Угличанин - Одно из сокровищ нашего города

На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

Одно из сокровищ нашего городаНачало января – время череды праздников, которые придают первому месяцу незабываемый колорит. Новый год и Рождество имеют особое значение ещё и потому, что нам даны почти десятидневные каникулы. В это время Углич посещают тысячи туристов, делая исторический центр по-настоящему праздничным и оживлённым.

Туристов влекут живописная природа и многочисленные достопримечательности нашего города. Список объектов туристического осмотра обширен, но первостепенное значение всегда имел кремль. Он насыщен достопримечательностями, а одними из важнейших являются интерьеры храмов. Их история хорошо изучена, но остаётся место для открытий, дополняющих сведения о, казалось бы, известных объектах. Одним из таких объектов является Спасо-Преображенский собор.

Главный храм Углича имеет почти тысячелетнюю историю. Многократно перестраивался, становился свидетелем важных событий. Существующее здание было возведено в 1700-1706 годах. Пожалуй, первостепенное значение в облике храма занимает величественный золочёный иконостас в стиле барокко, с пышной и причудливой резьбой.

Что мы знаем о соборном иконостасе – довольно поздний, установленный взамен первоначального в 1853 году. Можно описывать его облик, художественные особенности, но этим и исчерпывается наша скудная информация. В действительности его история намного богаче и сложнее.

Первоначальный иконостас Спасо-Преображенского собора был изготовлен в начале XVIII века, ко времени освящения храма. Иконы для него были выполнены артелью известного патриаршего изографа Фёдора Никитича Рожнова.

За время длительного существования иконостас неоднократно ремонтировался, поновлялся. В 1810-1811 годах артелью живописца Т.А. Медведева не только выполнены новые храмовые росписи, но и был перезолочен иконостас, вновь наложена резьба. Время брало своё, и спустя несколько десятилетий потребовались более радикальные работы.

30 ноября 1850 года был получен указ Ярославской духовной консистории, дозволявший ремонт и исправление иконостаса. С течением времени был найден и достойный мастер. 5 июня 1851 года староста собора 3-й гильдии купецкий сын Дмитрий Алексеев Русинов, при посредстве протоиерея и благочинного Димитрия Попова с братией и градского главы Павла Матвеева Сурина заключил контракт с ярославским мещанином Михаилом Семёновым Стрелковым. По контракту следовало «в холодном Преображенском соборе иконостас разобрать и как замечается ветхость в нижнем ярусе…, то сей последней ярус вновь переделать и во всех прочих частях ветхости исправить вновь столярною работой по приличию мест, согласно утвержденному рисунку. На весь иконостас положить новую резьбу и сделать новые колонны. Как местные иконы, так и во всех ярусах иконостаса иконы должны оставаться те же».

Нижний ярус и колонны полагалось сделать из прочного сухого соснового леса, а резьбу – из лучшего липового. К изготовлению колонн и резьбы следовало приступить в первую очередь – до разборки иконостаса. Мастер должен был начать работу 11 июня 1851 года и завершить к 1 июня 1852-го. Стоимость составляла 1600 рублей серебром. Кроме того, по усмотрению заказчиков могли быть выплачены ещё 100 рублей в качестве «похвалы» за качество и соблюдение сроков.

Таким образом, оказывается, что в середине XIX века первоначальный иконостас не заменялся новым, а подвергался серьёзному ремонту. Вновь изготавливались нижний ярус, колонны, резьба. Это подтверждает и облик, характерный для первой половины XVIII столетия, – как оказывается, сохранивший изначальную композицию. В иконостас следовало поместить все прежние иконы.

Спасо-Преображенский собор и колокольня. Фото 1960-х гг.Осуществивший работы мастер Михаил Семёнович Стрелков был хорошо известен в Угличе. Он был выходцем из села Заозерье – бывшим крепостным крестьянином помещиков Репнина и Волконского. Лишь со временем получил свободу и стал ярославским мещанином. М.С. Стрелков являлся представителем династии резчиков, столяров, иконостасных мастеров. Его отец Семён Иванович в начале и первой половине XIX века выполнил немало ответственных и крупных заказов, среди которых были иконостасы для Филипповской, Успенской, Крестовоздвиженской церквей, Покровского монастыря, храма села Климатино…

Михаил Семёнович активно работал на протяжении 1840-60-х годов. Его артелью были созданы иконостасы для Петропавловской, Корсунской, Всехсвятской церквей города Углича, Фёдоровского храма Богоявленского монастыря, храмов сёл Ильинского «в Поречье», Заозерья, Спасского «на Молокше», Оносова, Богородского, Архангельского Мышкинского уезда и многих других.

Известны места расположения мастерских М.С. Стрелкова. Примерно в 1848-1853 годах он снимал помещения в имении на перекрёстке Крестовоздвиженской и Большой Васильевской улиц (Октябрьская, 8/16), где в разное время размещались полотняная фабрика купцов Буториных и медно-самоварный завод Скорняковых. Для квартирования и произведения столярной резной работы М.С. Стрелков арендовал верхний этаж дома, деревянные надворные строения, часть каменного корпуса и огородной земли. Именно в том имении в 1851-1852 годах велась работа над иконостасом собора.

В 1856-1857 годах Стрелков арендовал деревянный дом дворян Яминских на Петербургской улице, который в более позднее время принадлежал Бучкиным. В 1858 году был приобретён собственный большой двухэтажный каменный дом на углу Ростовской и Крестовоздвиженской улиц (Октябрьская, 2/21), ранее принадлежавший купцам Вознесенским. Этим домом М.С. Стрелков владел до 1876 года.

В истории иконостаса Спасо-Преображенского собора памятен ещё один мастер – ярославский мещанин Дмитрий Петров Истомин, который по договору от 11 октября 1851 года выполнил позолотные работы. За плату 5715 рублей серебром он обязался «всю новую резьбу и новые колонны в иконостасе позолотить на полимент своим лучшим полузолотниковым золотом», а также перезолотить старые части иконостаса. Работу следовало начать осенью того же года и завершить к 1 июня 1853-го. Дело было выполнено в срок, поскольку 31 мая 1853 года иконостас был освящён.

Всё сказанное позволяет сделать важные выводы – иконостас Спасо-Преображенского собора перестает быть безымянным произведением. Устанавливаются мастера, причастные к его созданию, – резчик Михаил Семёнович Стрелков и позолотчик Дмитрий Петрович Истомин. В своё время это были известные, значительные подрядчики, порой выполнявшие совместные заказы. Также выясняется, что иконостас собора является более ранним, чем принято считать, – в его основе первоначальный иконостас начала XVIII века, подвергнутый ремонту и дополненный новыми деталями.

Такова история одной из главных достопримечательностей нашего города и одного из важнейших объектов туристического осмотра.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №2 (557) от 17.01.2018 года

You have no rights to post comments