15.06.2016 12:04
Кажется, это было недавно, а прошло уже 25 лет с тех пор, когда на педагогическом совете, родительском собрании, собрании ученического коллектива Заозерской школы обсуждался проект деловой игры «Школа и рынок». Были разные мнения, предложения. И вот старт игре был дан (кстати, один из учителей сказал: «Получится – хорошо, не получится – переживём, как и с ваучерами»).
Да, это большая дополнительная, требующая творчества нагрузка на всех, особенно на педагогический коллектив школы. Благородные цели преследовала игра: не только готовить детей к жизни, а жить сейчас этой жизнью, какая она есть. Школа превратилась в маленькое государство: своя конституция игры, свой банк, налоговая инспекция, биржа труда, суд, адвокатура, коммерческий центр услуг, своя валюта – «фунтики», изготовленная из старых-старых обоев, чтобы нельзя было подделать, с печатью и подписью управляющего банка. Также были созданы Советы управления и другие органы.
Деловая игра стала структурой самоуправления в школе, через неё решаются все вопросы, доступные самоуправлению. Все участники игры хорошо изучили её условия. Во главе органов игры – ученики, а учителя – кураторы. И те, и другие получают за работу заработную плату в «фунтиках». В торжественной обстановке всем были вручены паспорта бизнесменов (учителям, обслуживающему персоналу школы, детям). Без паспорта нельзя совершить никакую операцию.
«Фунтики» надо заработать, а для этого надо хорошо знать, что такое рынок, особенно наличие конкуренции, ценообразование, частную собственность. На эти «фунтики» можно купить что-то в периодически организованных школьных буфетах, магазинах, новогодних «ресторанах», посетить развлечения в Доме культуры, их можно подарить, но нельзя обменять на рубли.
Деньги зарабатывают сами: выращивают овощи, выполняют работу по благоустройству, принимают участие в различных акциях, дежурят по школе, изготавливают различные изделия и торгуют ими. Есть, конечно, и спонсорская помощь. Все деньги идут через банк. За нарушение конституции игры предусмотрены штрафы. Участники игры знают, самое страшное наказание – исключение из игры, а также какие документы нужны, чтобы торговать, быть официантом, частным предпринимателем, чтобы получить лицензию на ту или иную деятельность. Для этого они проходят обучение, за которое платят «фунтиками». Налоговая инспекция тщательно следит за тем, чтобы на продаваемую продукцию была лицензия и чтобы продукция была сертифицирована, проверяет, правильно ли, законно ли организовано то или иное дело. Безусловно, следит она и за поступлением и расходованием налогов.
Практическая направленность игры даёт многое для воспитания хозяина школы и будущего хозяина страны. Она готовит не только управленцев, но и управляемых. Участники игры знают, как начисляется заработная плата, как устроиться на работу через Биржу труда с заключением трудового договора, как открыть свое дело, как заполнить декларацию о доходах и многое другое.
Администрация игры отчитывается перед её участниками о своей деятельности через организацию пресс-конференции.
Общее дело всегда сплачивает людей, может быть, поэтому педагогический коллектив школы, обслуживающий персонал, родители, дети работают в одном направлении, создавая благоприятный социум не только в школе, но и в селе.
Елена БАРАНОВА
«Угличанин» №23 (476) от 15.06.2016 года