На главную страницу



Катили по дорогам советским автопромомКогда в гараже стоит фамильная, проверенная временем «копейка», нет-нет, да и хочется на ней прокатиться. С ней связано много воспоминаний о разных путешествиях и поездках, поэтому выезжаешь покататься на папиной машине всегда с особым чувством. Вспоминаешь, например, когда в 1974 году отец осуществил свою мечту и приобрёл ВАЗ-2101 цвета «кофе с молоком», он буквально через пару месяцев посадил всю семью в «народный автомобиль» (а кроме нас ещё и прихватил друзей из Жданова), и все отправились в путешествие по Золотому кольцу. Оно получилось очень увлекательным и запомнилось на всю жизнь. И вот спустя сорок пять лет мне представилась возможность присоединиться на семейном раритете к ралли классических автомобилей «Медведь», которое как раз и проходило по городам Золотого кольца.

Маршрут ралли начинался в Переславле-Залесском. Именно там к ярославским участникам из ярославского клуба классических автомобилей и ретроклуба Гаврилов-Яма присоединился пробег ретроавтомобилей из Татарстана. Его участники, чтобы попасть в состав ралли, проехали на своих сверкающих двадцать первых «Волгах» 800 км. Объединившись, все начали маршрут по кольцу: из Переславля в Ростов, потом – в посёлок Борисоглебский, а оттуда уже к нам, в Углич, который принял эстафету у двух других городов Золотого кольца.

Когда я присоединился к ралли, все раритеты уже выстроились на Успенской площади под удивлённые взгляды иностранных туристов, которые бесконечно фотографировали старые, но выглядящие, как новенькие, «ГАЗы», «ВАЗы» и даже один «ЗАЗ» самой первой модели. Но, как сказал председатель клуба классических автомобилей «Медведь» Андрей Лагузов, самый почтенный по возрасту в ралли – «ГАЗ-4» 1933 года выпуска. Этот специально отреставрированный автомобиль прибыл из Татарстана. Конечно, такой раритет пускать своим ходом никто бы не решился – он красовался в прицепе, как на подиуме. Всего из Казани приехало десять автомобилей. Айдар Ибатуллин из авторетроклуба прибыл на «ГАЗ-24», практически «новеньком», поскольку, несмотря на то, что автомобиль выпущен в 1983 году, проехал он за это время всего пятьдесят три тысячи километров. Как сказал Айдар, в его коллекции есть и «Победа», но, поскольку путь неблизкий из Казани в Ярославскую область, он решил поехать на «Волге», которая больше приближена к современным условиям движения.

– У неё отличный ход, она может достойно двигаться, ей легко управлять, можно вовремя тормозить, – пояснил он.

В Угличе участники ралли успели побывать на экскурсии, чем остались очень довольны. В это время наш несравненный Виктор Ерохин разговорился с водителем «ЗИЛ-157» 1962 года выпуска Владимиром Шиковым. Владелец этой грузовой очень надёжной машины в 2017 году участвовал в бронепробеге от Москвы до Бреста. Правда, сетовал хозяин, «король бездорожья» съедает почти сорок литров на 100 км. Но это не мешает Владимиру любить свою машину. А Виктор Иванович неслучайно обратил внимание именно на этот «ЗИЛ» – тут роль сыграла ностальгия по молодости.

– Мне она напомнила службу в Советской армии, – поделился он с нами. – Основной парк нашего отдельного батальона составляли эти машины. Служить мне пришлось в Чехословакии в 1969-1970 году. Наши радиостанции и приёмопередающие комплексы размещались именно на таких машинах. Мы проходили боевые дежурства точно в таком передвижном пункте в течение полутора лет. По стране нам пришлось на них тоже поездить.

Ровно в 10 утра колона ретроавтомобилей покинула Углич, и мы вместе со всеми отправились дальше по маршруту ралли – в город Мышкин. Ехали достаточно быстро, цилиндры в моторах работали без сбивов, ровно и чётко – расстояние до соседнего города преодолели минут за сорок. Там вся наша кавалькада выстроилась в очередь на паром, чтобы перебраться на правый берег и взять направление на Рыбинск. Увы, в Мышкине мы не заехали на Успенскую площадь, на которой вовремя фестиваля ретроавтомобилей «Самоход» каждый год в течение десятилетия (а то и больше!) гордо выстраивались классические старинные авто всех мастей. В Мышкине давно существует музей ретротехники, которым руководит Николай Лушин (он потом нагнал нас в Рыбинске, чтобы повидаться с соратниками по серьёзному увлечению).

На пароме такое количество раритетов вызывало изумление. Участники ралли тем временем общались друг с другом и фотографировались (удалось даже сделать панорамное фото сверху, из рубки капитана парома).

Мы разговорились с Раисом Юничевым из клуба «М-21 Казань». Он участвовал в ралли на двадцать первой «Волге» такой красивой и ухоженной, что можно было только восхищаться, как он её холит и лелеет. Аксессуары тоже были под стать своему авто (один кожаный старый чемодан на заднем сиденье чего стоит!), да и сам хозяин был одет, как успешный фермер с Дикого Запада. Раис сказал, что всё время участвует в акциях своего казанского клуба, хотя и живёт сейчас в Москве. Со своим автомобилем он расставался лет на десять, а потом снова вернул его себе и теперь уже никогда ни на что его не променяет.

................................................................................................................................................................................................................................................................................

Ралли «Медведь» проводится в Ярославле с 1966 года. Его основатель, Иван Тимофеевич Воробьёв, был знаменитым ярославским гонщиком и энтузиастом автоспорта. Его идею по проведению ралли возродили в 2012 году его дети и внуки, чтобы продолжить славную традицию ярославского автоспорта. Помимо профессиональных состязаний, они традиционно принимают участие и в ралли классических автомобилей.

................................................................................................................................................................................................................................................................................

По дороге в Рыбинск мы бодро ехали цепочкой, сохраняя дистанцию. Рыбинцы встречали нас у спортивного комплекса «Полёт». Многие девушки хотели сфотографироваться с красивыми автомобилями из другой эпохи. Кстати, в советскую эпоху мы в этот день ненадолго окунулись – из Рыбинска мы через мост на ГЭС проехали в посёлок волгостроевцев. Именно там, в бывшем клубе, открыт «Музей СССР» с многочисленными интересными экспонатами из той, советской жизни. Наши артефакты автомобильной промышленности Советского Союза выстроились на площадке перед музеем, и пока мы знакомились с его экспозицией, жители посёлка с детьми буквально атаковали автомобили. Вообще, везде был большой интерес к раритетам, которые, казалось бы, ушли навсегда, но благодаря коллекционерам, постоянно участвующим в ралли «Медведь», обрели новую жизнь. И, надо сказать, «старички» ещё на многое способны – до Тутаева (а вернее, до старинного городка Романова) мы долетели очень быстро, и среднюю скорость примерно восемьдесят километров в час легко держали все участники, даже «ЗИЛ-157».

Авторалли финишировало в Ярославле на Советской площадиКрасотами купеческого городка на высоком берегу Волги, воспетого на полотнах Кустодиева, любоваться долго не пришлось – торопились вовремя финишировать на Советской площади Ярославля. Последний отрезок пути приобрёл некоторый соревновательный характер – никто не хотел приехать в столицу Золотого кольца последним. Тон задавал председатель клуба «Медведь» Андрей Лагузов, который буквально мчался на «ВАЗ-2101» из своей большой коллекции раритетов, боясь сорвать время прибытия. Наша «копеечка» тоже ехала резво, и мы благополучно финишировали перед Белым домом в первой десятке. На площади нас встречало не только много жителей и туристов, но и приличное количество любопытных журналистов. Нашу сорокапятилетнюю «ласточку» ждало ещё одно испытание – она послужила тренажёром для конкурса по замене колеса. Желающие участвовать выстроились в очередь, и один за другим снимали колесо и заменяли его на «запаску». Практически у всех это занимало меньше трёх минут. Когда конкурс закончился, все красиво разъехались отдыхать. На следующий день были экскурсии по Ярославлю и даже посещение моторного завода. Мы распрощались с товарищами по ралли и вернулись в Углич, а всем остальным предстояло отправиться дальше по «золотому» маршруту – Иваново, Суздаль, Владимир… Как потом мне сообщил один из устроителей ралли Дмитрий из Гаврилов-Яма, все доехали до финиша благополучно. А кто-то почти сразу пересел на ретробронетехнику и отправился «Дорогами мужества» в честь 78-й годовщины начала войны. Звали и меня, но, увы, в моей коллекции даже «Виллиса» нет.

Алексей СУСЛОВ

Фото автора и Ивана БИЗИНА

Фёдор ПАВЛОВ, штурман «ВАЗ-2101» в ралли «Медведь-2019»:

– В пробеге ретроавтомобилей я участвовал впервые. Наш экипаж в составе колонны из двадцати пяти автомобилей перемещался по маршруту Углич-Мышкин-Рыбинск-ТутаевЯрославль. Интересны были и «Запорожец», мчащий с хорошей скоростью, и «Виллис», покачивающийся на местных дорогах, и «ЗИС», показывающий свою мощь и силу.

Мы ехали на «копейке» 1974 года выпуска, принадлежащей семье Сусловых и являющейся их семейной реликвией.

Меня удивил и приятно поразил дружественный настрой водителей: кто-то нам быстренько капот отремонтировал, кто-то угощал всех чаем, все были горды своими достижениями по восстановлению авто, но при этом рады были поделиться опытом.

Ярославль нас встретил приветливо, вечером все участники ралли встретились на Советской площади. Машины весело сверкали боками и фарами, нас ожидали родственники и любители ретроавтомобилей.

«Угличанин» №25 (631) от 26.06.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить