На главную страницу



Наталью Серову – создателя кукол – больше знают за рубежом, чем в России

Они живут в США, Германии, Канаде, Англии, Израиле… Этот список можно продолжать и дальше. Но главное – кто они, столь востребованные взрослыми и детьми? Всё просто – игрушки! Игрушки, сделанные с такой любовью, что не могут никого оставить равнодушным, вызывают эмоции и, что удивительно, сами могут эти эмоции изображать. Их автор – бывшая сотрудница нашей газеты «Угличанин» Наталья Серова. Уйдя в декретный отпуск, через пять лет она вернулась к нам не только с подросшей дочкой Женей, но и признанным автором и мастером игрушек в серьёзном мире коллекционеров. Через несколько месяцев поняв, что журналистика для неё уже не так интересна, как ранее, окончательно ушла в мир иного творчества, при этом дав нам своё первое интервью.

– С чего началось ваше хобби?

– Я очень любила лепить из глины и пластилина в детстве, а потом, уже став взрослой, интересовалась самыми разными видами рукоделия, но чисто для себя – приятно что-то делать собственными руками. А игрушки из меха и полимерной глины впервые начала делать для дочки. Когда она пошла в детский сад, у меня образовалось немного свободного времени, в руки попал набор запекаемого пластика для детского творчества… Однажды выложила фото своих поделок в Интернет, и они понравились людям. Появились первые покупатели, заказы. Но изначально, конечно, это было просто хобби, делать увлечение своей работой я не планировала.

– Технология изготовления – ваше изобретение?

– Нет, что вы. В такой смешанной технике игрушки делают давно и в России, и в других странах. Я следила за творчеством любимых мастеров, когда сама ещё и не помышляла о собственных созданиях. Мария Santani, Анна Назарова, Катрин Лукашук, Анна Дьяконова – это мастера, известные во всём мире и неизменно вдохновляющие. Надеюсь когда-нибудь хотя бы приблизиться к их уровню творчества.

– Каких персонажей вы делаете?

– Маленьких зверьков, троллей, сказочных персонажей. Тех существ, которые могли бы жить в волшебных лесах из северных сказок.

– В чём особенность ваших игрушек?

– Ну, помимо самой технологии – мех и полимерная глина, – в том, наверное, что игрушки рассчитаны на взаимодействие со своим владельцем. Все соединения у них подвижные, голова и конечности поворачиваются, гнутся ручки и ножки. Им можно придать любую позу. Ещё размер у них совсем маленький, «ручной» – от 3 до 12-15 см. Кроме того, я стараюсь вкладывать в них достаточно большой запас прочности, чтобы можно было играть, носить с собой. Это не «полочные» экспонаты. Хотя, конечно, аккуратного обращения требуют.

– Покупатели – кто они?

– Для детей такого рода игрушки приобретают редко, обычно взрослые – для себя, в коллекцию или просто как милый талисман, своеобразный фамильяр. Часто заказывают в подарок близким. Как правило, это женщины состоявшиеся, в большинстве своём семейные, с детьми, самых разных профессий – от дизайнеров до программистов. Но все – очень творческие люди.

– Вы следите за судьбой своих игрушек?

– Специально – нет. Но у меня с некоторыми из клиентов давно сложились тёплые отношения, и они регулярно присылают фотографии своих зверей и троллей. Некоторые любят брать их с собой в путешествия, и эти малыши уже полмира объехали. А некоторые снимают целые истории с их участием. Это всегда ужасно волнительно – будто я написала первую строчку сказки, а она вдруг ожила.

– Ваши игрушки живут, в основном, в России?

– Нет, не только. Они живут в США, Канаде, Швейцарии, Германии, Израиле. В Норвегии целая компания поселилась, и ещё туда отправятся. Ещё парочка скоро поедет в Лондон. Но покупатели, как правило, русскоязычные, потому что иностранными языками я не владею и стесняюсь пока выходить на международные торговые площадки.

– Что представляет собой это хобби – коллекционирование игрушек?

– Это увлечение имеет глубокие исторические корни в Европе, особенно в Англии и Германии. Коллекционные домики масштаба 1:12, с до мелочей воссозданными интерьерами, известны с XVII века, а авторские куклы и игрушки вообще стали уже отдельным направлением искусства. В России такое хобби появилось относительно недавно, но, как мне кажется, активно набирает обороты. Дело в том, что в каждом человеке заложено стремление к творчеству, но на реализацию своего потенциала может не хватать времени, каких-то навыков. А игрушки, куклы, взаимодействие с ними – это ведь, по сути, создание художественного образа, своего собственного мира. Это очень приятное и красивое увлечение, психологическая разгрузка, многогранные возможности творчества – от рисования, моделирования одежды до сочинения историй. Я, например, знаю одну писательницу, довольно известную, которая воплощает созданных ею персонажей не только на страницах книг, но и в виде кукол. Только большинство её читателей, конечно, не в курсе этого. Вообще такое хобби – в первую очередь личное пространство, хотя сообщество кукольников и у нас, и за рубежом очень дружное и доброжелательное.

– А в нашем городе есть такие коллекционеры?

– Мастера-кукольники есть, и замечательные, а вот коллекционеров, к сожалению, не знаю… Зато они живут в Ярославле и Ростове Великом. Если честно, я совершенно не ориентировалась на Углич, когда начала делать свои игрушки.

– Как вы придумываете своих сказочных существ?

– Ну, вдохновение – оно всюду летает. Из всего, что видишь, слышишь, чувствуешь, можно вылепить образ. Но больше всего, наверное, вдохновляют дети и сказки.

– Каковы творческие планы на предстоящий год?

– Лепить зверей. Осваивать новые навыки. Мне многому ещё нужно учиться. А если поближе, на новогодние праздники – мы дома украшаем ёлку моими игрушками, и все, кто приходит в гости, могут выбрать себе подарок прямо с ёлочки. Очень люблю делать ёлочные игрушки.

Нина БЛОХИНА

Фото из домашнего архива Натальи Серовой

«Угличанин» №1 (607) от 09.01.2019 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить