На главную страницу



Праздник русской песни в Угличе. Эскиз. 1976 г. холст, темпераИтак, Углич в Золотом кольце (где он, собственно говоря, всегда вполне зримо присутствовал), и ювелирные параллели и ссылки сейчас особенно актуальны: можно сказать, что образ города со всеми его сокровищами, плоскостями и срезами проходит своего рода «чистовую огранку». И здесь, среди исторических памятников и преданий старины, не потеряно недавнее прошлое города, уходящее от нас всё дальше и, как кажется, всё скорее. Вторая половина XX века, советское время на его исходе – именно этот Углич, ещё памятный, но уже далёкий, запечатлён в произведениях замечательного художника А.А. Жабского, вписавшего свою достойную страницу в историю отечественного искусства.

Алексей Жабский, сибиряк по рождению, выпускник Суриковского института и последователь московской живописной традиции, хорошо известен угличанам. Город долго был его творческой мастерской. Общежитие педучилища (кельи Богоявленского монастыря) давало кров, широкий монастырский двор – место работы у двух берёз, а ещё выбор лиц для портретов и картин. В композиции входили стены храмов и серое дерево домов, простор площади, округлые купола лип, даже куры с нецентральных улиц.

Дядя Ваня 1972 г. бумага, акварельЗдесь писались его главные произведения, которые сейчас в разных музеях – от Третьяковки до Национального музея изобразительных искусств Азербайджана (в Баку «Юность» – угличская танцплощадка летним вечером). И десятки портретов: баба Надя, баба Шура, дядя Ваня – старики, доживающие свой неспокойный век среди новой здешней «поросли», дети, подростки, молодёжь. Вспоминая городскую изобразительную хронику, скажем, что Жабский для прошлого столетия – то же, что Иван Тарханов для века позапрошлого – портретист Углича.

Алексей ЖабскийХудожника не стало в 2008 году, и уже без него в Угличе прошло три больших выставки – «Возвращение» (2011 г.), «Ищите себя на моих картинах» (2014 г.), «Свет души» (новые поступления, 2017 г.). Кремль, в летний сезон полный разноязыких туристов, каждый раз становился местом сильного притяжения для горожан и жителей недальних сёл, где когда-то работал художник. В залах встречались давние соседи, знакомились семьи повзрослевшей молодёжи, здесь узнавали в картинах «своих», немного спорили, много вспоминали.

Баба Шура 1965 г.Каждый раз после выставки Людмила Михайловна Жабская, жена художника, передавала музею картины и графику. Наследие Жабского, наряду с комплексами работ П.Д. Бучкина и С.Б. Симакова, заняло своё место в художественной части музейного собрания.

Почтальон. 1970 г. холст, темпераСейчас музей располагает целым рядом эскизов и этюдов к программным картинам, которые давно в Москве, Белгороде, Брянске, в Ульяновске и ещё много где. Это «Праздник русской песни в Угличе» (эскиз 1976 года), два эскиза и этюд к картине «Юность» (1980-е годы), а также тщательное повторение композиции в карандашном рисунке. Тут памятная танцплощадка на Волге: в свете летнего вечера музыканты городского ансамбля, зрители-дети, группы и пары. Валера Семёнов и его жена Галя, Таня Корсакова и бесчисленные другие – ещё молодые, ещё знакомятся, мечтают, плывут по светлым сумеркам под эти свои любимые гитары.

На пленэре в УгличеКлассически-ясные пейзажи художника будто «оборот» его многолюдных картин – в них просто никого нет. «Углич» (2003 г.) – повторение работы 1983 г., которая на III Всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины» отмечена дипломом среди лучших. Виды улиц, портреты, сцены жизни, даже «Курочка Ряба» – словом, вся полнота провинциального города отразилась в этом почти волшебном зеркале. Назвать бы в Угличе улицу именем художника, для горожан он был по-настоящему народным...

Почти всё пока в запасниках музея. Семь портретов вошло в новую экспозицию «Посадские-обыватели-горожане», в череду городских лиц XVIIIXX веков. Сорок работ в мае поедут на выставку в Москве. Однажды откроется и постоянная экспозиция, небольшой «музей в музее», где будут и вещи из мастерской – будильник, лубяное лукошко, старинное полотенце (они же рядом – в натюрмортах). Тогда составляющей городского образа станет и «грань» Алексея Жабского. Возвращение художника в его навсегда летний город, предсказанное названием первой выставки, состоялось.

Светлана КИСТЕНЁВА

20 марта исполнилось 85 лет со дня рождения московского художника Алексея Александровича Жабского. Четверть прошлого века, с начала 1960-х, он каждое лето работал в Угличе, теперь в город вернулись многие созданные здесь холсты, акварели, рисунки. Людмила Михайловна, вдова мастера (как и он, отчасти «угличанка»), передала в городской музей более ста его работ, наибольший их комплекс стал даром к 125-летию музея.

«Угличанин» №11 (566) от 21.03.2018 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить