На главную страницу



Я тебе верюАбсолютную тёзку Натальи Николаевны Гончаровой с той, что из далёкой пушкинской эпохи, ровнят разве что необыкновенной выразительности глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении. Место жительства нашей сегодняшней героини – село Прилуки. А местом работы для неё была «Большая Волга» – хозяйство, которое она возглавляла почти 20 лет, причём в самые тяжёлые 90-е и двухтысячные годы.

РОДОМ ИЗ СССР

На то, что старшая дочка вы­брала себе профессию агронома, повлиял отец, который работал трактористом. Он с таким при­дыханием рассказывал о грамот­ном, серьёзном, приехавшем не отрабатывать положенные тогда три года, а работать, новом агро­номе, что это очень впечатлило Наталью. Жили они тогда в Лу­ганской области, неподалёку от сегодняшней границы Украины с Россией. И после окончания средней школы девушка отпра­вилась на учёбу в Пошехонский сельскохозяйственный техни­кум, где тогда обучались студен­ты со всего Советского Союза. Чтобы проконтролировать, как устроилась, приехали родители. Наталья думала, что погостят, а они всё посмотрели, успоко­ились, выгрузили из чемодана сало и отправились в обратный путь. Дома было хозяйство, да и работа, которую надолго не оставишь.

– Они нас так воспитали: без дела сидеть нельзя, – поясняет Наталья Николаевна.

В 1982 году «свежеиспечён­ный» агроном Н.Н. Гончарова приехала в один из самых от­далённых колхозов Угличского района – «Большую Волгу», с головой окунулась в работу, но и молодость взяла своё. Красивая, энергичная барышня вскоре встретила свою пару, вышла за­муж и погрузилась уже в семей­ные заботы, воспитание детей (родились погодки Катерина и Дмитрий).

СЕМЬЯ – «ПРОТИВ», КОЛХОЗ – «ЗА»

Ей было 30-ть, когда на общем собрании большинством голо­сов главного агронома Наталью Николаевну Гончарову избрали председателем колхоза. Муж и свекровь были категорически против. Да и она сама от этого известия в восторг не пришла, поскольку осознавала, какой на её плечи взваливали груз.

– Дайте ей время – привыкнет. Всё у неё получится, – сказал тогда на собрании начальник районного Управления сельско­го хозяйства О.Р. Вайнбергер, и словно в воду смотрел.

После трёх дней тяжких раз­думий решилась. И… понеслось. Годы это были 90-е – лихие. Всем было нелегко. Денег нет. Везде натуральный обмен. На сырзаводе за сданное моло­ко выдавали масло и сыр. На льнозаводе – постельное бельё. А впереди посевная, нужно го­рючее. Люди требуют зарплату, деньги нужны на элементарное: хлеб, лекарство, оплату электроэнергии…

Наталья крутится, как может. Она со всеми рядом. Если тере­бят лён, то помогает укладывать снопы, участвует в их разгрузке на Климатинском льнозаводе. Сама может подцепить трактор­ную тележку и подвезти туда, где надо, чтобы не было простоя. Если на ферме ломается навоз­ный транспортёр, и несколько дней не могут подвезти запчасти на его ремонт, то организует на­род на уборку навоза. При этом сама становится рядом и берёт лопату в руки. Никто не рас­ходится, торопея от того, чего раньше здесь не видели.

Она постепенно становится «своей». Конечно, недовольное шипение за спиной присутству­ет. Но это негодуют те, кого она чихвостит за пьянку и неради­вость. К тому же всем объясня­ется, на что тратится та или иная заработанная совместным тру­дом копейка. «Всё в дом», «всё во благо». Праздники проводятся всем коллективом, о лучших не забывают, чествуют. Присут­ствует и такая форма поощрения за труд, как подарки. Она знает, что, допустим, доярка, у которой пятеро детей, лишнюю копейку лучше потратит на ребёнка, а сама будет ходить в том, что было куплено сто лет назад. И ей дарится то, что подходит по раз­меру. Мудро! Хитро? Да! Хоть и «шито белыми нитками».

СТЕПЕНЬ ДОВЕРИЯ

– Прилуки стоят так, что здесь есть почему-то сильная аку­стика, – рассказывает Наталья. – Катерина маленькая у меня была, я могла выйти на улицу и крикнуть: «К-а-т-я…». И ре­бёнок бежал с любого конца, правда очень далеко она не уходила.

Двери же в доме Гончаровых, с тех пор, как Наталья стала председателем, не закрыва­лись. Причём приходили (да и сейчас продолжают) по самым житейским вопросам, больше с проблемами: кого-то в город захватить в больницу, кому-то усмирить подвыпившего мужа, посоветоваться, душу излить. А бывало, что и с чужими детьми она лежала в районной и област­ной больницах. Доверяли самое дорогое. Потому что видели – всё человек делает с открытой ду­шой. Даже свекровь, поначалу принявшая её в штыки, стала называть дочкой и прожила с ней до конца своих лет.

Свои дети повзрослели быстро. Рано стали помощниками. Катя помогала ухаживать за домаш­ней скотиной. В обязанности сына входило колоть дрова и приносить воду. Так совпало, что Наталья оказалась в При­луках именно в тот момент, когда после долгого забвения открыли церковь. Детей, а по­ том и внуков Никиту, Матвея и Злату, крестила там.

– Злата так улыбалась во время крещения, что даже батюшка удивился, обычно дети плачут. А тут, как солнышко светилась. Злата! – улыбается, вспоминая Наталья.

– Ой, да на нашу Наталью Ни­колаевну взвалили мы столько, что мужик не потянет, – искрен­не хвалит её Татьяна Горюнова, коренная жительница Прилук. – Вон, в Шишкино, чуть ли не каждый год в хозяйстве меня­лись руководители и в итоге всё развалили, а мы устояли и зем­лю не запустили – 1200 гектаров было в севообороте. Фермы от­ремонтировали, сенные сараи покрыли. Да много чего сейчас стоит, радует.

ПО ЗАСЛУГАМ

Первые годы она даже не ходила в отпуск. Боялась, что в её от­сутствие что-то пойдёт не так. А когда всё стало более-менее стабильно, даже поступила в Сельхозакадемию, которую успешно закончила и стала иметь уже другой статус – учё­ный-агроном. Из Министерства сельского хозяйства получила Грамоту за хорошую работу. А на 50-летии в свой адрес услы­шала столько добрых слов от своих односельчан, что дрогнула и расплакалась.

На другом юбилее – 70-летии Победы – слёзы на глазах были у всех односельчан, когда от­крывали новый памятник тем, кто ушёл на фронт из этих мест и не вернулся. Помогли спонсоры из «Просторстроя», когда увидели, как трепетно здесь относятся к памяти о своих земляках. 97 фамилий искали, опрашивали, дополняли список. Наталья Гончарова во всём этом, конечно же, принимала самое деятельное участие.

ПОЖИВЁМ – УВИДИМ

От дел в хозяйстве, когда оно стало частным, она сознательно отошла. Теперь в повестке дел иные заботы уже в «Простор­строе». Она, как и в прежние времена, встаёт чуть свет. И успевает очень многое.

– Ты хоть за меня мою работу не делай, – иной раз ворчит муж.

А ей всё в удовольствие, в радость, и этой своей безмерной энергией и позитивом она, ка­жется, готова делиться со всеми. Быть может, поэтому ей многое удаётся. Знаете, о чём сейчас она мечтает? О том, чтобы в Прилуки – глубинку Угличского района – пришёл газ и была проложена хорошая дорога. Кто-то говорит: «Утопия». А она, улыбаясь: «По­живём – увидим!».

Нина БЛОХИНА

Фото автора

«Угличанин» №9 (462) от 09.03.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить