. Устроили мастерские в Воскресенском монастыре, отгородившись друг от друга валявшимися повсюду иконами.

В советское время художники не перестали ездить в Углич. В 1959 году ярославская художница Татьяна Майкова написала картину, на которой гармонично соседствуют угличская плотина и Воскресенский монастырь. В конце 60-х Углич посетила Татьяна Маврина, которая после войны решила детям добавить ярких красок жизни и писала русские города, Углич в том числе, на понятном детям языке (в стиле примитивизма). В 2000-х годах писали монастырь Светлана Арсюта и Инна Антонова (г. Ярославль). Проявляли повышенный интерес к угличской архитектуре Иван Комиссаров, Василий Шиханов, Станислав Воронов, Максим Михаленя…

Архитекторы тоже не остались равнодушными к этому замечательному творению. Его писали уже в наши дни Дмитрий Вельтищев, московский архитектор, архитектор-педагог Михаил Красников (г. Москва).

В 1970-е годы к нам приехали молодые художники Александр и Татьяна Петровы, Валентина Максимова, Фёдор Куницын. Они впечатлились нашим городом, влюбились в него и остались здесь навсегда. Воскресенский монастырь – один из любимых в творчестве угличских художников. Позже его стали писать выпускники нашей художественной школы, получившие профессиональное художественное образование, – Светлана Середа, Михаил Дианов.

Приятно отметить, что Углич был интересен художникам во все времена. В последние годы к нам часто приезжают студенты Московского университета кинематографии. Они увозят сотни своих зарисовок, этюдов, рассказывают о нашем городе языком живописи своим родным и знакомым.

Неоднократно приезжали в Углич художники из Ярославского пленэрного центра. Был выпущен каталог «Сокровища древнего города Углича». Контакты угличских и ярославских художников, организация совместных выставок продолжаются и в настоящее время.

Хочется надеяться, что наш Воскресенский монастырь будет радовать россиян и туристов из разных стран ещё многие-многие годы. Он будет принимать верующих и вдохновлять людей творческих профессий.

Алла ЛЕНГВЕНС

«Угличанин» №39 (645) от 02.10.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить