На главную страницу



Выпуск семинарии 1914 года«Учиться в семинарии было скучно и тягостно, как и должно было быть в условиях капиталистического строя», – писал один из выпускников позапрошлого века. В музее Угличского индустриально-педагогического колледжа, материалы кото­рого в значительной степени собраны и систематизированы П.Г. Ожгибесовым и Т.Н. Леоновой, к счастью, есть источ­ники, представляющие более широкую палитру сведений о Новинской учительской семинарии. Наибольший интерес вызывают воспоминания выпускников, а также выписки из протоколов педсоветов, которые сохранились далеко не все из-за пожаров в 1873 и 1883 годах и рокового пожара 1914 года, после которого семинария была переведена в Углич. Они дают возможность получить некоторые представления о разных сторонах жизни «новинцев» (так называли себя и выпускники, и преподаватели семинарии).

ОБ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

До 1909 года обучение было трёхлетним, затем срок уве­личен на один год. Приём, как правило, не превышал 25 человек, конкурс был от 4 до 9 поступающих на место. Часть студентов зачислялась на сти­пендию, которая была от 8 до 15 рублей, средства на неё предо­ставлялись государством и местным купечеством.До 1917 года изучались Закон Божий, русский язык, церковносла­вянский язык, арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествоз­нание, чистописание, рисова­ние, педагогика, гимнастика, пение, ручной труд, физика. Больше всего часов отводилось на изучение филологических, религиозных и математических дисциплин. Каждый четверг преподаватели собирались для обсуждения успехов и неудач обучающихся. Про­токолы педсоветов сохранили фамилию первого в истории неуспевающего семинариста – Израилева, который после соответствующего внушения через месяц исправился. Каж­дый месяц вывешивались на специальном стенде фамилии наиболее успешных обучаю­щихся. Большинство выпуск­ников с уважением отзываются о преподавателях семинарии, отмечая их знания и внима­тельное отношение к себе.

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

При семинарии действовала Опытная школа, в которой и была организована прак­тика. Каждый семинарист должен был провести не менее 15 уроков. Особое внимание уделялось последнему, наибо­лее важному для оценивания всей практики, который было необходимо провести без кон­спекта. Если в учебном про­цессе отметки ставили тради­ционно, по 5-балльной системе, то уроки оценивались иначе: «удовлетворительно»,«вполне удовлетворительно»,«весьма удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Се­минарист должен был взять тему за пять дней, подготовить урок самостоятельно, затем обсудить его с преподавателем. Анализ уроков проходил вечером, после окончания занятий. Все авторы воспоминаний очень хорошо говорят о педпрактике в семи­нарии, критически отзываясь при этом об её организации в учительских и педагогических институтах, где многие из них продолжали обучение.

О БЫТЕ И ДОСУГЕ

Все семинаристы были обяза­ны выполнять домашнее зада­ние в учебных классах с 18.30 до 20.30 при свете керосиновых ламп в присутствии дежурного учителя, он же был для них консультантом. При подготов­ке использовались записи в тетрадях, учебники и книги из библиотеки, в которой было до последнего пожара 1200 томов. Если студенты не успевали выполнить домашнее задание в указанный срок, то они гото­вились далее самостоятельно в спальнях, которые распо­лагались здесь же, в главном корпусе. Старшекурсникам разрешалось ложиться спать в 23.00, остальные должны были это cделать в 22.00. Занятия на­чинались в 8.30, после четырёх уроков был часовой обед, затем были ещё от двух до четырёх уроков. Организацией питания занимались сами семинаристы, на их деньги нанимался повар, закупались продукты в Ры­бинске, выращивались овощи на местном огороде. Каждый обучающийся со второго кур­са был обязан обрабатывать собственную грядку. Питание в месяц обходилось в 6 рублей 50 копеек (1898 год).

Отдых из-за отдалённости бывшей усадьбы Сухово-Ко­былина был чаще всего связан с прогулками, в том числе и к ближайшей станции, которая находилась в пяти километрах. Выпускники вспоминают о самодеятельных спектаклях и о вечерах танцев, куда при­глашались местные девушки, а также о семинарских празд­никах: Кольцовских чтени­ях, дне рождения семинарии, окончании первого семестра, выпускном вечере с чаепитием с преподавателями. Есть вос­поминания о тайных револю­ционных кружках и о том, как в годы революции 1905-1907 годов требовали отменить два постных дня, удалить неугод­ных преподавателей и ввести преподавание иностранных языков. Но больше всего вос­поминаний о совместном пе­нии после уроков: «Ночевала тучка золотая», «Не искушай меня без нужды», «Был у Хри­ста-младенца сад», «Очарова­тельные глазки», «Ты прости, прощай, мой край родной». После окончания каждого курса обычным явлением были совместные поездки студентов и преподавателей, есть воспо­минания о посещении Ростова Великого, Москвы, театров в Рыбинске, Ярославле и Мо­скве, о поездках в Крым и на Кавказ. С большой грустью и, как правило, с благодарностью пишут о годах учёбы выпуск­ники семинарии.

Читая воспоминания, сде­ланные в послевоенные годы, после тяжелейших социальных потрясений в России, понима­ешь, что, несмотря ни на какие нелёгкие испытания, эти люди остались верны принципам гуманизма и выбранной про­фессии.По свидетельствам выпускников, над главным входом в их учебное заведение были написаны слова Некра­сова: «Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ...».Возникает ощуще­ние сопричастности к чему-то очень большому и важному, возникают вопросы о собствен­ном соответствии и соответ­ствии современных студентов этому большому, 145-летнему пути в нашей стране.

И.А. КУНИЦЫН, преподаватель колледжа

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Примите искренние по­здравления с юбилеем. Пусть это незабываемое событие подарит вам пре­красные воспоминания о ярких буднях и откроет но­вые страницы творческой деятельности. Результат вашего высокого профес­сионализма – современ­ное поколение студентов, отличающееся пытливым умом, сочетающее в себе эрудицию, личностные и профессиональные каче­ства.

С благодарностью счастья желаем,

Воплощения важных идей

И успеха в любых начинаньях,

Вдохновенья и радостных дней!

Коллектив учителей начальной школы МОУ «Гимназия № 1»

«Угличанин» №47 (500) от 30.11.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить