На главную страницу



Эту 12-метровую скульптуру предполагалось поставить на ЛубянкеМы не имеем права забывать, каких огромных человеческих потерь стоили гидрообъекты как в Угличе, так и в Рыбинске. Это никоим образом не умаляет их значения для того индустриально­го времени, но они были построены именно так – с большими человеческими потерями из-за тя­жёлого труда и ненормальных условий жизни. Тысячи заключённых не выдержали нечеловеческих нагрузок при строительстве ГЭС, умерли от истощения и тяжёлых болезней. Травматизма на стройке тоже хватало. Расстрелы «антисоветских элементов» практиковались в случае, если заключённый многократно отказывался от работы или совершал побег. Все данные о заключён­ных Волголага, об их страшной судьбе до сих пор засекречены, и точных сведений о жертвах нет.

До сих пор мы не представляем, сколько узников Волголага по­гибло во время строительства Угличской ГЭС. Мы знаем лишь, что кладбища с жертвами Волго­лага были в нескольких местах и в Угличе, и в округе. Знаем точно, где было кладбище в зоне строительства на Левом берегу. В архиве хранится постановление 1936 года о выделении участка под кладбище для заключённых за парком Супоневского дворца, где в то время располагалась психколония.

В начале марта президент Рос­сии Владимир Путин подписал закон, которым за органами госвласти и местного самоуправ­ления закрепляется право на осуществление мер по увекове­чению памяти жертв политиче­ских репрессий и оказание под­держки НКО, занимающимся такой деятельностью.

Законом вводится также обязан­ность органов местного само­управления при обнаружении мест захоронения жертв мас­совых репрессий направлять в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объ­екта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культу­ры) народов РФ.

Этот закон даёт нам, членам совета Угличского ВООПИиК, новый импульс для того, чтобы увековечить память тех, кто отдал свои жизни ради того, чтобы Угличская гидростанция была построена и работала для нас век, а то и два. Наш долг – хранить память о жертвах Волголага. Кроме зала Памяти в музее гидроэнергетики нужен Мемориал памяти узников Волголага на одном из клад­бищ, чтобы их потомки могли поклониться праху предков, вспомнить о них и помолиться. А, может быть, такой Мемори­ал целесообразно разместить рядом с Музеем гидроэнерге­тики и ГЭС, которую большей частью строили заключённые Волголага.

Место захоронения жертв Волголага на Левом берегу

И мы уже начали искать людей, способных реализо­вать такой проект. Недавно мы встретились с известным московским скульптором Вла­димиром Усовым. Владимир Ильич в конце восьмидесятых годов прошлого столетия стал участником и победителем первого тура конкурса на па­мятник «Жертвы сталинизма» в Москве. И если бы не раз­валились советская власть и СССР в целом, то на Лубянке бы высился памятник, пора­жающий каждого смотрящего на него своим архитектурным и скульптурным решением. Это была огромная клеть, олице­творяющая государственный тоталитарный строй, внутри которой стоит 12-метровая жертва сталинских репрессий – она вырывается из оков своей тяжкой доли, кости раздробле­ны, перемолоты адским трудом, но измучившийся человек не теряет веру – он сопротив­ляется, рвётся вперед, хочет уйти от рока, постигшего его и пленившего навечно. Тело изогнуто и безмолвно задаётся вопрос – что вы делаете, зачем, для чего?

Художник осуществил твор­ческий порыв, создав полную драматической экспрессии композицию. Измученная че­ловеческая фигура, поднятая на дыбы, предстает перед зри­телем как символ страшных духовных и физических му­чений людей, подвергшихся жестоким репрессиям.

Мы переговорили с мастером на предмет создания памятни­ка жертвам Волгостроя в Угли­че. Владимир Усов загорелся этой идеей и готов взяться за осуществление этого проекта. Он сразу решил, что в нашем случае можно обойтись без чёрной клети, как репрессив­ной машины, окружающей жертву, её можно разместить в основании, на гранитном блоке с рельефной подписью, а брон­зового человека изобразить на фоне подобия креста (из известняка), как символ по­рабощения человека системой сталинизма.

Конечно, создание такой скульптурной композиции по­требует немалых средств. Будем просить их у Федерации. Выход уже упомянутого закона, под­писанного президентом РФ, внушает серьёзную надежду.

О СКУЛЬПТОРЕ:

Владимир Усов – автор ряда монументально-архитектурных композицийВладимир Усов – автор ряда монументально-архитектурных композиций. Ему присвоено звание Заслуженный художник России.

Много работ скульптора уста­новлено за рубежом. Среди них бюст Павла I (в представитель­стве Росзарубежцентра на Маль­те), памятник военным морякам войны 1904 – 1905 (Япония), па­мятник генерал-аншефу Орло­ву-Чесменских (Греция, о. Спе­сес), памятник герою Греции капитану Эвклидису (Афины, 1995), памятник, посвящён­ный русским казакам (Греция, о. Лемнос). В 2013 году уста­новлен бюст Ю.А.Гагарина на Кипре, в г. Никосия.

В России композиции В.И. Усова существуют в Москве, Владивостоке, в Чечено-Ин­гушетии под городом Грозный, в Красноярском крае, Читин­ской, Ульяновской, Архангель­ской, Новосибирской областях.

Творчество В.И. Усова – при­мер полноправного существо­вания реалистического виде­ния, основа которого – ака­демическая школа. Однако чтобы школа жила, каждый художник должен вдыхать в вечные формулы изобрази­тельного искусства, состав­ляющие колоссальный багаж многих эпох, собственный талант. Лишь тогда его творче­ство будет «живым».

Владимир Усов в настоящее время – рецензент-консультант по скульптуре при ЦНРПМ (центральные научно-рестав­рационные проектные ма­стерские). Работает на восста­новлении монастыря «Новый Иерусалим».

Алексей СУСЛОВ, председатель Угличского отделения ЯРО ВООПИиК

Фото автора

Виктор ЕРОХИН, заслуженный работник культуры РФ

Виктор ЕРОХИН, заслуженный работник культуры РФ:

– Я думаю, что строительство такого памятника в нашем городе вполне оправ­дано. Это тоже страница нашей истории. Но я бы хотел, чтобы это был не памятник какого-то осуждения, воспоминания об ужасах, а это был бы памятник прими­рения. Почему? Потому что всё, конечно, неоднозначно. Да, основная часть работ на Волгострое выполнялась, конечно же, силами заключённых. Часть из них – уголовники, а жалко тех, которые были политические, бытовики, которые попали за опоздание на 10 минут на работу или за колосок с колхозного поля.

Иногда Волголаг приравнивают чуть ли ни к лагерям смерти фашистским. Это пол­ная, конечно, дикость. Да, была смертность от тяжёлого труда, но, тем не менее, там был определённым образом организован трудовой процесс, организован и быт.

Тот проект, который я видел, где изо­бражён на фоне креста некий мученик со вздёрнутыми на дыбу руками, я думаю, не совсем правильный. Представлять волголаговцев в образе христианских му­чеников, наверное, не совсем правомочно. Потому что, ещё раз говорю, это не были лагеря уничтожения. Да, это были очень суровые условия, но это была организация, которая ставила перед собой определённые цели – создание очень нужных сооруже­ний. И вот они их любыми средствами и способами выполняли. Несомненно, это надо запечатлеть. Надо сохранить память, но надо это сделать так, чтобы это был какой-то памятник примирения. Чтобы у молодого поколения это не вызывало ассоциацию с тем, что наша страна была сплошным лагерем и сплошной тюрьмой.

Памятник в данном случае мыслится как некое мемориальное сооружение на местах захоронения, где лежит прах этих людей.

Евгений ЕРМОЛИН, член Русского Пен- центра, заведующий кафедрой журналистики и издатель­ского дела ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессорЕвгений ЕРМОЛИН, член Русского Пен- центра, заведующий кафедрой журналистики и издатель­ского дела ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессор:

- Век тяжелейших испытаний, эпоха край­ней человеческой несвободы, террора и репрессий оставили после себя трудную память, которой нельзя пожертвовать или пренебречь. Слишком остро и слишком болезненно эта память о страданиях и бедах наших соотечественников, о тяжёлом подневольном труде, который провозглашался делом чести, а был испытанием и прокля­тием, задевает каждого из нас, служит не просто эхолотом боли, но и отмером совести, четким критерием человечности. Память нужна живым. Нужен в Угличе мемориал, посвящённый строителям Угличского ги­дроузла. Я поддерживаю идею его создания и надеюсь, что она будет реализована. Это художественно убедительно, в традиции экспрессионизма. Символ, далеко вышед­ший за религиозные, более конфессио­нальные пределы, всем понятный, хорошо считываемый. Интересно рифмуется с его проектом конца 80-х – как усугубление темы безнадежности и безысходности.

«Угличанин» №13 (466) от 06.04.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить