07.06.2017 10:45
Любовь к своей Родине, к своему Отечеству во все времена доказывали не только подвигами на полях сражений, но и трудовыми свершениями во имя благополучия и процветания страны. В числе таких людей – Сергей Соколов, житель деревни Овинищи Подгорные Улейминского сельского поселения, который даже сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, не сидит без дела.
Родился Сергей Анатольевич на Угличской земле, в деревне Вороново, близ села Радищево (ныне Никольское). Отец работал пекарем, мама – в колхозе. В поисках лучшей доли семья сначала переехала в Нинорово, а чуть позже поселилась в Угличе.
Окончив шесть классов первой школы, в 1969 году Сергей поехал учиться в СПТУ в селе Вятском Некрасовского района на тракториста-бульдозериста мелиоративных работ по направлению от мелиоративной службы, куда потом юноша и устроился. Так начался его трудовой путь. Впервые применить свои знания на практике молодому человеку довелось в колхозе в Заозерье.
– Вот представьте, растут кусты по полям, – поясняет Сергей Соколов. – Мы их выкорчёвывали, закапывали в ямы, затем вспахивали и боронили поля, потом работали дренажные экскаваторы – делали систему осушения. Трудились мы бригадами, у каждой своё задание. Я в основном пахал на тракторе с огромным кейсовым плугом. Иными словами, нашей задачей было полностью подготовить поля к посевной, привести их в рабочее состояние, после чего мы передавали их колхозам. Этим наша служба занималась во многих хозяйствах нашего района.
Работников в организации было много, а техники на всех не хватало, так что Сергею пришлось перейти в «Сельхозтехнику» на сборку тракторов, а чуть позже он ушёл в гортопсбыт, где на своём «железном коне» заготавливал лес для различных учреждений.
В 1973 году угличанина призвали в армию, и попал он в строительные войска. Там отучился на механика-экскаваторщика эксплуатационных аэродромных устройств и всю службу проработал на новой для себя машине в разных городах Казахстана. Молодого человека направляли то на строительство стартовых площадок для ракет «Сатана», то на погрузку угля, то на знаменитый космодром Байконур.
После армии Сергей вернулся домой и устроился на автобазу НПО «Углич» при ВНИИМСе водителем, а через некоторое время вновь подался в сельхозсферу, а именно – в межколхозную строительную организацию, где трудился более пятнадцати лет. МСО занималась в колхозах Угличского района строительством жилья, сельскохозяйственных и животноводческих помещений, зданий учреждений, в том числе и медпунктов. Работы было очень много, часто трудились по субботам. Сергей Соколов участвовал в строительстве жилых домов в селе Улейма, комплекса откормочников в Плосках, молочного блока в Клементьеве и других объектов.
На чём только он не работал! Сначала возил на тракторе опилки, доски, кирпич, затем на экскаваторе копал траншеи под фундамент, водопровод и канализацию, а после пересел в кабину автомобиля, который перед этим ему пришлось немного видоизменить. Грузинский седельный тягач «Колхиду» своими руками Сергей Анатольевич переделал под самосвал, поставив на него кузов «ЗиЛа». Через некоторое время удачный эксперимент решено было повторить, и вскоре «золотые руки» мастера создали новый образец.
– На купленное на угличском машиностроительном заводе шасси «КрАЗ» я поставил самосвал и прицепил 12-тонную «кировскую» телегу с двумя отсеками, – вспоминает Сергей Соколов. – На этом автомобиле я возил из Петровска по 40-42 тонны железобетона. В наших краях в то время он был самым большегрузным, а длина этого автопоезда была 23,5 метра.
На строительстве плоскинской дороги в те года были задействованы многие организации, каждой давалась норма по грузоперевозкам. Так вот, Сергей Анатольевич на своей чудо-машине месячный план, поставленный перед МСО, с лёгкостью выполнил за день. Разве угнаться было за таким тяжеловесом 3,5-тонникам! Однажды угличский водитель даже занял первое место по области в соцсоревнованиях по тоннокилометражу.
Неудивительно, что труженик был на хорошем счету у руководства, его уважали коллеги. За добросовестный труд и высокие производственные показатели его не раз отмечали почётными грамотами, награждали ценными подарками и премиями.
И тут в жизни Сергея Соколова произошло событие, которое внесло коррективы в его судьбу. В 1986 году его призвали на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в связи с имеющейся у него военной специальностью, которая оказалась очень нужной в данной ситуации. Угличанин экскаватором снимал и захоранивал заражённый грунт в опасной зоне, перегораживал реки, чтобы угроза не распространялась дальше. До сих пор у него хранятся благодарственные письма за мужество и стойкость, проявленные в сложной обстановке.
Вернувшись на малую родину, Сергей Анатольевич снова оказался в кабине своего изобретения. Однако через некоторое время он почувствовал, что ему становится тяжеловато работать на «КрАЗе» – начала сказываться поездка в Чернобыль. Сперва ценный сотрудник пересел на свою старую «Колхиду», на этот раз сделав из неё трал, а потом ему и вовсе пришлось оставить грузовые машины. Несколько лет Сергей Соколов был водителем в ЦРБ , но вдруг начались перемены.
– Мою супругу Галину тогда сократили с часового завода, где она трудилась всю жизнь на сборке часов, – говорит Сергей Анатольевич. – И чтоб содержать семью, а у нас с женой было ещё двое детей – сын Максим и дочь Марина, я подался на вольные хлеба. С другом организовали своё дело – из Ростовской области возили масло и гречку и торговали этими продуктами на рынке, по организациям, в магазины сдавали, также часть шла и на свои нужды.
Однако здоровье угличанина всё ухудшалось, и в 47 лет он получил инвалидность. Куда устроишься с таким диагнозом? Тогда Сергей перебрался из города в деревню Овинищи Подгорные. Красивая природа и постоянные хлопоты по хозяйству – лучшее лекарство от уныния. Друг помог Сергею Анатольевичу срубить баню, показал, что да как в плотницком деле, так что дом он уже смог построить сам. С тех пор супруги Соколовы здесь и живут.
Сегодня Сергей Анатольевич, как и в начале трудового пути, за рулём привычного для себя трактора, только теперь «железный конь» работает на своего хозяина – помогает ему и его второй половине управляться с огородом, а приусадебный участок у них немаленький. Свои овощи – хорошее подспорье для всей семьи. Раньше супруги ещё и животину держали – телят, кур и гусей, но со временем пришлось от этого отказаться – силы стали уже не те. По этой же причине немного сократили и площадь картофельника, но остальные культуры, в их числе кабачки, тыквы, свёкла, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, перцы, выращивают в том же объёме. С огородом дочь помогает и внучка Анастасия, сын – по строительству (недавно крышу дома перекрывал), а скоро в ряды помощников, пожалуй, вступит и внучка Мария, которая пока ещё мала.
Помимо своих дел, у Сергея Соколова есть и общественно значимые заботы. По просьбе главы поселения он присматривает за плотиной на реке Улейме близ его дома. Весной следит, чтоб не было ледяного затора, очищает сооружение от мусора, регулирует уровень воды. Человек он ответственный, да и ведь это на благо местных жителей.
Правда, есть то, что Сергея Анатольевича сегодня очень сильно беспокоит. С тоской он смотрит на необработанные колхозные поля, окружающие его участок, и сожалеет о том, что нет уже таких мощных хозяйств, как раньше, которые были надёжной опорой нашей страны, а многое из того, что он когда-то строил на колхозных территориях, теперь потихоньку разрушается и разбирается за ненадобностью. А как бы хотелось Сергею Соколову вновь услышать шум техники на полях, дружно вышедшей на весеннюю посевную, и увидеть по осени вереницы машин с зерном, горохом и силосом…
Наталья ОВЧИННИКОВА
«Угличанин» №22 (526) от 07.06.2017 года