На главную страницу



От «катюш» до космических кораблейДо сих пор нахожусь под впечатлением от обращения президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному к собранию, по сути – ко всему миру. Не берусь комментировать и судить, насколько оно помогло его беспрекословной победе на выборах. Выражу своё мнение, что козырями в его руках оказались ракеты, стоящие на вооружении и новые их разработки, готовые отстоять нашу независимость и суверенитет. Ракеты вселили уверенность русского народа в правоте Верховного главнокомандующего, как и 15 июля 1941 года первый в истории ракетный залп батареи из семи экспериментальных пусковых установок БМ-13, позже названных «катюшми». К созданию последних, кстати, был причастен старший брат моей матери – В.И. Остудин, как в дальнейшем и к запуску первых ракет с космонавтами на борту.

В моём детстве не было бабушек и дедушек, была только тётка отца, баба Наташа, – Наталья Васильевна Стрелкова, которая то и дело желала мне «походить на дядю Васю» – Василия Ивановича Остудина. Зачем мне на него походить, ни в детстве, ни в юности не было понятно, потому как возможность оценивать человеческие качества появляется с годами, в ходе сравнения своих поступков с поступками тех, чья жизнь ставилась в пример. Когда я родился ему было почти 60 лет. Я рос, он старел. Встречаясь примерно раз в году: летом в Заозерье или зимой в Москве, где он проживал, слушал вопросы об успехах в школе, помощи родителям, видении своего будущего. Для любого ребёнка это занудство. Подаренная им в год 40-летия Победы книга «Оружие Победы», где были фотография Василия Ивановича и рассказ о создании «катюши» при его участии, несмотря на гордость матери, не произвела на меня тогда большого впечатления и интереса к военной истории не вызвала. Теперь я об этом сожалею, пытаясь дать запоздалую оценку и восстановить о нём память.

Родился Василий 1 декабря 1905 года в семье «общества № 2 деревни Харлова крестьян Ивана Иосифова Остудина и законной жены его Параскевы Ивановой, оба православного вероисповедания», о чем 2 декабря при крещении в метрической книге храма иконы Казанской Божьей Матери села Заозерья священником Никитским сделана соответствующая запись. Рос, учился премудростям крестьянского труда. С ранних лет вместе с родными братьями Николаем и Фёдором и двоюродными Иваном, Василием, Алексеем и Михаилом помогали деду Иосифу Яковлевичу, отцу и дяде Алексею строить кирпичный дом. Кирпич они сами вручную и производили. Учился Василий в Заозерской земской школе исключительно хорошо, окончил семилетку и после службы в Красной армии в 1929 году в деревню не вернулся. Тетя Паша (Параскева Герасимовна Гаряева) приютила его в своей комнатке московской «коммуналки» на улице Мещанской.

Книга, вышедшая к юбилею конструкторского бюро общего машиностроения им. В.П. Бармина, в которой неоднократно упоминается имя В.И. ОстудинаРаботая курьером в ТАСС, заочно учился в техникуме. Запись о приёме на должность конструктора в СКБ завода «Компрессор» появляется в трудовой книжке 1 ноября 1935 года после его окончания. Это специальное конструкторское бюро с начала войны становится самостоятельным строго засекреченным предприятием. От конструирования холодильного оборудования переключается на серийное производство боевых пусковых установок для запуска пороховых реактивных снарядов. Штат из конструкторов и вспомогательных рабочих – 35 человек, руководитель – Владимир Павлович Бармин. Конструкция пусковой установки была разделена на несколько узлов. Для разработки каждого из них В.П. Бармин определил старших: «Направляющие в сборе» – А.Н. Васильев, «Ферма и прицельное устройство» – В.А. Тимофеев, «Поворотное устройство и подготовленное шасси автомобиля» – В.А Рудницкий, «Вертикальный и горизонтальный механизм наведения» – В.М Васильев, «Электрооборудование» – В.И. Остудин.

Семь из двадцати первых собранных на «Компрессоре» установок БМ 13-16 прямо на заводе передаются капитану И.А. Флерову. В ночь с 1 на 2 июля батарея скрытно покинула Москву. Без полевых испытаний сразу – на фронт. Недостатки устраняются, техническая документация с чертежами на ватмане, копированная вручную, рассылается по оборонным заводам для серийного производства. СКБ начинает разработки установок для бронепоездов, и первый из них участвует в обороне Москвы. Установки на катерах участвуют в обороне Сталинграда. До августа 1942 года СКБ разрабатывает 27 образцов боевых установок, больше, чем две в месяц, и ремонтирует поступающие с фронта сломанные и подбитые «катюши». За образцовое выполнение заданий командования по обеспечению Гвардейских миномётных частей боеприпасами, вооружением и за успешное выполнение ремонта боевых и транспортных машин В.И. Остудин награждается первым орденом «Знак Почёта» 30 марта 1944 года. К этому времени у него уже были две медали: «Трудовая доблесть» и «За оборону Москвы». Днём работая, ночью, как командир команды управления противовоздушной обороны завода, боролся с «зажигалками». То есть фактически жил на «Компрессоре». В.И. Остудин (слева) с сестрой Ираидой и земляками на берегу речки Устье в селе Заозерье. 1954 годПосле Победы Василий Иванович вместе с В.П. Барминым, В.А. Рудницким В.А.Тимофеевым, М.М. Сидоровым, Л.В. Гаевской был откомандирован в Советскую зону оккупации Германии, где участвовал в изучении ракетной техники в местах её размещения, включая испытательные полигоны, проектноконструкторские предприятия и заводы, которые находились в Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии и Польше. Не секрет, что нашим «союзникам» достались 100 готовых немецких «Фау-2» и почти все специалисты во главе с главным конструктором Вернером фон Брауном, из захваченного вопреки Ялтинскому соглашению района Нордхаузен. Перед возвращением этого района СССР американцы взорвали сборочный цех завода по производству ракет и другие объекты, что, собственно, и явилось началом «холодной» войны.

36 лет своей жизни отдал В.И. Остудин работе на предприятии, которое менялось в гонке за освоение космоса и меняло свои названия: с 1946 года – Государственное Союзное Конструкторское бюро специального машиностроения, с 1967 года – Конструкторское бюро общего машиностроения – итог трудовой деятельности. Участие за это время в создании Стартовых комплексов для баллистических и зенитных ракет, для межконтинентальных ракет, стационарных и шахтных, вплоть до стартового комплекса космического корабля многоразового использования «Энергия-Буран». Дочь В.И. Остудина, Валентина Васильевна, называет все эти комплексы обыденно – «столы» для ракет, потому как предприятие, куда она пришла после института в 1959 году и где работала до 2008-го, стало родным и для неё. Только начав работать в КБ «Спецмаш» вместе с отцом, она узнала, чем тот занимается и какие секреты хранит. Посвящение родных в факт своего участия в подготовке и запуске «Востока» с Юрием Алексеевичем Гагариным, к примеру, состоялось лишь через несколько лет…

Я горжусь Заозерской землёй, родившей Василия Ивановича Остудина – инженера-электрика, своими руками устанавливавшего электрозапалы ракет, паявшего и заматывавшего провода первых в мире пусковых установок реактивных снарядов «катюш», ставших кирпичиком в фундаменте нашей обороноспособности. Жизни Николая, Фёдора, Ивана, Василия, Михаила Остудиных, не вернувшихся с войны, тоже послужили «материалом обжига» того «кирпичика».

Сергей АНТИПАЕВ

«Угличанин» №14 (569) от 11.04.2018 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить