На главную страницу



Вакханалия на прахе предковУгличское отделение охраны памятников бьёт тревогу: древнерусский курганный могильник в районе деревни Челганово в течение года без­жалостно уничтожается лесорубами и их техникой, но никто не останавливает эти преступные действия в отношении археологического памятника федерального зна­чения. На недавнем заседании ВООПИиК было составлено коллективное обращение в Угличскую прокуратуру и другие правоохранительные инстанции с просьбой вме­шаться в эту ситуацию и безотлагательно принять меры по пресечению уничто­жения объекта культурного наследия, найти виновных и наказать согласно закону Рос­сийской Федерации.

Древнерусский курганный мо­гильник в семи километрах от Углича был обнаружен архео­логами ещё в XIX веке. Москов­ский антрополог А.И. Кельсиев в 1878 году исследовал его, рас­копав шесть захоронений. На сто лет о памятнике забыли, но в 1976 году московский археолог Константин Иванович Комаров в результате исследований объекта культурного наследия зафикси­ровал 42 сферические насыпи высотой от сорока сантиметров до метра, диаметром от четырёх до девяти метров. Указом Пре­зидента России № 176 от 20 фев­раля 1995 года этот курганный могильник был внесен в реестр объектов культурного наследия общероссийского значения под кодом 7610254000.

Ярославский историк Юрий Галыбин, изучавший этот мо­гильник, отметил в статье в исто­рико-краеведческом журнале «Углече Поле», что угличский памятник археологии уникален в своём «естестве»: в окружении леса, с многочисленными нерас­копанными курганами XI-XIII веков (причем в более поздних захоронениях лежат наши непо­средственные предки – первые представители русского народа). Но естество, в котором веками покоится прах наших предков, было варварски нарушено ещё год назад. Как мы писали в «Угличанине» 2 декабря 2015 года, в результате вырубки леса московской компанией ООО «Фирма ПОИСК» этот архео­логический памятник серьёзно пострадал: лесовозы, вывозив­шие спиленные на территории могильника сосны, буквально разворотили некоторые курганы огромными колёсами. Тогда мы, члены Угличского отделения ЯРО ВООПИиК, обратились с письмом в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области с призы­вом принять меры по предот­вращению уничтожения курган­ного могильника. Департамент направил запрос в Угличскую межрайонную прокуратуру с ре­комендации разобраться в этой ситуации и применить меры к виновным в этом преступлении. По инициативе Угличской меж­районной прокуратуры по этому факту органом дознания ОМВД России по Угличскому району возбуждено уголовное дело по ст. 262 УК РФ (нарушение режима заповедников, заказников).

С момента варварских действий лесорубов на территории памят­ника культурного наследия, по­нёсшего большой ущерб, прошёл почти год, но виновники не толь­ко не наказаны, но и не найдены. Не было предпринято никаких действий по предотвращению дальнейшего уничтожения па­мятника, несмотря на то, что он должен охраняться государ­ством. Как выяснилось, на тер­ритории памятника совсем не­давно продолжалась настоящая вакханалия лесозаготовщиков, которые спилили там всё, что, с их точки зрения, нужно пилить. Многие деревья спилены прямо на курганных могильниках, территория захламлена ство­лами деревьев и порубочными остатками, тут и там торчат безоб­разные пни, верхний слой почвы нарушен колёсами тракторов и лесовозов. Некоторые курганы серьёзно безвозвратно постра­дали от большегрузной техники. Улики, а главное, и сами испол­нители-лесорубы – на месте, они продолжают пилить лес непода­лёку с памятником археологии и вывозить его большегрузной техникой.

Уникальному памятнику фе­дерального значения нанесён непоправимый урон – он обе­зображен до неузнаваемости. Об этом варварском уничтожении археологического памятника общероссийского значения мы, представители Угличского от­деления ВООПИиК, сообщили участникам недавней VIII меж­региональной научной конфе­ренции «Археология: история и перспективы». Самые известные, именитые археологи России, доктора исторических наук Ин­ститута археологии РАН были возмущены тем, что уникальный курганный могильник в Угличе уничтожается в результате пре­ступных действий лесозагото­вителей, и осудили их, подписав коллективное письмо в правоох­ранительные инстанции.

– Это, конечно, полное безобра­зие. Здесь надо, как говорится, и власть употребить, – прокоммен­тировал печальную ситуацию с челгановским могильником доктор исторических наук, ве­дущий научный сотрудник Ин­ститута археологии РАН Андрей Леонтьев. – Объект стоит на охране, существует его паспорт. Это Федеральный закон 73-й «Об объектах культурного на­следия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Будьте любезны, прекратите нарушения. За них по закону существуют штрафы, и весьма немалые, под которые должны попасть устроители этих самых лесоразработок.

Беда археологического памят­ника под Угличем, конечно, не единственная в общей ситуации, которая творится по уничтоже­нию подобных археологических объектов культурного наследия в Российской Федерации. Их было уничтожено к настоящему времени уже очень много. Но это не меняет дела. Общественность Ярославской области, люди, за­интересованные в полноте своей жизни на родной земле, в окру­жении видимого наследия своих предков, оказались в очередной раз оскорблены фактом уничто­жения культурного историческо­го достояния предыдущих нам поколений. Мы переживаем за наш памятник, за нашу историю, с горечью думаем о том, что если мы не храним память о предках, то грош нам цена.

Наше коллективное письмо было отправлено и в Угличскую межрайонную прокуратуру с просьбой вмешаться в эту ситу­ацию и безотлагательно принять меры по пресечению уничто­жения объекта культурного на­следия, установить виновных в этом лиц.

Первый официальный отклик мы вскоре получили от замести­теля прокурора Виталия Анто­новича.

– Мы разбираемся в этой ситуа­ции, – сказал Виталий Игоревич. – Сейчас устанавливаем меру ответственности Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области по непосредственно охране по­добных памятников. Хотим по­нять, что они конкретно должны делать. И сразу задаёмся вопро­сом: почему границы памятника не были никак обозначены, почему нет таблички, указываю­щий, что это объект культурного наследия? Департамент, при­званный охранять такие объ­екты, обязан это делать, на это им выделяют государственные средства. В данном конкретном случае будут приняты меры прокурорского реагирования по факту бездействия Депар­тамента охраны памятников. Что касается лесозаготовителей на территории памятника, по­вредивших его, то в этом случае очень сложно будет доказать умысел: поскольку памятник никак не обозначен, то по факту лесозаготовители не знали, что повреждают именно памятник культуры. Умышленной фор­мы вины, получается, нет. По факту рубки леса московской компанией ООО «Фирма Поиск» в государственном природном заказнике «Верхне-Волжский» и повреждения объекта культур­ного наследия ОМВД России по Угличскому району проводится доследственная проверка по ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культур­ного наследия), которая еще не окончена.

Нельзя не согласиться с за­местителем прокурора в том, что Департамент, призванный охранять такие памятники, без­действовал и ничего не сделал, чтобы обозначить курганный могильник. Но неведение тех, кто творит на кургане безоб­разие, не освобождает их от от­ветственности. Факт варварского уничтожения памятника налицо – значит должны быть и вино­вные в этом. Трудно представить, что руководители ООО «Фирма Поиск» якобы до сих пор не знают, что там, где они произ­водят лесозаготовки, находится археологический памятник. Су­ществуют публичная кадастро­вая карта и генплан Слободского поселения, в которых он обо­значен, публичные сервитуты, где русским языком регламен­тировано, что можно делать на территории объекта культурного наследия, а что нельзя, есть, наконец, федеральный закон о таких объектах, в котором тоже всё чётко прописано, включая ответственность лиц, причинив­ших вред объекту культурного наследия. Если фирма серьёзно ведет хозяйственную деятель­ность, то руководство обязано познакомиться со всеми доку­ментами, регламентирующими, что можно, а что нельзя творить на арендуемых земельных участ­ках.

Обратившись в правоохра­нительные органы и Департа­мент охраны памятников (по федеральному закону, кстати, и у этих органов охраны име­ется достаточно полномочий для пресечения действий по уничтожению древнерусского могильника), мы продолжаем надеяться, что власть наконец будет применена: за вакхана­лию на объекте культурного на­следия кого-то всё же призовут к ответу и обяжут возместить стоимость работ по приведению археологического памятника в порядок. Непонятно, правда, насколько это теперь возможно после того безобразия, который на нём учинили.

Алексей СУСЛОВ, председатель Угличского отделения ЯРО ВООПИиК

«Угличанин» №41 (494) от 19.10.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить