На главную страницу



Владимир Иванович Телков, капитан 2-го ранга, службу нёс на Тихоокеанском и Северном флотах. Всегда был примером для подрастающего поколения110-я годовщина со дня образова­ния Подводных сил России в Угли­че, казалось бы далёком от морей и океанов, не прошла незамеченной. У нас живёт немало тех людей, кто посвятил значительную часть своей жизни службе Отечеству на подводных лодках: офицеры запа­са, матросы, а кому-то ещё только предстоит нести на подлодках нелёгкую службу. В числе тех, кто решил поделиться с нами своими воспоминаниями, капитан второго ранга Владимир Иванович Телков.

Я горжусь тем, что моя жизнь была связана со службой на атомных подводных лодках. В далёком 1962 году я работал слесарем на Угличском часовом заводе. И в том же году осуще­ствилась моя мечта – я стал кур­сантом Высшего Военно-мор­ского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского. В 1967 году, получив звание инженер-лейте­нанта флота, был направлен на Тихоокеанский флот. Три года на Камчатской военной флотилии и 19 лет – на Северном флоте. За эти годы многочисленные даль­ние походы, служба в штабе 1-ой флотилии атомных подводных лодок Северного флота.

Вспоминая свою молодость, спрашиваю себя, не жалею ли о выбранном пути? Нет, по­ступил правильно. Что запом­нилось больше всего в дальних походах? Это – плавание подо льдом в Гренландском море. Несмотря на то, что на лодке есть эхоледомер и торпеды для создания полыньи на случай аварийного всплытия лодки во льдах, становится неприятно, что над тобой лёд. Особо хочу поделиться чувствами, когда лодка всплывает, и в отсеки вры­вается чистый морской воздух, который пьянит. И, конечно, когда разрешён выход наверх в ограждение рубки и долго­жданная сигарета, кружится го­лова. После 90 суток подводного плавания словами не передать, что чувствует подводник. Особо вспоминаются периодически повторяющиеся возгорания электрооборудования. Почему пожары? А как им не быть, если конструктивно существуют все условия для их возникновения. В отсеках кабельные трассы различного напряжения и ча­стоты, электрощиты. И все это, когда высокая влажность от работающей паровой турби­ны, насосов питательной воды, паров турбинного масла и, ко­нечно, пресловутый водород из аккумуляторных ям. Бывало, увидишь, что электрики пошли по лодке с мегомметром. Это значит, что определив нуль со­противления изоляции, пошли искать, где это. Ждёшь, в каком отсеке может случиться вспыш­ка. Далее, если своевременно не нашли нуль, аварийная тревога, ликвидация возгорания.

На флотах была отработана серьёзная подготовка экипажей лодок. Это, конечно, обучение в учебных центрах, занятия по специальности, отработка экипажа и аварийных партий по борьбе за живучесть. Буду­чи командиром отсека, я часто обучал матросов действовать в сплошной темноте. Завязывали матросу полотенцем глаза, дела­ли ему два-три оборота и предлагали найти тот или иной клапан, машинки клапанов вентиляции и другое оборудование. Когда на нашей лодке был затоплен 9 отсек, получив приказание, пришлось нырнуть и на ощупь найти клапан осушки трюма, открыть его. Офицеры электро­механической службы были обязаны знать на память все системы лодки и, прежде всего, это погружения и всплытия, трюмно-балластную, воздуха высокого и среднего давления, общие корабельные системы. Ну и, конечно, уметь практиче­ски запустить любой механизм. Управляя ядерным реактором и всей главной энергетической установкой, я знал наизусть все инструкции. Этому способство­вала длительная учёба в составе экипажа в Учебном центре горо­да Обнинска.

Вы когда-либо видели слёзы моряков-подводников? Я видел, и не раз. Представьте, лодка на глубине 250 метров, идёт второй месяц автономного плавания, в кают-компании обед, и вдруг по радиотрансляции детский голос со словами «Мой любимый папочка! Поздравляю тебя …» Далее детские новости и т.д. Ока­зывается, наш замполит перед походом побывал в семьях и на магнитофон записал поздравле­ния семей по случаю Дня рожде­ния. На каждой лодке, экипаже свои традиции. Вспоминаю кон­курс на лучшую бороду. За время плавания отрастали отменные бороды, которые перед базой было приказано сбрить. А так хочется покрасоваться перед се­мьёй с бородой! Практически все офицеры собирали ежедневную положенную плитку шоколада и тарань за весь поход. Уже потом, дома, вручаешь сыну 75-90 штук шоколадок, глаза у него горят от радости.

В.И. Телков – выпускник Военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского.Особенно вспоминаешь о близ­ких, жене и детях. У жён экипа­жа была настоящая дружба, и особо она проявлялась во время длительного плавания экипажа. Помогали друг другу во всём. А как они в условиях секретности узнавали точное время прихода в базу лодки? Прорывая все кор­доны, стояли группой на берегу и ждали своих мужиков. Конечно, были и те, которые улетали на большую землю и приезжали перед возвращением лодки в базу.

Не обходилось и без трагедий. На моей памяти – это пожар в сентябре 1967 года, когда на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» слу­чился пожар в торпедном отсеке из-за возгорания паров масла системы гидравлики. Погибли 43 моряка. Сейчас они лежат в братской могиле на берегу реки Малая Лица, недалеко от города Заозерска Мурманской области. 7 апреля 1989 года катастрофа с ПЛА К-278 и гибель 42 моряков. Перед глазами командир экипа­жа, капитан 1-го ранга Женя Ва­нин. Я разговаривал с ним перед уходом в его последнее плавание. Он предчувствовал беду.

Хочу поделиться с угличанами, на мой взгляд, особенно неспра­ведливым явлением в нашей России. В феврале 2016 года ушёл из жизни вице-адмирал Е.Д. Чернов, Герой Советского Союза, бывший командующий 1-ой флотилией атомных подводных лодок Северного флота. И как наши СМИ откликнулись на это? Странная тишина. Но зато по нескольку раз сообщалось об артисте Николаеве, о смерти Крачковской и т.д.

Обратите внимание на то обсто­ятельство, что когда отмечается День ВМФ или день подводника, то милиция не переводится на усиленный режим службы, не отключаются фонтаны. Почему это? А потому, что моряки заслужили к себе уважение на­рода тяжёлой и очень опасной службой на кораблях и подводных лодках!

Мне посчастливилось служить в советском Военно-Морском Флоте, когда только в составе нашей 1-ой флотилии ПЛА были 54 подводные лодки. Ежедневно на боевой службе находилось до 5 лодок, в том числе в Средиземном море и Северо-Восточной Антлантике.

Всех причастных к подводно­му флоту, ветеранов и членов семей, я поздравляю с нашим праздником – Днём моряка- подводника. Как говорят, чтобы число погружений равнялось числу всплытий!

Владимир ТЕЛКОВ, капитан 2-го ранга

«Угличанин» №11 (464) от 23.03.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить