28.09.2016 13:24
Бывает так: люди руки опустят, голову повесят. «Беда! Ничего нам не сделать. Никто нас слышать не хочет. Никому мы не нужны!» А развести эту беду им вдруг помогают люди «не наши», «пришлые», которые приезжают в отпуск или на дачный сезон и вдруг в какой-то момент становятся своими, почти родными, для них и двери широко распахиваются, и семейные истории им доверяются. Оговоримся – не все такого доверия удостаиваются, а только те, кто в деле себя показал, а не наобещал с три короба и потом исчез.
КАРПОВЫ
Любовь и Владимир Карповы домик в деревне Борушки Ильинского сельского поселения приобрели в 1988 году. Молодая семейная пара тогда впервые приехала из Москвы в эти места. Вокруг стояли вековые деревья, и природа была в первозданной красоте. Любовались этим они сравнительно недолго. В 2010-м Борушки полностью выгорают. Отстоять деревню у огня не удаётся. О том, что на этой территории был такой населённый пункт, сегодня напоминают лишь таблички с названием на въезде и выезде.Построить новый дом на пепелище тренеру по хореографии и инженеру не по силам, но в пяти километрах, в деревне Погорелка, продаётся старая изба по сходной цене.
Она и становится их пристанищем. Местных корней нет ни у той, ни у другого, а вот приросли и места менять не хотят. Нынче, уйдя на пенсию, даже собираются зимовать. Уже и дров заготовили.
А ДЕРЕВНЯ-ТО – СЕЛО!
Собственно и осматриваться-то вокруг не пришлось, чтобы понять: не деревня это вовсе, хоть по документам таковой числится, а село, поскольку на самом видном месте церковь стоит. Карповы выяснять всё начали, как да что. История оказалась давняя. Церковь построили в 1811 году (перед самой войной с Наполеоном). Значит, молиться в неё за Отечество и за воинов приходили с самого начала открытия. Храм этот имеет два придела: Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Построили её тщанием прихожан. О её строительстве сохранились местные предания, которые передаются из поколения в поколение. Строительство якобы начиналось трижды: два раза материал и чуть ли не подведённый фундамент исчезали за ночь. Священнослужители и местные жители начали уже подумывать о переносе постройки в соседнее Бабаево, но третья попытка оказалась успешной. Церковь Рождества Христова была весьма богатой, несмотря на не очень большой приход (количество людей, живущих в округе – Прим. автора). Это была заслуга меценатов. Одним из них был староста этого храма Павел Артемьевич Локотников, который похоронен на местном кладбище, как его отец и дети (сыновья Павла Артемьевича были купцами второй гильдии, отсюда и деньги). Кстати, потомки Локотниковых и сейчас приезжают на могилы предков.
........................................................................................................................................................................................................................
ИЗ ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЗОРА 1861 ГОДА СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО В ПРИХОДЕ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА БЫЛО ШЕСТЬ ДЕРЕВЕНЬ: ПОГОРЕЛКА, ФАЛИЛЕЕВО, БАБАЕВО, ЗАБОЛОТЬЕ, КОЖЕЛЕВО, ЮРЦИНО; 126 ДОМОВ; 421 ЧЕЛОВЕК ЖЕНСКОГО ПОЛА И 300 – МУЖСКОГО.
........................................................................................................................................................................................................................
Церковь закрыли в 1932 году. До 70-х годов (!) прошлого века (это можно считать чудом!) она пребывала в хорошем состоянии. За ней смотрела ключница Надежда Молчанова, местный костоправ. Ни у кого не поднималась рука на разграбление. И вдруг директор совхоза «Воскресенский» отдал указание её разобрать на кирпичи для хозяйственных нужд.
– Был разбит свод над трапезной, который соединял колокольню с храмовой частью, – рассказывает заслуженный работник культуры РФ Виктор Ерохин.– Мне пришлось приехать сюда вместе с секретарём общества охраны памятников Ириной Горшинской и директором Угличского музея Екатериной Лапиной, чтобы пресечь слом памятника. Рабочие отсюда ушли, но, видимо, ненадолго.
Очевидцы вспоминают, как к церкви подъехали три грузовика и увезли большую часть икон, церковной утвари, книг и прочего. Надежда Молчанова тоже пыталась этому противостоять, но у неё отобрали ключи и отодвинули в сторону… Местная детвора тоже участвовала в «приватизации» церковной собственности: срывали жемчуг с церковных одеяний, брали книги и всякую мелочь. Часть икон с нижнего яруса иконостаса унесли в свои дома жители Погорелки, остальные увезли в неизвестном направлении.
НЕ ДАТЬ ПОГИБНУТЬ
Сейчас церковь представляет собой печальное зрелище. Вот как описывает её Владимир Карпов:
– Колокольня требует ремонта. Трапезная разрушена до основания. На этом месте вырос лес. Высота деревьев достигала 20 метров. Деревья выросли даже на крыше храма. Сама церковь в аварийном состоянии. Обрушился свод алтаря с северной стороны, так как крыша алтаря разрушена временем. Крыша основания купола тоже негерметична. Фрески сохранились, но в плачевном состоянии.
Что делать? Первая мысль – организовать субботники по расчистке храма и прилегающей территории. И народ откликнулся на призыв Карповых. Из села Веска Борисоглебского района даже приехал отец Георгий. Священник помог опилить деревья. В этот день его жена рожала четвёртого ребёнка (на свет появилась девочка, которую назвали Еленой). Сельская администрация (глава Ильинского сельского поселения В.Я. Менгель, зам. главы С.В. Красноруцкий) помогла спилить деревья на месте бывшей трапезной и аварийные на прилегающей территории. Также вывезли мусор с кладбища.
– К нам в Погорелку сделали проезжей дорогу, – подхватывает мысль Любовь Карпова. – Окюветили, подсыпали и грейдировали, пока, правда, только половину. Но рано или поздно, наверное, доделают всю.
ОТЕЦ ФЁДОР БОЖКОВ
Первый молебен в храме, где не было служб с середины ХХ века, провёл отец Фёдор Божков из села Ивановского Борисоглебского района. И с тех пор священнослужитель стал здесь самым частым гостем вместе со своими воспитанниками. Дети разных возрастов охотно участвуют в расчистке храма, выполняя посильную работу. Их родители «за», когда их чада идут на такое благое дело. Пример подаёт, конечно, сам батюшка.
Двенадцатилетняя Полина Комина, давая интервью корреспонденту Угличского телевидения Марине Стрижовой, очень по-взрослому произнесла:
– Русь – она сильна именно в святынях своих. А храмы – это лицо России. Мы будем стараться, чтобы Россия процветала. Когда мы станем бабушками и вместе со своими внуками приедем сюда, в Погорелки, на службу, мы скажем, что мы здесь трудились, восстанавливая храм.
В НАДЕЖДЕ НЕ ТОЛЬКО НА ЧУДО
Раньше рядом с церковью Рождества Христова в Погорелках была двухэтажная церковно- приходская школа, в советские времена ставшая школой начальной. Она сейчас тоже в запустении. На крыше храма в гнезде нашли старые стеклянные чернильницы из той давней поры. Карповы разыскали учительницу Фаину Павловну Литову, которая здесь преподавала, ей уже 91 год. Минувшим летом возле храма появились деревянные леса, и на малые денежки, собранные в основном местными бабушками, здесь пытаются сделать консервацию здания: прикрыть дыры в крыше, закрыть окна от дождя и снега. А там, даст Бог, появятся современные меценаты. А ещё Любовь и Владимир по крупицам собирают историю этих мест, им приносят старые документы, семейные реликвии, фотографии… Возможно, в Погорелках создадут когда-нибудь и музей.
Нина БЛОХИНА
Фото предоставлено Любовью и Владимиром КАРПОВЫМИ
«Угличанин» №38 (491) от 28.09.2016 года