06.04.2016 10:17
Мы не имеем права забывать, каких огромных человеческих потерь стоили гидрообъекты как в Угличе, так и в Рыбинске. Это никоим образом не умаляет их значения для того индустриального времени, но они были построены именно так – с большими человеческими потерями из-за тяжёлого труда и ненормальных условий жизни. Тысячи заключённых не выдержали нечеловеческих нагрузок при строительстве ГЭС, умерли от истощения и тяжёлых болезней. Травматизма на стройке тоже хватало. Расстрелы «антисоветских элементов» практиковались в случае, если заключённый многократно отказывался от работы или совершал побег. Все данные о заключённых Волголага, об их страшной судьбе до сих пор засекречены, и точных сведений о жертвах нет.
До сих пор мы не представляем, сколько узников Волголага погибло во время строительства Угличской ГЭС. Мы знаем лишь, что кладбища с жертвами Волголага были в нескольких местах и в Угличе, и в округе. Знаем точно, где было кладбище в зоне строительства на Левом берегу. В архиве хранится постановление 1936 года о выделении участка под кладбище для заключённых за парком Супоневского дворца, где в то время располагалась психколония.
В начале марта президент России Владимир Путин подписал закон, которым за органами госвласти и местного самоуправления закрепляется право на осуществление мер по увековечению памяти жертв политических репрессий и оказание поддержки НКО, занимающимся такой деятельностью.
Законом вводится также обязанность органов местного самоуправления при обнаружении мест захоронения жертв массовых репрессий направлять в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Этот закон даёт нам, членам совета Угличского ВООПИиК, новый импульс для того, чтобы увековечить память тех, кто отдал свои жизни ради того, чтобы Угличская гидростанция была построена и работала для нас век, а то и два. Наш долг – хранить память о жертвах Волголага. Кроме зала Памяти в музее гидроэнергетики нужен Мемориал памяти узников Волголага на одном из кладбищ, чтобы их потомки могли поклониться праху предков, вспомнить о них и помолиться. А, может быть, такой Мемориал целесообразно разместить рядом с Музеем гидроэнергетики и ГЭС, которую большей частью строили заключённые Волголага.
И мы уже начали искать людей, способных реализовать такой проект. Недавно мы встретились с известным московским скульптором Владимиром Усовым. Владимир Ильич в конце восьмидесятых годов прошлого столетия стал участником и победителем первого тура конкурса на памятник «Жертвы сталинизма» в Москве. И если бы не развалились советская власть и СССР в целом, то на Лубянке бы высился памятник, поражающий каждого смотрящего на него своим архитектурным и скульптурным решением. Это была огромная клеть, олицетворяющая государственный тоталитарный строй, внутри которой стоит 12-метровая жертва сталинских репрессий – она вырывается из оков своей тяжкой доли, кости раздроблены, перемолоты адским трудом, но измучившийся человек не теряет веру – он сопротивляется, рвётся вперед, хочет уйти от рока, постигшего его и пленившего навечно. Тело изогнуто и безмолвно задаётся вопрос – что вы делаете, зачем, для чего?
Художник осуществил творческий порыв, создав полную драматической экспрессии композицию. Измученная человеческая фигура, поднятая на дыбы, предстает перед зрителем как символ страшных духовных и физических мучений людей, подвергшихся жестоким репрессиям.
Мы переговорили с мастером на предмет создания памятника жертвам Волгостроя в Угличе. Владимир Усов загорелся этой идеей и готов взяться за осуществление этого проекта. Он сразу решил, что в нашем случае можно обойтись без чёрной клети, как репрессивной машины, окружающей жертву, её можно разместить в основании, на гранитном блоке с рельефной подписью, а бронзового человека изобразить на фоне подобия креста (из известняка), как символ порабощения человека системой сталинизма.
Конечно, создание такой скульптурной композиции потребует немалых средств. Будем просить их у Федерации. Выход уже упомянутого закона, подписанного президентом РФ, внушает серьёзную надежду.
О СКУЛЬПТОРЕ:
Владимир Усов – автор ряда монументально-архитектурных композиций. Ему присвоено звание Заслуженный художник России.
Много работ скульптора установлено за рубежом. Среди них бюст Павла I (в представительстве Росзарубежцентра на Мальте), памятник военным морякам войны 1904 – 1905 (Япония), памятник генерал-аншефу Орлову-Чесменских (Греция, о. Спесес), памятник герою Греции капитану Эвклидису (Афины, 1995), памятник, посвящённый русским казакам (Греция, о. Лемнос). В 2013 году установлен бюст Ю.А.Гагарина на Кипре, в г. Никосия.
В России композиции В.И. Усова существуют в Москве, Владивостоке, в Чечено-Ингушетии под городом Грозный, в Красноярском крае, Читинской, Ульяновской, Архангельской, Новосибирской областях.
Творчество В.И. Усова – пример полноправного существования реалистического видения, основа которого – академическая школа. Однако чтобы школа жила, каждый художник должен вдыхать в вечные формулы изобразительного искусства, составляющие колоссальный багаж многих эпох, собственный талант. Лишь тогда его творчество будет «живым».
Владимир Усов в настоящее время – рецензент-консультант по скульптуре при ЦНРПМ (центральные научно-реставрационные проектные мастерские). Работает на восстановлении монастыря «Новый Иерусалим».
Алексей СУСЛОВ, председатель Угличского отделения ЯРО ВООПИиК
Фото автора
Виктор ЕРОХИН, заслуженный работник культуры РФ:
– Я думаю, что строительство такого памятника в нашем городе вполне оправдано. Это тоже страница нашей истории. Но я бы хотел, чтобы это был не памятник какого-то осуждения, воспоминания об ужасах, а это был бы памятник примирения. Почему? Потому что всё, конечно, неоднозначно. Да, основная часть работ на Волгострое выполнялась, конечно же, силами заключённых. Часть из них – уголовники, а жалко тех, которые были политические, бытовики, которые попали за опоздание на 10 минут на работу или за колосок с колхозного поля.
Иногда Волголаг приравнивают чуть ли ни к лагерям смерти фашистским. Это полная, конечно, дикость. Да, была смертность от тяжёлого труда, но, тем не менее, там был определённым образом организован трудовой процесс, организован и быт.
Тот проект, который я видел, где изображён на фоне креста некий мученик со вздёрнутыми на дыбу руками, я думаю, не совсем правильный. Представлять волголаговцев в образе христианских мучеников, наверное, не совсем правомочно. Потому что, ещё раз говорю, это не были лагеря уничтожения. Да, это были очень суровые условия, но это была организация, которая ставила перед собой определённые цели – создание очень нужных сооружений. И вот они их любыми средствами и способами выполняли. Несомненно, это надо запечатлеть. Надо сохранить память, но надо это сделать так, чтобы это был какой-то памятник примирения. Чтобы у молодого поколения это не вызывало ассоциацию с тем, что наша страна была сплошным лагерем и сплошной тюрьмой.
Памятник в данном случае мыслится как некое мемориальное сооружение на местах захоронения, где лежит прах этих людей.
Евгений ЕРМОЛИН, член Русского Пен- центра, заведующий кафедрой журналистики и издательского дела ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессор:
- Век тяжелейших испытаний, эпоха крайней человеческой несвободы, террора и репрессий оставили после себя трудную память, которой нельзя пожертвовать или пренебречь. Слишком остро и слишком болезненно эта память о страданиях и бедах наших соотечественников, о тяжёлом подневольном труде, который провозглашался делом чести, а был испытанием и проклятием, задевает каждого из нас, служит не просто эхолотом боли, но и отмером совести, четким критерием человечности. Память нужна живым. Нужен в Угличе мемориал, посвящённый строителям Угличского гидроузла. Я поддерживаю идею его создания и надеюсь, что она будет реализована. Это художественно убедительно, в традиции экспрессионизма. Символ, далеко вышедший за религиозные, более конфессиональные пределы, всем понятный, хорошо считываемый. Интересно рифмуется с его проектом конца 80-х – как усугубление темы безнадежности и безысходности.
«Угличанин» №13 (466) от 06.04.2016 года