На главную страницу



Выпускница 1971 года Угличского педучилища Нина Ивановна Алексеева с учениками, 80е годы. Снимок из собрания музея педколледжа.За почти полуторавековую историю из стен Угличского педагогического колледжа (современное название) вышло более десяти тысяч квалифицированных специалистов, абсолютное большинство из которых – учителя начальной школы. В этом году специальности «Преподавание в начальных классах» исполняется 144 года. Славные традиции, заложенные ещё педагогическим коллективом учительской семинарии, продолжают жить в стенах колледжа, обновляется лишь содержание образования, совершенствуются формы работы. Это отчётливо прослеживается в системе подготовки будущих педагогов, которая сегодня, как и в прежние времена, осуществляется на высшем уровне.

– Специальность «Преподавание в начальных классах» – основная в нашем учебном заведении. Это, пожалуй, одна из самых сложных специальностей, ведь на плечи молодого специалиста – учителя начальных классов – ложится большая ответственность, потому как именно в начальной школе формируется личность учащегося, закладывается база, на которой будет выстраиваться вся дальнейшая система знаний, умений и навыков, – говорит Татьяна Смирнова, заместитель директора ГОУ СПО ЯО «Угличский индустриально-педагогический колледж», бывшая выпускница Угличского педучилища. – На этой образовательной ступени у ребёнка формируется и позитивный взгляд на мир в целом. Чтобы развивать в учащемся лучшие качества, учитель сам должен быть личностью, которая не просто интересна детям, а сможет заложить эту основу. Учитель должен увлечь, заинтересовать, повести за собой. Поэтому в первую очередь мы, как учебное заведение, должны такого специалиста подготовить.

Традиции подготовки учительства закладывались с 1871 года ещё в Новинской семинарии, вскоре переведённой в Углич. И она была признана одной из лучших учительских семинарий в России еще в ХIХ веке.

– Сюда стали стекаться лучшие умы дореволюционной России, которыми до сих пор гордится страна: в Угличе вели свою научную и педагогическую деятельность такие выдающиеся методисты, как В.А. Флёров, В.С. Преображенский, В.К. Беллюстин, а в более поздний период С.П. Редозубов и другие, – рассказывает Татьяна Михайловна. – На протяжении многих десятилетий организация учебно-воспитательной работы позволяла выпускать высококвалифицированные кадры. Подготовка студентов, обучающихся по этой специальности, до сих пор ведётся на высшем уровне.

В учебной деятельности семинаристов был установлен твёрдый порядок. Славные традиции сохранились и в советское время:

– В 60-70-е годы ХХ века система подготовки учителя начальных классов была строго регламентирована. Нас, учителей, готовили по определённым программам и учебным планам, которые присылало Министерство образования. В этот период происходит становление всей системы преподавания начальных классов. Совершенствуется практическая деятельность будущих советских педагогов: помимо традиционной практики ведения занятий в школе добавляется внеучебно-воспитательная практика: работа в комнатах школьника, практическая работа с трудными подростками; летняя практика в загородных лагерях и так далее.

Современный этап развития образования отмечается дальнейшими поисками педагогического сообщества наиболее эффективных форм работы со студентами. В 2000-е годы с введением образовательных стандартов у учебных заведений появляются новые возможности. В педагогическом колледже были разработаны инновационные формы прохождения практики будущих учителей – это творческие лаборатории и педагогические мастерские. Педколледж стал готовить учителей с дополнительными квалификациями (в области иностранного языка, информатики, технологии, изобразительного искусства и т.д.), которые прописывались в дипломе.

С введением новых стандартов изменилась сама система подготовки будущих учителей начальной школы. Использование современных техник и технологий, в том числе особых технических средств: документ-камер, мультимедийных проекторов, которыми оснащены почти все кабинеты, интерактивных досок на занятиях; многоплановая инновационная деятельность педагогического коллектива; введение новых видов практики – всё это способствует подготовке конкурентоспособного, мобильного специалиста, который будет востребован на рынке труда и, самое главное, будет постоянно совершенствовать преподавательскую деятельность в начальной школе, чтобы результативно закладывать базу знаний, умений и навыков, развивая лучшие качества личности учащегося.

Екатерина ЧИСТЯКОВА

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ:

С 1871 года в Новинскую семинарию, готовившую учителей для начальных школ разных типов, принимались исключительно юноши на основе конкурсных экзаменов. И лишь в 1917 году учебное заведение стало принимать девушек.

Особое внимание в семинарии уделялось религиозно-нравственному воспитанию. Воспитанники изучали Закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметику, географию, естествознание, чистописание, рисование и педагогику. Также были введены практические занятия в преподавании. Цикл дисциплин для будущих учителей начальной школы в наше время совсем другой, однако требования к подготовке высококлассных специалистов остаются по-прежнему высокие.

За период своей деятельности с 1871 по 1919 годы учительская семинария подготовила около 900 учителей начальных классов. Ежегодно из семинарии выпускались от 14 до 22 человек.

«Угличанин» №32 (435) от 26.08.2015 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить