05.04.2017 08:23
Недавно временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов представил долгосрочную программу социально-экономического развития региона. Над созданием документа работала целая команда – представители власти, общественности и эксперты. Одно из направлений стратегии касается туризма, который входит в число перспективных сфер экономики. А именно: поставлена чёткая задача – к 2025 году нарастить туристический поток в область почти в 2,5 раза, до 8 миллионов человек. На сегодняшний день наш город среди лидеров по росту данного показателя в регионе, а каким образом мы будем дальше двигаться по этому пути, нам рассказала директор Туристского информационного центра «Углич» Юлия Воронова.
– Насколько нам известно, количество гостей, прибывающих в Углич со всего мира, с каждым годом увеличивается, так что у вас в ТИЦ, наверное, постепенно прибавляется работы?
– Туристический поток в Угличском муниципальном районе за 2016 год составил около 392 тысяч человек, что на 6% выше показателей 2015 года. А если говорить об информационном центре, то за 2015 год мы приняли девять тысяч человек лично, и чуть более 100 тысяч туристов обратились к нам через информационный портал. В прошлом же году эти цифры возросли до 12,5 тысячи и более 120 тысяч соответственно. В первом квартале этого отмечается спад в связи с ужесточением правил детских перевозок, будем надеяться, по году ситуация будет выравниваться в период высокого сезона.
– Из сказанного вами можно сделать вывод, что наш город способен и дальше двигаться по пути увеличения турпотока.
– Мало привлечь турпоток, мы не умеем его монетизировать. В период санкций активизировался внутренний туризм, но тут возникла проблема – наши города оказались не готовы принимать такой поток гостей на том же уровне, что и в зарубежных странах. Увы, предпочтения современных туристов меняются быстрее, чем меняются города и инфраструктура внутри регионов. Вы будете смеяться, но поток в Углич очень зависит от состояния дорог в Тверской области и от дороги между Ростовом и Угличем.
Люди сейчас ездят не просто по музеям, но и гулять по городам. Даже среди приехавших к нам на теплоходах есть люди, которые не идут на экскурсию, а совершают пробежку по набережной. Вот почему нам нужно думать о развитии городского пространства. Необходимо садиться и вместе просчитывать сценарии прогулки по городу так, чтобы во время неё человек с удовольствием тратил деньги. Углич всегда был богат ресурсами, а за последние десять лет преобразился. Были построены отели, созданы новые музейные экспозиции, развлекательные объекты. Но подумайте, как по Угличу гулять? Где гулять? При этом угличане должны понимать, что пространство нужно делать для себя в первую очередь: удобные пешеходные зоны для мамы с коляской подойдут и человеку с ограниченными возможностями, и пожилому туристу. Планы и проекты уже намечены, в сложной экономической ситуации ищем ресурсы организационные и финансовые.
– О каких проектах идёт речь?
– Подробно о них уже рассказывалось на страницах «Угличанина» и «Угличской газеты». Я только немного напомню. В прошлом году был разработан проект «Набережная – для всех». У нас среди малых городов на Волге самая длинная набережная – 4 км. Сотни тысяч туристов с теплоходов и весь город по вечерам выходит на набережную с апреля по сентябрь. Один тротуар может помочь этой части города работать круглый год. Так почему бы не устроить это городское пространство таким образом, чтобы здесь можно было не только посидеть на лавочке в тишине, любуясь красивым видом, но и воспользоваться Wi-Fi, купить что-нибудь попить, после короткой прогулки съесть вкусный салат или мороженое, взять напрокат велосипед или ролики, или даже лыжи и поехать по обозначенному маршруту? Предполагается создание единой благоустроенной набережной с велодорожками, спортивными площадками, парками, скверами, малыми архитектурными формами как центра отдыха жителей и гостей города.
Преобразованная набережная существует пока на уровне проектной идеи, а чтобы она превратилась в настоящий проект, её надо доработать детально, и здесь структуры администрации и горожане должны потрудиться все вместе.
Ещё один не менее интересный проект касается реконструкции улицы Спасской, он был подан в программу социально-экономического развития региона. Теперь ведётся работа на уровне Правительства Ярославской области, а это процесс небыстрый, но нужно трудиться над воплощением мечты, и всё сбудется.
Хочу сказать, проекты у нас, конечно, есть, но для их реализации, на мой взгляд, как простого жителя Углича, необходима очень чёткая межведомственная работа. В этом на сегодняшний день и заключается проблема. Мы всё развиваем отдельно – ЖКХ, культуру, туризм, здравоохранение, образование. Надо делать городские проекты совместно. Школа гидов – пат- риотическое воспитание. Одна пешеходная экскурсия по Угличу равна норме физической активности в день. Велофестиваль – чем не профилактика?
– Каким образом, по вашему мнению, должна проводиться совместная работа?
– Нами уже сделаны первые шаги в этом направлении. С ноября прошлого года мы создали туристический совет города. В его состав вошли представители турсферы Углича, ТИЦ же выступил как площадка. Здесь проходят «живые» дискуссии, в ходе которых мы ищем способы, как продавать наш город как единый туристический продукт. И вывод, на который мы сейчас выходим, заключается в следующем: надо перестать мыслить категориями одной отрасли, нужно мыслить категориями одного города. Вот когда мы научимся этому и будем работать всем городским сообществом, одной командой, а в этом отношении мы очень надеемся на поддержку главы района Анатолия Геннадьевича Курицина, то тогда нас ожидают большие перемены к лучшему.
– Могу предположить, что турсовет – не единственное новшество в Угличе, работающее на повышение его привлекательности…
– Действительно так. В этом году у нас появился новый объект – музей велосипедов «Самокатъ», сейчас на стадии запуска Музей народной игрушки, в новом формате открылся Музей свистульки. На весенних отраслевых выставках в Москве ТИЦ «Углич» представил девять новых туристических маршрутов по нашему городу. Углич – ведь это не только церкви и монастыри, про него можно рассказать по-разному. Например, подать его через живопись в программе «Углич художественный» или через средневековую кухню – «Вкусные истории древнего Углича». Туристы, желающие побывать у нас, смогут выбрать наиболее подходящий маршрут, будь то «Прогулка по сырным кварталам города» или «Углич игрушечный». Сформированы опорные программы по городу, понятные крупному туроператору, и простая технология онлайн покупки, гарантом качества выступает ТИЦ – это всё, что нужно на данный момент рынку.
– Любой угличанин может принять участие в развитии своей территории?
– Именно. Как раз для местных жителей мы создали проект «Городская мастерская», который только начался. Мы проводим встречи пока только с волонтёрами, но любой заинтересованный горожанин может присоединиться, глава района дал согласие на обсуждение предложений. «Городская мастерская» – это хорошая возможность пообщаться, провести время с пользой, вместе проектировать то, как будет выглядеть город, свежим взглядом посмотреть на городское пространство. Например, на последней встрече мы говорили об отрезке улицы Гражданской – от кафе-ресторана «Авеню» до телевышки, где когда-то стоял храм, а теперь поставлены мусорные баки. Сейчас на этой улице появились новостройки, искажающие её облик, но даже в этой ситуации она может выжить. Можно покрасить вышку, сделать на ней красивые фонарики, и тогда под местной Эйфелевой башней будут назначать свидания. Плюс скоро на этом отрезке откроется Музей народной игрушки, уже работает уютный гостевой дом и несколько магазинчиков. Что нужно этим предпринимателям? Три вещи: убрать баки, кучи мусора после стройки и проложить километр асфальта. Эта прекрасная улица может стать новым пешеходным туристическим маршрутом.
Второй этап «Городской мастерской» был в феврале, когда проходило «Эхо фотопарада». Фотожурналисты из Москвы создали удивительные истории про детали Углича, отображая на снимках архитектурный облик. Их работы скоро можно будет увидеть на сайте мастерской. Я хочу особенно подчеркнуть, что туризм – это не трата денег ради туристов, это создание такого города, куда люди хотят приехать и жить, как мы, и гулять по улицам, как мы, и праздновать, как мы, но при этом мы ещё будем получать прибыль. Вот почему нам нужно пересматривать своё отношение к ресурсам, которые мы имеем, и к пространству, которым мы на данный момент не дорожим.
Наталья ОВЧИННИКОВА
Фото Светланы САННИКОВОЙ
Встречи участников проекта «Городская мастерская» будут проводиться каждый последний четверг месяца в арт- галерее «Арка». Подробности по телефону 2-30-72.
«Угличанин» №13 (517) от 05.04.2017 года