На главную страницу



Художники Леонид Носов (на втором плане) и Леонид Шигин в мастерской у И.Н. ПотехинаПередвижная выставка «Таланты, опалённые войной», рас­сказывающая о наших земляках – талантливых художни­ках, поэтах, актёрах, музыкантах, работниках культуры, поочередно будет представлена во всех сельских поселениях Угличского района. Её цель – не только поведать об их судьбе и творческих достижениях, но и дополнить этот рассказ воспоминаниями о них земляков. Сегодня мы публикуем один из таких «расширенных» повествований о фронтовике, про­фессиональном художнике Леониде Николаевиче Носове.

Леонид Носов родился в деревне Малое Губино бывшей Заозерской волости Угличского уезда. Всю свою взрослую со­знательную жизнь прожил в Москве, но никогда не забывал край своего детства.

Многих ровесников Носова объединяет одна черта биогра­фии и одна память – они совсем молодыми встретили войну. Эти тяжёлые годы, пришедшиеся на лучшую пору жизни, сфор­мировали их характер и миро­воззрение. Леонид Николаевич прошёл долгий путь от Сталин­града до Берлина, был отмечен боевыми наградами. Пережитое в то время твёрдо предопредели­ло одну из центральных тем его творчества.

После войны Носов много ра­ботает и получает профессио­нальную подготовку сначала в Московском художественном училище памяти 1905 года, а затем в институте имени В.И. Сурикова. С этого момента ра­боты Носова экспонируются на различных выставках – всесоюз­ных, республиканских, москов­ских, бывали и за рубежом.

Л. Носов на открытии своей персональной выставки в Угличе, 70-е годыОсобое значение для мастера имеют выставки произведений художников – ветеранов Ве­ликой Отечественной войны, в которых он участвует ежегодно, а также передвижная выставка по городам-героям. Очень важ­но также, что не прерывается живая связь с родными местами, плодотворная для художника и чрезвычайно ценная для его зем­ляков. Часто именно угличане были первыми ценителями его произведений. Любовь к людям наполняет теплотой и задушев­ностью его жанровые картины. И он, и его супруга Майя Васи­льевна, создали целый ряд про­изведений на угличскую тему. Архитектурные памятники, родные пейзажи, городские и сельские уголки – предметы при­стального внимания художников Носовых.

За двадцать лет (1960 – 1980-е годы) Леонид Николаевич Носов организовал в Угличе пять вы­ставок своих работ. Благодаря этому угличане зачастую были первыми зрителями новых работ автора.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ПОТЕХИНОЙ

– Где-то в начале 50-х годов наш отец – Иван Николаевич Потехин – копал грядки в своём огороде возле Воскресенского монастыря и видел через забор, как несколько дней подряд мо­лодой человек поздно вечером «ныряет» в подвал монастыря. Отец решил с ним познакомить­ся. В результате знакомства он выяснил, что молодой худож­ник – Леонид Носов – родом из деревни нашего района. В то время он обучался в Москве в художественном училище. При­ехал в Углич на этюды. До дома ему было возвращаться далеко, поэтому он решил остаться там, где и работал.

И.Н. Потехин пожалел моло­дого художника, привёл его к себе домой. Сказал жене: «Го­товь еды на тарелку больше». У Ивана Николаевича был хоро­ший сарай (бывшая каретная), переоборудованный под студию, поскольку он сам был педагогом- художником. Сарай был утеплён и хорошо приспособлен для ра­боты. Приведя Леонида Носова в «свою студию», Иван Потехин сказал: «Вот тебе стенка, вешай сюда свои этюды. Располагайся, можешь здесь и спать». Позже они много общались между со­бой, вместе ходили на этюды, обсуждали работы.

Портрет ветерана ВОВ К.И Канахистова кисти Л. НосоваНосов был высокого роста, атлетического телосложения. Во дворе дома Потехиных он легко подкидывал пудовые гири и ловил их одним пальцем, специ­ально демонстрируя свою силу перед своими новыми друзьями и восхищенной окрестной дет­ворой. Одет был он скромно, в гимнастерку и военные брюки.

Как-то раз он немного навеселе шёл по Пионерскому переулку и очень громко пел: «Ревела буря, гром гремел…». Своим пением он напугал Татьяну. Она перед самым его носом захлопнула дверь и закрыла ее на крючок. Носову пришлось отправиться прямо в студию «не евши». Иван Николаевич ждёт своего друга на ужин, не понимает, почему тот задерживается. Дочь созналась, что не пустила возбуждённого художника «навеселе» в дом. Отец её отругал: «Как тебе не стыдно, человек-то голодный!».

Был ещё один случай: своим громким голосом Носов напугал и внука Ивана Николаевича – Сашу. Тот спрятался под крова­тью и его никак не могли оттуда добыть. Носов старался как-то ситуацию исправить. Потехин взял балалайку и начал играть весёлую музыку. Ребёнок успо­коился и вылез. Они вместе стали плясать и громко прыгать, грохот стоял на весь дом. Представьте картину – двухметровый Леонид в кирзовых сапогах во всю мощь прыгает с маленьким мальчиком в старом доме с деревянными полами. Именно такую картину увидели сбежавшиеся на грохот со всего дома соседи. Так педагог Потехин разрядил обстановку и музыкой успокоил испугавшегося малыша.

Ещё одну интересную историю рассказала Татьяна Ивановна. К Носову приехали друзья – мо­сковские студенты-художники – и решили познакомиться с Рыбинском. Этим творческим натурам захотелось посмотреть Рыбинское море. Там они ис­купались, немного выпили. Им показалось мало. Они прямо в трусах пошли в магазин. Там их остановила милиция. Никаких документов при них не было. Их задержали. Они сказали, что «…их личности сможет под­твердить художник из Углича Потехин Иван Николаевич». Ивана Николаевича вызвали в нашу угличскую милицию. По телефону он подтвердил: «Это действительно группа молодых художников, не рассчитав своих возможностей, вела себя не очень пристойно, отпустите их, по­жалуйста. Это действительно московские художники». Их отпустили, прочитав лекцию, в каком виде не нужно выходить «в люди». Денег у этих отли­чившихся художников с собой уже не было. Иван Николаевич попросил стражей порядка поса­дить их на автобус, заплатить за них деньги. Обещал встретить их в Угличе и деньги за них вернуть. А жили в то время очень бедно. Жена Ивана Николаевича не работала. Они с мужем растили четверых детей. И лишней ко­пейки в доме никогда не было. Даже свои картины Потехин часто писал просто на фанерках от почтовых ящиков, на картон­ках и оборотных сторонах старых холстов…

Когда Ивана Николаевича не стало, Леонид Носов узнал об этом от художников, с которыми Потехин планировал организо­вать в Москве свою выставку, но не успел, приехал в Углич, чтобы проводить своего учителя и друга в последний путь.

Приятно отметить, что добрая традиция – помогать друг другу – в среде угличских художников закрепилась.

Подготовила Алла ЛЕНГВЕНС

«Угличанин» №13 (466) от 06.04.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить