На главную страницу



Экспозиция – инсталляция – «перформанс»Минувшим летом в частной художественной галерее «УГЛЪ» прошла выставка работ творческой династии художников Спасоломских-Кирсановых. И вот теперь – новая встреча с загадочным Театром Татьяны Спасоломской: по инициативе галереи запустился новый совместный творческий проект художницы и Угличского историко-художественного музея, реализовавшийся как невиданная в древнем городе экспозиция – инсталляция – «перформанс» объектов, занявшая полтора зала в главном художественном выставочном центре Углича.

В рамках Года театра музей развернул большую выставку из своих фондов, посвящённую Угличу театральному – истории театров и артистов города на Волге за три с небольшим века существования в России европейского театрального искусства. Театры усадебные у богатых помещиков, театры городские и частные «блестящего пятидесятилетия» между освобождением крестьян и 1917 годом, театральная жизнь в городе в советские и постсоветские годы – всё, что отложилось в театральных фондах музея, впервые столь системно представлено в этих залах: театральные костюмы и портреты артистов разных веков, афиши, реквизит, программы, фотографии, газетные публикации. Подобная академическая выставка из фондов – событие, что называется, «для посвящённых». Экстраординарным «гвоздём» всей программы стало включение в неё поразившего Углич год назад творчества Татьяны Спасоломской – известной театральной художницы и представительницы яркой творческой династии, выступающей в различных родах и жанрах современного российского искусства.

Имя художницы Спасоломской и её творчество широко известны в России и за её пределамиИмя художницы и её творчество широко известны в России и за её пределами. Ученица Андрушкевича и Курилко, а затем знаменитой Татьяны Сельвинской, Левенталя, Золотарева и Серебровского, она вобрала в свой творческий арсенал мастерство как традиционной, так и авангардной школы, благодаря чему смогла выработать свою собственную систему «мистификации», «во-таинствования» действительности, превращения её в своеобразный «пантеатр» «актёров» – ландшафтов, растений, животных, вещей, цветов, теней от облаков, первых или тающих сугробов, оживающих на её холстах своей загадочной и непохожей на повседневность жизнью. В театрально-сценографическом и связанных с ним искусствах Татьяна Спасоломская создала такое же направление, какое в станковом и монументальном искусстве изобразительном – всемирно прославленный основатель сюрреализма Сальвадор Дали; и если сюрреализм как таковой более следует своему основателю, чем ищет свои пути, то система образов и их историко-культурные связи у Спасоломской абсолютно оригинальны, хотя и можно говорить об определённом её интересе к традициям дальневосточного искусства.

Спасоломская работала в театрах Дальнего Востока и Сибири, затем была стажёром в Большом театре; перестройка открыла ей путь к мировой известности: она поставила несколько спектаклей в Русском театре Валерия Рыбакова в Париже и в ряде других европейских театров. В современной России она оформляет спектакли как классического репертуара, так и пьесы современных авторов, выпадающие из классических традиций. Событием глобального значения каждый раз становились в 1995-2005 годах проводимые ею «Вернисажи на Старой Сретенке» во дворе её московской мастерской, объединявшие множество представителей новаторского искусства; существует и её собственный минитеатр «Заветная тележка» в подмосковных «Заветах Ильича», где с успехом проходят моноспектакли Марии Бородиной, затем выходящие и на другие сцены.

На нашей выставке Татьяна Спасоломская решила погрузить угличан в творческий мир театрального художника, воспроизведя в одном из залов музея идею художественной мастерской, где нет ничего случайного, и любой предмет и несёт на себе отпечаток творческого духа, и является одновременно проводником этого духа вновь в душу художника – творца, задумывающего и создающего новые миры, властно вторгающиеся в этот «профанный» мир и духом своим преобразующие его.

Художник театра, как и любой человек в театральном мире, – непоседа: и сцен на свете не счесть, и спектакли посвящены самым разным уголкам и событиям в мире и в человеческой душе. Поэтому неизменный атрибут подобной мастерской – чемоданы, от архаичных, потёртых кожаных с бронзовыми замками, немало повидавших на своём веку, до современных, с выдвижными ручками и на удобных колёсиках: в них скитаются по свету материалы и готовые «изделия»: кисти и краски, палитры, инструменты для изготовления макетов, различные полуфабрикаты – планшеты, ткани, деревянные бруски и палочки, запасы бумаги, наброски и эскизы «по поводу», к предстоящему спектаклю, и «без повода, на всякий случай», «себя показать». И везде, где останавливается художник – сценограф и декоратор, чемоданы эти распаковываются, и их содержимое развешивается на стенах, крепится за потолок, лежит инсталляциями на полу вдоль стен, размещается на мольбертах и под ними, занимает столы и витрины, создавая особый творческий, фантастический уголок мира, в котором рождается жизнь Спектакля, жизнь придуманная и властно вторгающаяся в привычный порядок вещей мира повседневного.

Первое и во многом самостоятельное произведение театрального художника, которое редко видят «посторонние» в этом внутритеатральном мире зрители, допускающиеся прежде всего и почти исключительно в зрительный зал, – это театральный макет, миниатюрная модель сцены, на которой отрабатывается замысел действа, как сегодня говорят, «в 3D»: реализуется общая зримая конструкция её заполнения, отрабатываются элементы декораций в их взаимодействии, последовательность и процесс их смены по ходу спектакля, размещение источников света, а ныне сплошь и рядом ещё и изображений и звука, проверяется масштаб и видимость костюмов, находятся необходимые конструктивные решения (сцена – крайне сложная «машина», и в этом отношении постановка спектакля – ещё и инженерная деятельность), короче говоря, всё, что затем переходит в руки декораторов-исполнителей и рабочих сцены, и этот макет становится для них ориентиром и эталоном, с которым сверяются «реальные» предметы, которые будут наряду с актёрами, их фигурами, жестами и лицами играть на «большой» сцене. В мастерской – как «передвижной», так и тем более в «базовой», домашней – таких макетов, как правило, много или хотя бы несколько, чтобы их созерцанием наполниться энергией и идеями для новой постановки. А вокруг них и перекликаются с ними листы графических и красочных эскизов декораций и костюмов ко множеству самых разностильных постановок Татьяны Спасоломской, картины – источники образов для спектаклей текущих и будущих.

«Текущий» макет стоит на макетном монтажном столе-верстаке, специально приспособленном для подобных сборок; это тоже своеобразное произведение эргономического искусства, созданное постоянно работающим со Спасоломской художником, дизайнером и поэтом Виктором Делогом: задача стола одновременно как служить инженерным устройством для обслуживания макета, так и быть средством поддержания творческого горения, – этим обусловлена как сложная форма, так и прихотливая фактура этого изделия. А ещё на этом столе и вокруг него, под и над ним – разнообразные рабочие материалы, театральные журналы, программы и афиши, наброски, листы бумаги, палочки, банки с красками и клеями, нити, верёвки, цепочки, огромная стрекоза из полимерных плёнок, поддерживающая атмосферу загадки в этой лаборатории художника.

Как бы преддверием мастерской становится первый зал выставки, одна стена которого полностью отдана эскизам к состоявшимся и непоставленным спектаклям Татьяны Спасоломской; листы и холсты её находят своё место и на других стенах зала среди экспонатов из фондов музея.

Выставка будет работать до конца Рождественских каникул.

Павел ДЕЙНЕКА, искусствовед галереи «УГЛЪ»

«Угличанин» №48 (654) от 04.12.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить