На главную страницу



Глава династии художников Маргарита Требоганова с дочерьми Евгенией и Светланой на выставке в галерее «Углъ»Углич вполне может быть городом, где развит арт-туризм. У нас много художников, которые объединены под крышей Дома дружбы, у нас несколько художественных галерей и залов, в которых постоянно проходят замечательные живописные выставки. Династическая галерея «Углъ» (по адресу: ул. Ольги Берггольц, д. 11/5) создана известным столичным художником с угличскими корнями Маргаритой Требогановой несколько лет назад, и там интересующийся зритель может увидеть подлинное искусство. Галерея не зря носит эпитет «династической»: большая часть семьи Маргариты – художники. И когда летом там была открыта выставка «Московские сезоны в Угличе», на ней были представлены работы как самой Маргариты Требогановой, так и её дочерей – Светланы и Евгении Кузнецовых.

В какой-то момент Маргарита Требоганова приняла решение создать музей современного искусства в Угличе – в городе, где раньше жили её бабушка, а в годы изгнания – мама – Людмила Николаева, которая стала в Угличе известной поэтессой, и это её желание – спасать мир красотой – осуществилось несколько лет назад.

– Хочу увидеть своими глазами, когда в этой стране и в этом мире произойдёт настоящее культурное возрождение, которое приведёт к всеобщему процветанию, – говорит художник. – Когда-то настанет время, что фальшивки, подделки, компиляции потеряют свою власть над массовым сознанием и мерилом искусства будут его подлинность, правдивость, подвижничество художника, как в пушкинском «Пророке».

Художник Маргарита Требоганова знакома многим угличанам, её работы мы видели на разных выставках. В живописи она постоянно экспериментирует, но новаторство сочетает с классической школой МСХШ и МГАХИ имени В.И. Сурикова, где училась. Её любовь к эксперименту в цвете, композиции, многообразию тем в своё время поддержал народный художник СССР В.Ф. Штраних.

«Мир улетает, а я стою на голове» – эту работу Евгении Кузнецовой всегда высоко оценивают– В жизни много скучного и утомительного, особенно когда тебя поучают, как надо жить женщине, – размышляет живописец. – Обычные стереотипы к жизни художника-женщины, как мне думается, не подходят, так же как и к жизни любой творческой личности. Реалии моей жизни были связаны с той конкретной обстановкой, в которой я жила, и с моим внутренним миром. У меня рождались образы, светлые чувства сменялись иронией. Образы материнства перемежались с образами бегущих от взрыва клоунов («Паника в цирке»). Эти образы приходили, сменялись другими, и все вместе составляли калейдоскоп «человеческой комедии». Некоторые картины писались годами, другие – за один день. Когда-то в детстве я слышала легенду о Паганини, который доиграл на одной струне свой концерт. Это врезалось в мою память. После окончания института я испытывала предельные возможности напряжения цвета. Палитра менялась. Однажды для неё прозвучали слова: сыграть на одной струне, как Паганини. Она продолжала меняться, иногда дерзко, удивляя и меня саму.

В современном сложном мире, по мнению художника, тема добра и зла становится предельно значимой. В связи с этим вечные евангельские темы с особой силой вновь встают перед человечеством. Зло в мире избирает всё более изощрённые формы. В сознании художника, ломая преграды разума, оно переходит в гротеск. На этих главных темах выстраивается всё её творчество. Сюжеты картин Маргариты Требогановой связаны с темой борьбы добра со злом: «Материнство, семья», «Радость и печаль», «Гость», «Подарок», «Аллегория земли», «Аллегория войны», «Гений и творчество», «Моцарт и Сальери», «Гений и злодейство», «Судьба поэта».

Многие картины Маргариты Требогановой из разных периодов находятся в музеях России и других стран мира, а также в галереях и частных коллекциях известных деятелей политики, науки и культуры. Сейчас её творческий путь составляет шестьдесят лет. Она многократно награждалась премиями, медалями, дипломами, благодарственными письмами правительств разных стран.

Муж Маргариты Требогановой, Владимир Кузнецов, – тоже известный художник.

– К сожалению, он уже не увидит книги о себе, в которой собраны интересные материалы, поскольку рано ушёл из жизни, – вспоминает про супруга Маргарита. – Будучи самым талантливым студентом, он параллельно с архитектурой упорно занимался живописью, скульптурой, резьбой по дереву, художественной ковкой, был способным организатором. Его трудно было превзойти в технике акварели по-сырому. Отважный и резкий, весёлый и остроумный, он всегда плыл против течения. Яркий юмор был прикрытием для его нежного и уязвимого сердца. Володя очень много успел сделать в своей жизни, оставив большие архитектурные объекты. В то время ему не было и тридцати.

Постоянная экспозиция работ Владимира Кузнецова развёрнута в галерее «Углъ». Зал оформлен, как мастерская художника. Там этюды маслом, пейзажи семидесятых годов, портреты, натюрморты, выполненные в собственной технике художника.

Художественные способности часто передаются детям и внукам. Дочь Светлана – уже много лет член Московского Союза художников, 25 лет ведёт детскую студию живописи, которой в 2006 году Правительство Москвы присвоило первое место среди всех аналогичных студий. Её работы часто выставляются в залах МСХ, ЦДХ, Малом и Большом Манежах, она участница зарубежных выставок. Светлана продолжает традиции импрессионизма и цветовых исканий в живописи. Она старается расширить цветовой спектр до максимума. Работы, выставленные в галерее «Углъ», несут не только цветовую, но и смысловую нагрузку. Натюрморт «Белоруссия» – напоминание о трагедии в Чернобыле: перевёрнутая чаша – непрожитая жизнь. «Розы на фоне зеркала» – сверкающая мозаика этой и другой жизни.

Младшая дочь Маргариты, Евгения Кузнецова, очень талантлива. Рисовала с детства. Без экзаменов была принята и обучалась в МГАХИ имени Сурикова на кафедре «Архитектура», до этого окончила МАХЛ при РАХ (отделение «архитектуры»). Сейчас занимается живописью, архитектурой и дизайном.

Её живопись, которую мы увидели в галерее «Углъ», оригинальна, символична, философична и свободна от условностей. Это можно понять даже по названиям её персональных выставок: «Марс атакует», «Твёрдые факты», «Зелёная дверь», «Планета мурашек», «Жёлтый пакет» и другие. В последнее время Евгения Кузнецова выставляется в Москве всё больше, успешно участвует в различных проектах. Её хвалят критики и искусствоведы.

– Как я вижу, как творю? – отвечает на вопрос о творчестве Женя. – Ставлю свои эксперименты, сочетая разные предметы. Добавляя значимости незначительному («Мурашки») или уменьшая значимость («Диалог толчка с трубой»). Яркая цветовая гамма при трагизме сюжета смеётся над сюжетом и выводит его из состояния значимости («Луковое счастье», «Отражение»). Часто в моих работах можно видеть части тел – «Половинка, четвертинка, рука, хвост» – это о том, что люди перестали быть половинами друг друга, а стали чем-то иным... «Луковое счастье» о том, что женщина разорвана и позеленела, в ней таится червь, и её мир набит штампами (замужество, детсад, похороны собачки). И, конечно же, отрыв от реальности – «Мир улетает, а я стою на голове». Инструментов для того, чтобы творить, огромное количество: от пятен до сюжета в сюжете. Говорить о стиле моих работ излишне – он меняется. В них главное – смысл и цвет. Часто у меня интуитивные работы, через собственные переживания. Яркий цвет моих картин нужен, чтобы убрать трагичность: жизнь души – райский сад.

Быть художником – это уже счастье, потому что у художника один работодатель – Бог. Когда у мамы не было холста ( в восьмидесятые годы), она молилась, и чудесным образом он оказался у её двери… И таких случаев огромное количество.

Галерея «Углъ», созданная творческой династией художников, ещё не раз нас порадует подлинным искусством. Помимо культурного просвещения, организаторы стремятся через искусство укрепить связи Москвы и Углича. В будущих планах – показать нам работы ярких и талантливых художников современности, которых мы могли бы увидеть только в залах столицы.

Алексей СУСЛОВ

Фото автора

«Угличанин» №46 (652) от 20.11.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить