На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

Вид Московской улицы как пример регулярной застройки Углича в XIX векеУглич – один из наиболее из­вестных и посещаемых ту­ристами провинциальных городов. Многочисленных гостей города неизменно при­влекают не только удобное расположение на берегах Волги, но и древняя история, многочисленные достоприме­чательности. Не последнее, а, возможно, и первое место в этом списке занимает архи­тектурная среда, формирую­щая облик города, только ему присущий индивидуальный своеобразный колорит. Не вызывает сомнений, что при­нимающий многочисленных туристов исторический город должен уделять особое внима­ние сохранению сложившегося облика.

В предлагаемом читате­лям коротком очерке постараемся устано­вить, как формиро­валась архитектурная среда в разные периоды истории, какие проблемы ей угрожают в наше время.

Как известно, на протяжении длительного времени облик города складывался стихийно, в силу практических потребно­стей. В соответствии с рельефом местности, расположением дорог прокладывались средневековые улицы, на основе начал природ­ной живописности строились храмы и лучшие дома. Традиции и чуткое понимание прекрасного формировали в тот период гармо­ничный облик города. Но было и немало проблем – скученная тесная средневековая застрой­ка, сколь рациональной она ни была, вызывала опасность по­жаров, нередко опустошавших город.

Со второй половины XVIII века правительством предпри­нимаются решительные меры по упорядочению облика горо­дов, выразившиеся в создании генеральных планов. Таковой план был дан и Угличу, 13 авгу­ста 1784 года собственноручно подписанный императрицей Екатериной II, реализованный на протяжении нескольких по­следующих десятилетий. План дал городу широкие прямые улицы, площади, чёткие кварта­лы, единообразную застройку по образцовым проектам.

В наше время вокруг первого генерального плана и связанных с ним градостроительных норм создано немало мифов. Нередко приходится слышать об особом пристрастии к расположению зданий, чутком внимании стро­ителей к особенностям мест, намеренном уменьшении вы­соты домов около церквей. В действительности всё было про­ще и вместе с тем рациональнее. Чёткая регулярная среда фор­мировалась за счёт стандартных размеров земельных участков в кварталах, равных расстояний между домами, расположения их по линии улиц, использования образцовых проектов. Напри­мер, в экспликации к генераль­ному плану Углича говорилось следующее:

Подборка «примерных» проектов аритектора И. Лема, частично они были приложены генеральному плану Углича 1784 года«Партикулярныя каменныя домы могут строить против вновь строющихся городов по пред­ставляемым при сем пример­ным фасадам под № 1-м, 2-м и 3-м, какие в которых кварталах Господин Генерал Губернатор по состоянию тамошних граж­дан назначит, а купеческия с лавками домы по фасаде под № 6-м: по желанию ж хозяев дозволить строить и выше сих фасад наилутчим украшением… Деревянныя домы… строить по фасадам под № 3-м, 4-м и 5-м: на каменных жилых погребах, на каменных фундаментах и без каменных фундаментов, кто как пожелает, но чтоб всякое деревянное одно от другова не ближе было пяти сажен, не выше шести аршин, и не больше каж­дой деревянной корпус строить двенатцати сажен».

В более позднее время, учиты­вая сложность использования малообеспеченными горожа­нами образцовых проектов, вводились дополнительные пра­вила, определявшие размеры, пропорции окон, простенков, высоту верхних перемычек. Вводились правила и для менее важных случаев. Например, указ императора Александра I от 13 декабря 1817 года определял:

«41. Незастроенные места ого­раживать забором, а бедным жителям позволяется обносить их и частоколом, обрубая верхи оного ровно.

45. Запрещается пестрить домы краскою, как, например, видел я черные ставни и двери на вы­беленных домах.

46. Вообще дозволять красить домы нижеследующими только цветами, белым, палевым, блед­но-желтым, светло-серым, ди­ким, бледно-розовым, сибиркою, но с большею примесью белой краски и желто-серым. От Ми­нистерства полиции доставлены будут в губернии дощечки, сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов».

На основе таких несложных правил и формировалась архи­тектурная среда городов, являю­щаяся одной из важнейших со­ставляющих нашего культурного наследия.

После завершения имперского периода судьба наследия скла­дывалась по-разному. Хорошо известно, что в 1920-30-х годах были разрушены многие храмы и другие важные здания, опре­делявшие облик Углича. Мож­но вспомнить Филипповскую, Успенскую церкви и торговые ряды, с утратой которых центр города превратился в жалкий пустырь. Но при этом на протя­жении ХХ века общие принци­пы застройки сохранялись, что объяснялось и наличием архи­тектурного надзора, и заложен­ными прочными традициями. В наше время всеобщих свобод, к сожалению, очень многое от­дано на волю жителей, многие из которых, как представляется, не осознают наличия городской архитектурной среды и опреде­ляемых ею условий.

Все чаще приходится видеть снос старинных зданий, возве­дённых в XIX веке по лучшим градостроительным правилам. Конечно, многие из них имеют значительный износ, но взамен их возводятся особняки самых разнообразных форм и стилей, словно сошедшие с журнальных картинок или позаимствованные из западных фильмов. Еди­ничные вторжения в структуру улиц безболезненны, но трудно представить, каким в будущем будет город, целиком состоящий из таких особняков, лишенных архитектурного единства и ка­ких-либо местных традиций.

Конечно, ныне неприменимо на практике существовавшее с петровского времени неукосни­тельное правило ставить дома по лицу улиц, но несомненен факт, что произвольно возводимые во дворах современные дома актив­но способствуют разрушению единой архитектурной среды.

Характерной чертой современ­ного строительства стало ещё одно явление, превратившееся в настоящее бедствие. Начиная с 1990-х годов многие хозяева пригораживают к своим участ­кам территорию тротуаров, где таковые фактически отсутству­ют. Нередко можно видеть, что заборы и ворота ставятся не по линиям кварталов, а волнами и выступами. Особенно негатив­ные изменения произведены в середине улицы Шаркова, где выступами и перестановкой за­боров улица заужена почти на два метра.

Застраиваются не только тро­туары, но и прежние церков­ные площади, которые, кстати сказать, являются средневе­ковыми кладбищами. Древ­няя Петуховская площадь на перекрёстке улиц Нариманова и Пролетарской не только ли­шилась храма и древнего камня, но ныне полностью поглощена застройкой. Разбита на участки и частично застроена Васильев­ская площадь (перекрёсток улиц Гражданской и Шаркова). К счастью, в начале 2000-х годов общественностью города было предотвращено строительство магазина на Пятницкой (Совет­ской) площади и вышки сотовой связи на Крестовоздвиженской площади, но фундаменты оста­лись.

Вызывает опасения всё более прогрессирующая перестройка рядовых частных домов. На место резных наличников, фрон­тонов и светелок приходят пла­стиковые окна, сайдинг и ман­сардные крыши разнообразных форм. Если в прошлом те самые дома строились по образцовым проектам, в рамках многолетнего опыта и традиций, то ныне из со­ображений удобства внедряются самые нелепые и кустарные фор­мы, не имеющие ни малейшей связи с архитектурой.

К сожалению, всё в большей и большей степени характерной чертой облика нашего города ста­новится архитектурная какофо­ния, повсеместно поглощающая правильную градостроительную среду. Разумные компромиссы, хотя бы рекомендательный над­зор могли бы спасти Углич от полной утраты исторического облика.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №32 (485) от 17.08.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить