На главную страницу



Борис Лёвин, ректор Московского Государственного университета путей сообщенияСовсем недавно глава нашего района Анатолий Курицин благодарил от лица угличан министра транспорта Максима Соколова за то, что Угличу вернули железнодорожное сообщение со столицей. Встреча происходила в стенах очень известного в России учебного заведения – Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II, ректор которого – профессор Борис Лёвин – не только сыграл свою роль в решении проблемы, но и, как оказалось, очень трогательно относится к нашему городу. Недаром он отправил к нам в день рождения Углича группу студентов, которые рассказывали всем желающим, какие профессии можно получить в МИИТ. Мы тоже встретились со студентами, и нам показалось интересным узнать побольше об этом востребованном и универсальном учебном заведении с прицелом на угличских абитуриентов, а заодно и выяснить лично у ректора МИИТа, нет ли у него и его высокопоставленных коллег каких-то важных планов, связанных с Угличем. Подталкиваемые такой целью, мы прибыли в Москву к Борису Лёвину на интервью.

– Борис Алексеевич, для нас очень важно, чтобы в Углич вернули поезда. Вы были участником этой истории. Расскажите, пожалуйста, как это свершилось.

– Событие меня, прежде всего, приятно удивило тем, что были совместные действия вашего главы района Анатолия Курицина и настоятеля Воскресенского монастыря игумена Димитрия. В Углич приехали люди из транспортной отрасли: о чём говорить, о чём спрашивать? Оказывается, у угличан голова болит о том, что нет пассажирского движения. Понятно, что в современных условиях не всегда все просто решается, но в результате все-таки вышло постановление по российским железным дорогам, и уже в ближайшее время первые поезда Москва-Углич-Рыбинск пойдут. Я знаю, что намного больше проблем с транспортом, который шёл бы в Санкт-Петербург. Но руководитель РЖД обещает, что это в перспективе. Главное – начать, а дальше процесс пойдёт.

И здесь я не могу не вспомнить прошлый год – тогда министр транспорта РФ Максим Юрьевич Соколов посетил ваш маленький, но прекрасный город (и я тоже был с ним). В ходе общения с коллегами он узнал о тех проблемах, которые волнуют угличан прежде всего: пассажирское движение и восстановление Воскресенского монастыря.

........................................................................................................................................................................................................................

В составе университета две академии (Российская академия путей сообщения и Российская открытая академия транспорта), девять институтов (Гуманитарный институт; Институт международных транспортных коммуникаций; Институт прикладных технологий; Институт пути, строительства и сооружений; Русско-немецкий институт; Институт транспортной техники и систем управления; Институт управления и информационных технологий; Институт экономики и финансов; Юридический институт, Научно-исследовательский институт транспорта и транспортного строительства), 4 факультета (Вечерний факультет, Центр «Предуниверсарий», Центр «Высшая школа педагогического мастерства», Центр подготовки научных сотрудников), гимназия, правовой колледж, медицинский колледж.

........................................................................................................................................................................................................................

Министр у нас человек внимательный и ответственный, и главная заслуга в том, что до него эту информацию донесли, а он понял, что это надо реализовать. И вот сейчас эти замыслы практически воплощены в жизнь. Железнодорожное сообщение с Москвой восстановлено. А восстановление монастыря, я думаю, скоро начнётся более интенсивно. Туда не раз приезжали наши специалисты, учёные, делали соответствующие оценки, у нас есть практика восстановления монастырей, в частности, Иосифо-Волоцкий монастырь  – мы уже восстанавливаем его на протяжении двенадцати лет. Туда летом выезжает студенческий отряд, студенты выполняют конкретные работы, перечень, объём которых был определён нашими учёными. Как мы уже убедились, это имеет большое значение для наших начинающих специалистов, потому что когда студент принимает участие в такой важной патриотической исторической работе, он много для себя получает: и вдохновение и иное отношение к истории. Со следующего года отряд МИИТовцев приедет и в ваш Воскресенский монастырь, а, может быть, и не только в него, поскольку мы получили просьбу о помощи ещё и от другого монастыря в Угличе.

Куда поступать, абитуриенту подскажут– Борис Алексеевич, вы возглавляете одно из старейших знаменитых учебных заведений России. Мы уже успели познакомиться с некоторыми университетскими достопримечательностями. Всё очень интересно. Когда мы входили сюда, то увидели памятник императору Николаю II. Расскажите, пожалуйста, об истории МИИТа.

– Знаете, мы в прошлом году отметили его 120-летие. Это один из старейших университетов России. Создан он был в 1896 году указом Николая II, император его подписывал здесь, в Москве, потому что это происходило в момент коронации. Готовясь к этому событию, мы посчитали просто необходимым вернуть себе связь с именем Государя, и теперь мы называемся «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II», а первое название было: «Императорское московское инженерное училище». Великая княгиня Мария Владимировна Романова приезжала на это значимое событие. Были торжественное открытие монумента Николаю II и ряд других мероприятий. Но самое главное, что в юбилейный год институт отметил для себя то, что было сделано за долгие годы – традиции. Они, безусловно, всё время сопровождали наш университет, оценили их с позиций сегодняшнего дня, сопоставили с современными – насколько мы отвечаем тем чаяниям и заботам, которые были сформулированы на протяжении многих лет плеядой руководителей.

Сегодня у нас в университете 118 тысяч обучающихся, из них студентов 63 тысячи. Сейчас университет переживает новое развитие: с 1 июля этого года по поручению президента и по решению правительства было вынесено решение о том, чтобы на базе нашего университета создать общий транспортный университет. С точки зрения нашего времени, это новость долгожданная и полностью соответствующая задачам сегодняшнего дня.

Мы рады принимать выпускников школ отовсюду, из Углича тоже.

– Какие самые востребованные специальности в МИИТ?

– На сегодня самая востребованная специальность – это логистика. И это естественно, потому что мы долгое время не нуждались в этой специальности – у нас было сугубо плановое хозяйство. Сейчас бизнес видит транспорт как основу развития и содержания бизнеса. Когда все понимают, что любое общество не может развиваться быстрее, чем развивается транспорт, конечно, во главу угла ставится логистика. Она диктует требования к транспорту. Она диктует требования к сети не только железных дорог, но и любых дорог. Касается это и водного транспорта. Она требует сегодня решения на новом уровне технического и технологического сопряжения различных видов транспорта. Но логистика – это одна из многих наших специальностей. Их у нас, если брать бакалавриат, 57, если брать магистратуру – 37, если брать специалитет – то тоже порядка 10 специальностей. И все специальности важны. Очень большой популярностью пользуется строительство железных дорог, потому что здесь выходят специалисты не только в области такого профиля строительства, но и по автомобильным дорогам и водным магистралям. Очень популярны специальности, связанные с управлением, с информационным обеспечением, есть и такие, которые, на первый взгляд, считаются не транспортными: например, экономика транспорта у нас существует уже 85 лет. И специфика транспорта настолько велика, что если мы возьмем экономиста из обычной высшей школы, то его надо многому переучивать. Он должен знать технологию, он должен знать транспорт, всю работу, это мы даём в университете.

В последнее время, порядка 20-ти лет, очень востребованы юридические специальности, но, опять, это не те юристы, которых готовит классический университет, а это, прежде всего, знатоки транспортного права, сегодня поиск таких специалистов – актуальнейший вопрос для всего мира.

Готовим специалистов по безопасности на транспорте, это тоже сейчас очень актуально. Если пойдём в другую сторону, то есть очень интересная специальность «Социальный сервис и туризм». Вроде бы, к чему эта специальность? Во-первых, без транспорта туризм невозможен, во-вторых, мы уже давно, изучая зарубежный опыт, убедились, что, например, во Франции железные дороги за счёт сервиса и туризма получают второй бюджет. Это потребовало развития данного направления. Прежде всего, нам нужно подготовить кадры, и мы были первым вузом, который начал готовить кадры для социального сервиса и туризма. Нашими ребятами не просто довольны в России, ими восхищаются за рубежом. У нас есть практика зарубежная по целому ряду специальностей, мы привыкли к обмену с французами, немцами, англичанами. Но именно по социальному сервису и туризму стали навязчиво предлагать остаться за рубежом. Оказывается, нашим и зарубежным коллегам очень важно их мнение и умение, чтобы привлечь российского туриста за рубеж. И я считаю, что это очень значимо для наших специалистов – выпускников.

У нас учится более 1500 иностранцев по самым разным специальностям. В последнее время много студентов из Китая (а в Китае немало учится россиян). Поскольку наша страна строит много за рубежом, у нас стало больше студентов из таких стран, как Мьянма, Аргентина. Этот тоже для нас определенная школа, потому что здесь МИИТ выступает не только как вуз который дает знания, а, прежде всего, определяет для этих стран: каких специалистов и сколько им необходимо. Приезжает сюда посол, и они сразу формулируют задачу: «Мы начинаем строить метро, такое, как в Москве, скажите, кто нам нужен», – и наши учёные говорят, сколько нужно проходчиков, тоннельщиков, специалистов в области строительства путей в метро.

В университете учатся почти 1,5 тысячи иностранных студентов– Интересно, а вы сами тоже закончили МИИТ?

– И я закончил. Я тоже потомственный. Если далеко уходить, то можно вспомнить, что мой прапрадед был главным подрядчиком второй железной дороги в истории России – Санкт-Петербург-Москва – при её строительстве от Твери до Бологого. Отсюда пошла наша железнодорожная династия. Если дальше смотреть: так или иначе кто-то из моих родственников был связан с железной дорогой. Отец мой, после того, как прошёл всю войну, проработал всю жизнь машинистом. Я тоже очень хотел быть машинистом, с детства мечтал об этом. Он меня брал с собой в кабину, как потом оказалось, чтоб отучить меня от этого занятия. Но потом я закончил 8 классов, и родители сказали: «Иди в техникум – у нас после техникума тоже хорошие машинисты получаются». После техникума, который я закончил с красным дипломом, родители отправили меня в институт. Поступил в МИИТ, и с ним теперь связана вся жизнь: я был преподавателем, теперь – руководитель.

– Трудно работать ректором?

– Непросто, тем более, такого вуза. Я должен назвать цифру – 272 здания у МИИТа, а если прибавить сооружения, получится 546. Огромная махина, которую надо постоянно содержать, снабжать, организовывать. Нужно отдать должное, примерно 20 лет назад мы сюда пришли и выстроили, по-моему, уникальную систему правления большим вузом: у нас нет традиционных факультетов – у нас институты, у каждого института свой корпус, своя инфраструктура, свои деньги, но эта система хорошо работает. Руководить университетом, конечно, непросто, но интересно.

– А по численности студентов, кого больше в МИИТе – парней или девушек?

– Прежде всего, должен вам сказать, что МИИТ – очень интересный вуз с точки зрения его повседневной жизни. Это и спортивный отчасти вуз с транспортным уклоном. Очень много наших спортсменов – чемпионы Олимпиады и чемпионатов. Но у нас развит не только спорт, но и культура. Мы везде первые. Не только потому, что Александр Масляков и Вячеслав Малежик – это наши выпускники, а потому что эта работа у нас очень хорошо поставлена. Те, кто из культуры – говорят, что это вуз культуры с транспортным уклоном, здесь вся повседневная жизнь, студенческие отряды, другая деятельность – всё привлекает тех, кто об этом наслышан. Поэтому девушек у нас примерно столько же, сколько и парней – 50/50.

У нас очень информативный сайт www.miit.ru, тот, кто заинтересуется – всё можно найти там.

ОБ УГЛИЧЕ

– Я очень обрадовался, что есть возможность в Угличе поработать нашим студентам. Открою секрет – наши учёные уже прорабатывают вопрос объездной автомобильной дороги Углича. Я думаю, этот проект будет реализован. Конечно, в реализации его достойное участие примут как учёные МИИТа с точки зрения научного сопровождения разработанных проектов, так и студенческие строительные отряды. Сам всё время прихожу в Углич по воде на теплоходе, и ни разу не приезжал ни по автомобильной, ни по железной дороге. Но те, кто ездит по автомобильной дороге, говорят, что надо срочно строить объездную дорогу в Угличе.

Честно говоря, мы питаем определённые надежды, что если в ближайшее время начнётся стройка объездной автодороги, то нужно ставить условие в конкурсе, чтобы они нашли возможность принять участие и в восстановлении монастырей. Я думаю, это реально с точки зрения организации, это государственный подход, и этим надо пользоваться.

Воскресенский монастырь страдает из-за того, что после строительства ГЭС сильно поднялись грунтовые воды. Он мокнет, и фундамент оседает. Надо уводить оттуда эти воды. Наши учёные постараются максимально проблемы, которые есть, решить.

Я могу рассказать обо всех ваших монастырях, в каком они состоянии были 30 лет назад. Я помню ещё, когда керосином торговали в Богоявленском соборе. Этот монастырь был в неприглядном состоянии, туда нельзя было зайти.

Периодически бывая в Угличе, прежде всего, ждёшь, что увидишь, что всё его наследие восстановлено. И, видя возрождение памятников, радуешься сердце за нашу страну. У вас музей, посвящённый энергетике, очень хороший, основательный, многое даёт детям, и вообще специалистам.

Ваши журналы «Углече Поле» я знаю, нам игумен Воскресенского монастыря дарил, когда мы с ним встречались. Они очень содержательные. Вообще, надо больше пропагандировать нашу местность, конечно же, создавать условия, чтобы туда приезжали. Вот я вам скажу про МИИТ – мы практически ежегодно создаем условия, чтобы наши работники могли посетить старинные города, такие как Углич, на теплоходе, на автобусе проехать по историческим местам. Я вижу их отзывы, тех, кто первый раз попал в Углич. Они, конечно, восхищены. Все подобные города – это жемчужины. И не надо ехать за рубеж – надо сначала посмотреть всё, что есть у нас, в России. А через это ещё раз нажать на соответствующие рычаги, чтобы это наследие реставрировалось и достойно содержалось.

........................................................................................................................................................................................................................

Ведущий национальный транспортный вуз – Российский университет транспорта (МИИТ) является передовым межтранспортным и общетранспортным научно-образовательным центром, крупнейшим отраслевым университетом России, базовым центром кадрового обеспечения и научного сопровождения развития транспортной отрасли.

........................................................................................................................................................................................................................

– Надо ещё спасать рядовую историческую застройку, если её не будет – не будет привлекательного облика старинного города.

– Вы правы, потому что приходим на вашу главную площадь и там уже видим, что это новодел, хотя и с красивыми арками.

Это здорово, что у вас идёт реставрация, молодцы ваши экскурсоводы, я со многими знаком, они так всегда ненароком, но подбрасывают те или иные проблемы города.

В прошлый раз мы у вас были неслучайно – проводили повышение квалификации работникам министерства транспорта, несколько часов были в вашем городе, и экскурсоводы захватили министра в тесные объятья. Для меня было удивительно, что многие из той делегации были в вашем городе в первый раз. Умеют экскурсоводы Углича заинтересовать и показать. Для меня было трогательным то, что они сделали экскурсию (я туда в первый раз попал) на колокольню в кремле. Они дали возможность всем позвонить в колокола – это тоже очень значимо.

Поэтому, коллеги, спасибо вам, что вы спрашиваете и потом публикуете в газете, снимаете и показываете по телевидению… Так завязывается настоящая дружба.

– Какие знаменитые учёные, строители вышли из этих стен, получив достойное образование?

– Великих у нас много. Давайте, я вам сначала назову несколько объектов. Здание МГУ на Ленинских горах построено по проекту МИИТовцев, был такой Комаровский, известный наш выпускник, учёный, организатор этого строительства. Но он у нас еще известен и тем, что он построил канал имени Москвы. Наши учёные принимали самое активное участие в разработке проекта московского метро, потом были консультантами на протяжении строительства. Наши первые строительные отряды у нас в Советском Союзе появились в 1956 году, но из скромности МИИТ молчит, что вообще-то первый отряд строительный в МИИТе был сформирован в 1937 году, так как надо было строить метро.

Ещё один объект – наш мост известный подвесной, который идёт к Парку культуры, его проектировали и строили МИИТовцы. Многие москвичи помнят, как позже, там же на канале, передвигали мост, – это тоже мост МИИТовцев, его построил Проскуряков. Уникальный учёный, у нас он в музее хорошо отмечен, а уникальность его в том, что он спроектировал ещё Красноярский мост. Этот мост был удостоен Золотой медали на парижской выставке, причём мероприятие это проходило тогда, когда Эйфель свою башню представлял, но большую Золотую медаль получил наш Проскуряков, а Эйфель – малую Золотую. Посчитали так, что мост уже действует, служит для страны, а Эйфелева башня вообще была непонятно для чего создана, она просто служила входными воротами на выставку, а потом её сделали башней – символом Парижа.

Самые современные объекты – сейчас наши 40 студентов трудятся на строительстве Керченского моста. Это не просто студенты, а мостовики, которые уже очень хорошо знают тему, технологию и поехали туда, чтобы участвовать в более технологичных работах, чем «подай-принеси». Эта практика была и в прошлом году, с самого начала строительства моста. Студенчество МИИТа там в первых рядах.

Беседу вёл Алексей СУСЛОВ

Фото автора

Фёдор Ушаков, будущий специалист-маркшейдерФёдор Ушаков, будущий специалист-маркшейдер:

– Почему мой выбор пал на профессию маркшейдера, объяснить легко. Моя бабушка, Надежда Аполлосовна Ушакова (урождённая Миролюбова из села Заозерье) всю жизнь проработала в Метрострое. Ей приходилось общаться со многими его работниками и, по её словам, больше других ей нравились серьёзные ребята – маркшейдеры. В общем, после окончания Угличского ФМЛ я долго не раздумывал. Тем более, горное маркшейдерское дело относится к одной из древнейших областей деятельности человека. А маркшейдер – это и специалист-инженер, и человек, который работает с людьми, на котором держится вся работа под землей. Ответственно, но интересно!

«Угличанин» №30 (534) от 02.08.2017 года

В составе университета две академии (Российская академия путей сообщения и Российская открытая академия транспорта), девять институтов (Гуманитарный институт; Институт международных транспортных коммуникаций; Институт прикладных технологий; Институт пути, строительства и сооружений; Русско-немецкий институт; Институт транспортной техники и систем управления; Институт управления и информационных технологий; Институт экономики и финансов; Юридический институт, Научно-исследовательский институт транспорта и транспортного строительства), 4 факультета (Вечерний факультет, Центр «Предуниверсарий», Центр «Высшая школа педагогического мастерства», Центр подготовки научных сотрудников), гимназия, правовой колледж, медицинский колледж. �ебо� ���W��универсальном учебном заведении с прицелом на угличских абитуриентов, а заодно и выяснить лично у ректора МИИТа, нет ли у него и его высокопоставленных коллег каких-то важных планов, связанных с Угличем. Подталкиваемые такой целью, мы прибыли в Москву к Борису Лёвину на интервью.

 

– Борис Алексеевич, для нас очень важно, чтобы в Углич вернули поезда. Вы были участником этой истории. Расскажите, пожалуйста, как это свершилось.

– Событие меня, прежде всего, приятно удивило тем, что были совместные действия вашего главы района Анатолия Курицина и настоятеля Воскресенского монастыря игумена Димитрия. В Углич приехали люди из транспортной отрасли: о чём говорить, о чём спрашивать? Оказывается, у угличан голова болит о том, что нет пассажирского движения. Понятно, что в современных условиях не всегда все просто решается, но в результате все-таки вышло постановление по российским железным дорогам, и уже в ближайшее время первые поезда Москва-Углич-Рыбинск пойдут. Я знаю, что намного больше проблем с транспортом, который шёл бы в Санкт-Петербург. Но руководитель РЖД обещает, что это в перспективе. Главное – начать, а дальше процесс пойдёт.

И здесь я не могу не вспомнить прошлый год – тогда министр транспорта РФ Максим Юрьевич Соколов посетил ваш маленький, но прекрасный город (и я тоже был с ним). В ходе общения с коллегами он узнал о тех проблемах, которые волнуют угличан прежде всего: пассажирское движение и восстановление Воскресенского монастыря.

Министр у нас человек внимательный и ответственный, и главная заслуга в том, что до него эту информацию донесли, а он понял, что это надо реализовать. И вот сейчас эти замыслы практически воплощены в жизнь. Железнодорожное сообщение с Москвой восстановлено. А восстановление монастыря, я думаю, скоро начнётся более интенсивно. Туда не раз приезжали наши специалисты, учёные, делали соответствующие оценки, у нас есть практика восстановления монастырей, в частности, Иосифо-Волоцкий монастырь  – мы уже восстанавливаем его на протяжении двенадцати лет. Туда летом выезжает студенческий отряд, студенты выполняют конкретные работы, перечень, объём которых был определён нашими учёными. Как мы уже убедились, это имеет большое значение для наших начинающих специалистов, потому что когда студент принимает участие в такой важной патриотической исторической работе, он много для себя получает: и вдохновение и иное отношение к истории. Со следующего года отряд МИИТовцев приедет и в ваш Воскресенский монастырь, а, может быть, и не только в него, поскольку мы получили просьбу о помощи ещё и от другого монастыря в Угличе.

– Борис Алексеевич, вы возглавляете одно из старейших знаменитых учебных заведений России. Мы уже успели познакомиться с некоторыми университетскими достопримечательностями. Всё очень интересно. Когда мы входили сюда, то увидели памятник императору Николаю II. Расскажите, пожалуйста, об истории МИИТа.

– Знаете, мы в прошлом году отметили его 120-летие. Это один из старейших университетов России. Создан он был в 1896 году указом Николая II, император его подписывал здесь, в Москве, потому что это происходило в момент коронации. Готовясь к этому событию, мы посчитали просто необходимым вернуть себе связь с именем Государя, и теперь мы называемся

«Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II», а первое название было: «Императорское московское инженерное училище». Великая княгиня Мария Владимировна Романова приезжала на это значимое событие. Были торжественное открытие монумента Николаю II и ряд других мероприятий. Но самое главное, что в юбилейный год институт отметил для себя то, что было сделано за долгие годы – традиции. Они, безусловно, всё время сопровождали наш университет, оценили их с позиций сегодняшнего дня, сопоставили с современными – насколько мы отвечаем тем чаяниям и заботам, которые были сформулированы на протяжении многих лет плеядой руководителей.

Сегодня у нас в университете 118 тысяч обучающихся, из них студентов 63 тысячи. Сейчас университет переживает новое развитие: с 1 июля этого года по поручению президента и по решению правительства было вынесено решение о том, чтобы на базе нашего университета создать общий транспортный университет. С точки зрения нашего времени, это новость долгожданная и полностью соответствующая задачам сегодняшнего дня.

Мы рады принимать выпускников школ отовсюду, из Углича тоже.

– Какие самые востребованные специальности в МИИТ?

– На сегодня самая востребованная специальность – это логистика. И это естественно, потому что мы долгое время не нуждались в этой специальности – у нас было сугубо плановое хозяйство. Сейчас бизнес видит

транспорт как основу развития и содержания бизнеса. Когда все понимают, что любое общество не может развиваться быстрее, чем развивается транспорт, конечно, во главу угла ставится логистика. Она диктует требования к транспорту. Она диктует требования к сети не только железных дорог, но и любых дорог. Касается это и водного транспорта. Она требует сегодня решения на новом уровне технического и технологического сопряжения различных видов транспорта. Но логистика – это одна из многих наших специальностей. Их у нас, если брать бакалавриат, 57, если брать магистратуру – 37, если брать специалитет – то тоже порядка 10 специальностей. И все специальности важны. Очень большой популярностью пользуется строительство железных дорог, потому что здесь выходят специалисты не только в области такого профиля строительства, но и по автомобильным дорогам и водным магистралям. Очень популярны специальности, связанные с управлением, с информационным обеспечением, есть и такие, которые, на первый взгляд, считаются не транспортными: например, экономика транспорта у нас существует уже 85 лет. И специфика транспорта настолько велика, что если мы возьмем экономиста из обычной высшей школы, то его надо многому переучивать. Он должен знать технологию, он должен знать транспорт, всю работу, это мы даём в университете.

В последнее время, порядка 20-ти лет, очень востребованы юридические специальности, но, опять, это не те юристы, которых готовит классический университет, а это, прежде всего, знатоки транспортного права, сегодня поиск таких специалистов – актуальнейший вопрос для всего мира.

Готовим специалистов по безопасности на транспорте, это тоже сейчас очень актуально. Если пойдём в другую сторону, то есть очень интересная специальность «Социальный сервис и туризм». Вроде бы, к чему эта специальность? Во-первых, без транспорта туризм невозможен, во-вторых, мы уже давно, изучая зарубежный опыт, убедились, что, например, во Франции железные дороги за счёт сервиса и туризма получают второй бюджет. Это потребовало развития данного направления. Прежде всего, нам нужно подготовить кадры, и мы были первым вузом, который начал готовить

кадры для социального сервиса и туризма. Нашими ребятами не просто довольны в России, ими восхищаются за рубежом. У нас есть практика зарубежная по целому ряду специальностей, мы привыкли к обмену с французами, немцами, англичанами. Но именно по социальному сервису и туризму стали навязчиво предлагать остаться за рубежом. Оказывается, нашим и зарубежным коллегам очень важно их мнение и умение, чтобы привлечь российского туриста за рубеж. И я считаю, что это очень значимо для наших специалистов – выпускников.

У нас учится более 1500 иностранцев по самым разным специальностям. В последнее время много студентов из Китая (а в Китае немало учится россиян). Поскольку наша страна строит много за рубежом, у нас стало больше студентов из таких стран, как Мьянма, Аргентина. Этот тоже для нас определенная школа, потому что здесь МИИТ выступает не только как вуз который дает знания, а, прежде всего, определяет для этих стран: каких специалистов и сколько им необходимо. Приезжает сюда посол, и они сразу формулируют задачу: «Мы начинаем строить метро, такое, как в Москве, скажите, кто нам нужен», – и наши учёные говорят, сколько нужно проходчиков, тоннельщиков, специалистов в области строительства путей в метро.

– Интересно, а вы сами тоже закончили МИИТ?

– И я закончил. Я тоже потомственный. Если далеко уходить, то можно вспомнить, что мой прапрадед был главным подрядчиком второй железной дороги в истории России – Санкт-Петербург-Москва – при её строительстве от Твери до Бологого. Отсюда пошла наша железнодорожная династия. Если дальше смотреть: так или иначе кто-то из моих родственников был связан с железной дорогой. Отец мой, после того, как прошёл всю войну, проработал

всю жизнь машинистом. Я тоже очень хотел быть машинистом, с детства мечтал об этом. Он меня брал с собой в кабину, как потом оказалось, чтоб отучить меня от этого занятия. Но потом я закончил 8 классов, и родители сказали: «Иди в техникум – у нас после техникума тоже хорошие машинисты получаются». После техникума, который я закончил с красным дипломом, родители отправили меня в институт. Поступил в МИИТ, и с ним теперь связана вся жизнь: я был преподавателем, теперь – руководитель.

– Трудно работать ректором?

– Непросто, тем более, такого вуза. Я должен назвать цифру – 272 здания у МИИТа, а если прибавить сооружения, получится 546. Огромная махина, которую надо постоянно содержать, снабжать, организовывать. Нужно отдать должное, примерно 20 лет назад мы сюда пришли и выстроили, по-моему, уникальную систему правления большим вузом: у нас нет традиционных факультетов – у нас институты, у каждого института свой корпус, своя инфраструктура, свои деньги, но эта система хорошо работает. Руководить университетом, конечно, непросто, но интересно.

– А по численности студентов, кого больше в МИИТе – парней или девушек?

– Прежде всего, должен вам сказать, что МИИТ – очень интересный вуз с точки зрения его повседневной жизни. Это и спортивный отчасти вуз с транспортным уклоном. Очень много наших спортсменов – чемпионы Олимпиады и чемпионатов. Но у нас развит не только спорт, но и культура. Мы везде первые. Не только потому, что Александр Масляков и Вячеслав Малежик – это наши выпускники, а потому что эта работа у нас очень хорошо поставлена. Те, кто из культуры – говорят, что это вуз культуры с транспортным уклоном, здесь вся повседневная жизнь, студенческие отряды, другая деятельность – всё привлекает тех, кто об этом наслышан. Поэтому девушек у нас примерно столько же, сколько и парней – 50/50.

У нас очень информативный сайт www.miit.ru, тот, кто заинтересуется – всё можно найти там.

ОБ УГЛИЧЕ

– Я очень обрадовался, что есть возможность в Угличе поработать нашим студентам. Открою секрет – наши учёные уже прорабатывают вопрос объездной автомобильной дороги Углича. Я думаю, этот проект будет реализован. Конечно, в реализации его достойное участие примут как учёные МИИТа с точки зрения научного сопровождения разработанных проектов, так и студенческие строительные отряды. Сам всё время прихожу в Углич по воде на теплоходе, и ни разу не приезжал ни по автомобильной, ни по железной дороге. Но те, кто ездит по автомобильной дороге, говорят, что надо срочно строить объездную дорогу в Угличе.

Честно говоря, мы питаем определённые надежды, что если в ближайшее время начнётся стройка объездной автодороги, то нужно ставить условие в конкурсе, чтобы они нашли возможность принять участие и в восстановлении монастырей. Я думаю, это реально с точки зрения организации, это государственный подход, и этим надо пользоваться.

Воскресенский монастырь страдает из-за того, что после строительства ГЭС сильно поднялись грунтовые воды. Он мокнет, и фундамент оседает. Надо уводить оттуда эти воды. Наши учёные постараются максимально проблемы, которые есть, решить.

Я могу рассказать обо всех ваших монастырях, в каком они состоянии были 30 лет назад. Я помню ещё, когда керосином торговали в Богоявленском соборе. Этот монастырь был в неприглядном состоянии, туда нельзя было зайти.

Периодически бывая в Угличе, прежде всего, ждёшь, что увидишь, что всё его наследие восстановлено. И, видя возрождение памятников, радуешься сердце за нашу страну. У вас музей, посвящённый энергетике, очень хороший, основательный, многое даёт детям, и вообще специалистам.

Ваши журналы «Углече Поле» я знаю, нам игумен Воскресенского монастыря дарил, когда мы с ним встречались. Они очень содержательные. Вообще, надо больше пропагандировать нашу местность, конечно же, создавать условия, чтобы туда приезжали. Вот я вам скажу про МИИТ – мы практически ежегодно создаем условия, чтобы наши работники могли посетить старинные города, такие как Углич, на теплоходе, на автобусе проехать по историческим местам. Я вижу их отзывы, тех, кто первый раз попал в Углич. Они, конечно, восхищены. Все подобные города – это жемчужины. И не надо ехать за рубеж – надо сначала посмотреть всё, что есть у нас, в России. А через это ещё раз нажать на соответствующие рычаги, чтобы это наследие реставрировалось и достойно содержалось.

– Надо ещё спасать рядовую историческую застройку, если её не будет – не будет привлекательного облика старинного города.

– Вы правы, потому что приходим на вашу главную площадь и там уже видим, что это новодел, хотя и с красивыми арками.

Это здорово, что у вас идёт реставрация, молодцы ваши экскурсоводы, я со многими знаком, они так всегда ненароком, но подбрасывают те или иные проблемы города.

В прошлый раз мы у вас были неслучайно – проводили повышение квалификации работникам министерства транспорта, несколько часов были в вашем городе, и экскурсоводы захватили министра в тесные объятья. Для меня было удивительно, что многие из той делегации были в вашем городе в первый раз. Умеют экскурсоводы Углича заинтересовать и показать. Для меня было трогательным то, что они сделали экскурсию (я туда в первый раз попал) на колокольню в кремле. Они дали возможность всем позвонить в колокола – это тоже очень значимо.

Поэтому, коллеги, спасибо вам, что вы спрашиваете и потом публикуете в газете, снимаете и показываете по телевидению… Так завязывается настоящая дружба.

– Какие знаменитые учёные, строители вышли из этих стен, получив достойное образование?

– Великих у нас много. Давайте, я вам сначала назову несколько объектов. Здание МГУ на Ленинских горах построено по проекту МИИТовцев, был такой Комаровский, известный наш выпускник, учёный, организатор этого строительства. Но он у нас еще известен и тем, что он построил канал имени Москвы. Наши учёные принимали самое активное участие в разработке проекта московского метро, потом были консультантами на протяжении строительства. Наши первые строительные отряды у нас в Советском Союзе появились в 1956 году, но из скромности МИИТ молчит, что вообще-то первый отряд строительный в МИИТе был сформирован в 1937 году, так как надо было строить метро.

Ещё один объект – наш мост известный подвесной, который идёт к Парку культуры, его проектировали и строили МИИТовцы. Многие москвичи помнят, как позже, там же на канале, передвигали мост, – это тоже мост МИИТовцев, его построил Проскуряков. Уникальный учёный, у нас он в музее хорошо отмечен, а уникальность его в том, что он спроектировал ещё Красноярский мост. Этот мост был удостоен Золотой медали на парижской выставке, причём мероприятие это проходило тогда, когда Эйфель свою башню представлял, но большую Золотую медаль получил наш Проскуряков, а Эйфель – малую Золотую. Посчитали так, что мост уже действует, служит для страны, а Эйфелева башня вообще была непонятно для чего создана, она просто служила входными воротами на выставку, а потом её сделали башней – символом Парижа.

Самые современные объекты – сейчас наши 40 студентов трудятся на строительстве Керченского моста. Это не просто студенты, а мостовики, которые уже очень хорошо знают тему, технологию и поехали туда, чтобы участвовать в более технологичных работах, чем «подай-принеси». Эта практика была и в прошлом году, с самого начала строительства моста. Студенчество МИИТа там в первых рядах.

Беседу вёл Алексей СУСЛОВ

Фото автора

Фёдор Ушаков, будущий специалист-маркшейдер:

– Почему мой выбор пал на профессию маркшейдера, объяснить легко. Моя бабушка, Надежда Аполлосовна Ушакова (урождённая Миролюбова из села Заозерье) всю жизнь проработала в Метрострое. Ей приходилось общаться со многими его работниками и, по её словам, больше других ей нравились серьёзные ребята – маркшейдеры. В общем, после окончания Угличского ФМЛ я долго не раздумывал. Тем более, горное маркшейдерское дело относится к одной из древнейших областей деятельности человека. А маркшейдер – это и специалист-инженер, и человек, который работает с людьми, на котором держится вся работа под землей. Ответственно, но интересно!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить