На главную страницу



Он свой, деревенский!Вот, говорят, в деревнях ничего не происходит. Жизнь в них как будто замерла в однообразии каждодневных сельскохозяйственных забот – так считают горожане. Или даже так: «В деревнях остались одни пьяницы да неудачники!» – эту фразу, между прочим, пришлось слышать в стенах Ярославской областной Думы(!). Чем тут городскому хулителю возразить? Жизнь в деревне, конечно же, предполагает немалый физический труд, но и ярких, интересных событий – уж поверьте – хватает! Как и ярких, самобытных и очень талантливых людей.

Скажем, рождение книг, в выходных данных которых значится «село Ордино» – это ли не чудо?! Сразу две новые из-под пера Павла Николаевича Голосова увидели свет в этом году: книга стихов называется «Край мой берёзовый», а записки краеведа – «История Нижней Кадки».

Павел Николаевич для кацкарей – «наше всё». Он плоть от плоти свой, деревенский. Так же, как и все, заготавливает на зиму дрова, таскает в вёдрах с колодца воду, копает огород, косит траву, а был помоложе – держал и корову. Он из тех, про кого поговорка: «Где родился, там и пригодился». Своему родному Кацкому краю Павел Николаевич сгодился сначала как школьный учитель, потом как секретарь парторганизации колхоза, затем снова как учитель и директор школы. Сельский интеллигент, который и физического труда никогда не чурался (потому что «сельский»!). Ну вот пример: когда в колхозе недоставало комбайнёров, сам сел за руль комбайна и создал звено, которое не только в родном хозяйстве всё сжало, но и соседним помогло.

Именно поэтому для нас, кацкарей, поэт Павел Николаевич Голосов очень достоверен. О его творчестве писало немало известных критиков: В.А. Гречухин, М.Г. Ваняшова, С.Н. Левагина, А.А. Алексеев. И ещё напишут, разбирая «средства художественной выразительности» и сравнивая с классиками русской литературы (а сравнивают его и с Твардовским, и с Есениным, и с Тютчевым). Но можно быть обласканным критиками, но не принятым народом. Павел Николаевич народом принят – его читают. И ждут новых стихов, потому что в стихотворную форму наш поэт-земляк облачает наши же мысли – о том, как надо жить «на людях», трудиться, любить родные просторы и даже… как писать стихи. Стопроцентное попадание в мировоззрение деревенского человека!

Презентация книги это отчётливо показала. Конечно же, на ней было много обязательных моментов: биографические сведения о поэте, вопросы из зала, поздравления и подарки. Но самым запоминающимся стало то, что люди выходили к микрофону и читали стихи. Причём чтецов «из народа» было так много, что появилась опаска: а достанется ли что самому-то поэту?

В немалой степени тому поспособствовал сам ход презентации. Началась она с посещения краеведческого музея села Ордина – ещё одного детища Павла Николаевича, которым он занимается без малого тридцать пять лет. Затем зашли в местный храм Святой Троицы к тамошнему очень интересному и тоже деревенскому во плоти собеседнику – настоятелю отцу Меркурию. И только потом – литературное заседание в стенах сельского Дома культуры, на котором после всего увиденного и услышанного наговориться не могли.

…Тем, кто считает деревенскую жизнь скучной и однообразной, и тем паче тем, кто утверждает, что «в деревне остались одни пьяницы да неудачники», очень советуем обратиться к стихам кацкого нашего поэта Павла Николаевича Голосова. Суть деревенского бытия в них выражена ёмко и правдиво.

Сергей ТЕМНЯТКИН

Моя Россия

Вся моя Россия –

ветер за окошком,

На бугре берёза, да грачиный грай,

Поле, перелески, по лесу дорожка

Да ресницы ёлок там, где неба край.

 

Улица в деревне, пыльная дорога,

Взбита босоногой

шумной детворой,

Узкая тропинка прямо от порога

К омуту петляет вон под той горой.

 

Под июньским солнцем

омут синий-синий,

По краям кувшинки, и журчит вода,

Ждёт меня купаться

лучший друг Василий.

…Если б возвращаться

в детство иногда.

 

Помельчал тот омут, старится берёза,

Но всё так же бьётся ветер за окном.

Сядешь к жаркой печке,

прибежав с мороза,

И приветит печка ласковым теплом.

 

Закипает чайник,

песнь свою заводит,

На диване спину выгнул рыжий кот,

Тучи месяц прячут: видно,

к непогоде,

Зашумят метели, как и каждый год.

 

Кто-то усмехнётся:

ну какой он странный,

Как он мало видит, и как мир велик.

Осенью для птицы

есть другие страны,

Но в своё болото вновь летит кулик.

 

Всех когда-то манят дали голубые,

Встречи и разлуки,

данные судьбой.

Но несу за дали малую Россию:

Как в мешке солдатском –

всё моё с собой.

 

Осень клёны рассердила

Осень клёны рассердила,

В гневе краской налились,

Но ушла былая сила,

Потянулись листья вниз.

 

Приуныли листья, просят:

«Эх, ещё б чуть-чуть тепла».

Но у жизни есть и осень,

Всё дала нам, что смогла.

 

По лугам, по перелескам,

По оврагам и лесам

Паутинки в ярких блёстках

Потянулись к небесам.

 

Было всё: туманный вечер

С угасающим лучом,

Приласкавший ветки ветер,

Им шептавший горячо.

 

Были утренние росы,

Плеск волны у кромки вод,

Били яростные грозы,

Разрывая небосвод.

 

Жухнут травы. Стылый ветер

Одиноко пролетел.

Было жарко. Было лето.

У всего есть свой предел.

«Угличанин» №43 (649) от 30.10.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить