На главную страницу



Я не знаю, зачем и кому это нужноКаждый, кто возвращается к местам своего детства, испытывает, надо полагать, особенные чувства. Они иногда весьма противоречивы, если не бывать в родном городе, скажем, долгие годы. Ольга Берггольц, к примеру, приехав в Углич спустя многие десятилетия и не найдя тех уголков, которые были ей дороги, написала, что встреча с детством не состоялась. Автору этих строк повезло больше – я живу почти по соседству и сравнительно часто бываю на своей малой родине. Здесь, в Угличе, живут мои друзья, стоят знакомые с далёкого прошлого дома, и даже деревья старой аллеи на одном из городских шоссе по-прежнему, как в школьные годы, приветливо шумят своими кронами. Все эти десятилетия город, как все мы, конечно же, изменялся, но как-то всё же незаметно, в отличие от времён последних.

Когда-то мне довелось прочитать, что, если убрать из центра древнего Углича его исторические памятники, мы увидим умирающую провинцию. Но если, не убирая даже эти памятники, беспорядочно застроить Углич новыми зданиями, мы увидим убитую русскую провинцию. Подобного рода тенденции встречаются теперь в каждом городе региона, включая сам Ярославль. Ещё недавно соседний Мышкин справедливо называли классическим городом русской провинции. Теперь уже вряд ли кто назовёт. Люди старшего поколения помнят не такой уж старый фильм «Покровские ворота», в финальных кадрах которого с высоты птичьего полёта показан район Лужников и Новодевичьего монастыря со смотровой площадки Воробьёвых (тогда Ленинских) гор. Многоэтажки наступаютВ кущах бесконечной зелени, тянувшихся окрест, утопала тогдашняя Москва начала восьмидесятых. Я как-то побывал на той площадке. Ни деревца за рекой – до самого горизонта каждый метр Москвы застроен, и она окаменела, застыла, как заколдованная царевна, не сразу различишь теперь в дальней дали зажатый новостройками крошечный Новодевичий монастырь. Кстати, и на угличском берегу можно встретить злосчастные перемены. По недоумию властей в своё время прямо в здешнем кремле, в святая святых, при укреплении берега прикрыли габионами часть основания протяжённой прибрежной стены дворца князя Андрея Большого пятнадцатого века…

В угоду нуворишей на Октябрьской улице, где, кстати, продолжают исчезать старинные особняки, со всех сторон застроили выдающийся памятник русского зодчества – трёхсотлетний деревянный дом Казимировых, известный всем объект культурного наследия. Страх берёт за его судьбу. Не разделил бы он удел своего ровесника – дома Опариных на Ростовской, остатки которого разобрали несколько лет назад. И саму-то Ростовскую улицу, беспорядочно застраиваемую, уже не узнать. Никакого соответствия высотных модулей, ни даже попыток сохранить складывавшийся веками архитектурный облик старых улиц, проще говоря, никакой элементарной стилизации. Древний Углич стал неприятно меняться в худшую сторону, будто его кто-то сглазил. Невольно задаёшься вопросом: а есть ли в городе вообще главный архитектор, управление архитектуры, призванные беречь старину древнего царь-города, бывшего некогда, по выражению Пильняка, «красным деревом» русской архитектуры? И уж настоящая «песня», так это изуродованная Огнева гора с прославленным Успенским монастырём и Дивной церковью, красой и гордостью центра России. Тут сплошь одни памятники истории и культуры федерального значения. И надо же, прямо на её подошве со стороны города в одночасье наваяли какой-то безликий двухэтажный краснокирпичный сарай, загородивший вид на монастырь четырнадцатого века. Никогда ещё за всю историю Углича никто на такое не решался. Ни стыда и ни совести. Вставший же на углу Октябрьской улицы и рыночной площади грузный каменный урод (выражение Марины Цветаевой) довершает эту, с позволения сказать, картину маслом.

Список архитектурных утрат теперь столь велик, что с Угличем не могут тягаться даже многие соседи. Со зданиями века ушедшего вообще, похоже, предпочитают не церемониться. Хотелось бы остановиться на одном, близком и дорогом многим угличанам. Дом культуры ВНИИМС стоял с послевоенных лет вдалеке от туристических маршрутов и новостроек, но и его место в итоге кому-то очень понадобилось. Почти полвека назад мы, мальчишки с Северной улицы, не раз прибегали сюда смотреть «Щит и меч» и «Освобождение», с которыми не идут ни в какое сравнение все нынешние расхваленные блокбастеры. На втором этаже была великолепная библиотека. В 2011 году, приехав в очередной раз в Углич, я зашёл проститься со старым ДК. Будущее его было предопределено. Открытые навстречу всем ветрам дверные проёмы, пустые глазницы окон, бывший кинозал, превращённый потом в спортивный, остатки разбитой мебели, и везде – мерзость запустения…

Сделав несколько снимков, ушёл, понимая, что к прошлому уже никогда не вернуться, как бы это банально ни звучало. А ведь здание ДК относилось к так называемым градообразующим, стояло на волжском берегу, о нём упоминали на протяжении десятков лет все без исключения угличские путеводители. Оно так и не успело стать зарегистрированным объектом культурного наследия. А за снос здания без статуса памятника и спросить не с кого. Чья участь следующая?

Я к тому, что надо всегда с уважением относиться к прошлому. В том числе и к памятникам, продолжающим исчезать. Вместе с ними исчезают, уходят не только одни урочища, старинные места, но и сами города. Заслужили ли они такого отношения к себе? Ведь по отношению к судьбам культурного наследия рано или поздно будут судить о нас с вами.

Евгений РОЗОВ, г. Рыбинск

Фото Павла КАРПОВА

«Угличанин» №8 (563) от 28.02.2018 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить