На главную страницу



Лариса Тихонова возле дома, который они с мужем построили самиОднажды в редакции «Угличанина» раздался  телефонный звонок:

– Здравствуйте, у вас в прошлом номере опечатка: Зина Золотова не Александровна, а Алексеевна. Я с ней знакома была, да и с её родителями тоже…

Слово за слово разговорились мы с нашей внимательной читательницей, и я для себя сделала пометку в календаре,  что нужно обязательно встретиться и расспросить поподробнее. Как-никак в Угличе  улица названа  именем этой легендарной трактористки из 30-х.

ВСТРЕЧА

Грешным делом подумала, не случилось ли чего: всё утро Лариса Михайловна не снимала трубку и вот, наконец-то, услышала её бодрый звенящий голос.

– Дак я на лыжах ходила, три петелки делала до низинки, погода сегодня уж больно хорошая.

А человеку без малого 90!

Чуть позже я увидела эти «петелки» – хорошая трасса со спусками и подъёмами для спортсмена. Но лыжи у нашей героини были отнюдь не гоночные, а широкие, как у охотников.

– Муж из осины делал, – похвалилась она. – Роман рукодельный был. Бывало, раскроит, размочит в бане, носа выгнет… Многие ему тут заказывали. А еще он корзины плёл. Да много чего делал. Мы вместе почти полвека прожили. Двух лет не хватило до  золотой свадьбы.

Коренастая, шустренькая, быстро обила со своих  валенок снег, еще раз внимательным взглядом окинула гостей, пригласила в дом.

ДОМ ТИХОНОВЫХ

Жилых домов на всё Скоково – деревни, которая стоит неподалеку от старой Ростовской дороги – всего два. Остальные – дачные, которые заселяются только летом. У Тихоновых добротный пятистенок, украшенный, как и полагалось в этих местах, резными красивыми наличниками. В доме тепло и уютно. К хозяйке под ноги тут же бросаются две серые кошки. Это – часть ее «хозяйства», а еще есть коза Таня, собака Кнопа (соседи оставили, когда перебирались в город), пять курочек и петушок. Раньше была корова, но 14 лет назад продала. Тяжело стало содержать, договорилась – отвела в соседнюю деревню Судилово. Назад шла – всю дорогу плакала, жалела свою Малютку…

Этот дом Тихоновы построили сами в 1959-м. Молодой семье, в которой тогда подрастали три сына и дочка, стало тесно у свекрови и захотелось иметь свой угол. Оба работали в колхозе: муж – пастухом, жена – в полеводстве, в межсезонье – на свинарнике. Роман Николаевич, когда заканчивался выпас, шабашил по деревням: строил, ремонтировал, делал даже… гробы.

– А что тут такого? Дело житейское. Он никому не отказывал. Все делал на совесть,– говорит Лариса Михайловна. – В свой дом, когда переселялись, дочку Веру поставили на стол, как главное украшение, и она сделала свои первые шаги. Мише было тогда семь, Коле – шесть, Вите – четыре годика.

Примерно в таком возрасте она плясала русского перед бригадой трактористок Зины Золотовой«ЛЯЛЬКА, СПЛЯШИ НАМ РУССКОГО»

Встреча с Зиной Золотовой у нее произошла тогда, когда Лариса, как говорят, еще «под стол пешком ходила». С начала ХХ века семья жила за Ильинским в деревне Оксово.

– Четырёх девушек-трактористок прислали к нам на подмогу как в отстающую бригаду колхоза «Степан Разин». Поставили их на постой в наш дом, колхоз выделил продукты, и мама готовила для них еду. А нам, ребятишкам, естественно, было интересно, как это там девушки работают в поле и мы, насмотревшись,  говорили: «Я тоже буду».   Когда девчата отдыхали, мы подходили поближе, и они, почему-то именно мне, говорили: «Лялька, спляши нам русского!» Пляшу, а они хлопают. А потом подарили мне флакончик из-под духов и коробочку из-под пудры. Конечно, радовалась, игрушек-то не было. Работали они не как сейчас, а от зари и до зари. Вечером придут, умоются, перевденутся, поедят и на завалинке песни поют.  Люба Балакина, Шура Серебрякова, Зина Золотова, а четвертую я не помню. Мама старалась им приготовить  чего-нибудь повкуснее. Они и сами просили: «Тетя Вера, домашненького хочется».

Так случилось, что после Великой Отечественной, когда уже не было в живых отца Ларисы, её мама приняла решение продать дом и переехать в деревню Скоково в избушку поскромнее. Это, как оказалось, родина Зины Золотовой. И мама Зины, Вера Алексеевна, повзрослевшую «Ляльку» высмотрела уже в качестве невесты для своего сына Анатолия, который вот-вот должен был вернуться из армии. Молодые встретились, но… не сложилось.

СВОИ ПРИВЫЧКИ

Войдя в дом, Лариса Михайловна тут же скинула уличные валенки и обула другие – беленькие, не забыв похвалиться, что ей их подшил старший сын Михаил. Всех детей они с мужем с детства приучали к труду. Просто так они не сидели, обязательно надо было что-то делать, мастерить, за скотиной ухаживать, воду таскать, да мало ли что еще предусматривает деревенский быт. Вот и мама по старой привычке встаёт в пять утра, топит русскую печку, готовит нехитрую еду.

Спрашиваю:

– Хватает ли пенсии?

– Да, – отвечает.– На что больно тратить-то? Все есть. В магазин хожу только за хлебом да за вкусненьким. Остальное всё своё.

Кстати, летом в магазин она ездит на велосипеде. Уже лет 20 на одном и том же. Дети предлагали сменить, а потом купили и привезли новый. Но она верна «старому коню». Говорит, что «этот» больно «навороченный» и потому стоит в чулане.

Ей почти девяносто, а она каждый день на лыжахСидим, беседуем, а она все посматривает в окно. Ждёт почтальона с пенсией. Удобный повод поинтересоваться, что на этот год выписала. Выясняется, газету «Здоровье».

– Как соседка, – словно оправдывается она. – Чтобы почтальона лишний раз не гонять с другими. Да, признаться, не моя газета. Там все про болезни, да как лечиться. Сразу у себя начинаешь всё выискивать. А я даже таблеток дома не держу.

– А по телевизору что смотрите?

– «Давай поженимся» – любимая передача…

ИСТОРИИ К ЧАЮ

Чаю, как и полагается радушной хозяйке, она тоже предложила. И тут не обошлось без историй. С кухни был принесён (для показа) коричневый заварочный чайник – подарок отцу, когда тот работал на Путиловском заводе – крупнейшем артиллерийском заводе страны, от Сергея Мироновича Кирова. А следом  с крючочка сняты две маленькие кружечки, из которых пили молоко от бабушкиной коровы два внука Серёжа и Василий. Им уже за тридцать, а она хранит.

– У Василька недавно родились две дочки-двойняшки. Одну из них тоже назвали Лариса, говорят, в честь бабушки,  – рассказывает Лариса Михайловна. –  Летом привезут из Углича, будем козьим молоком отпаивать.

Всего же у неё 9 внуков, 6 правнуков и 1 праправнук.

Как и было запланировано, перед отъездом мы пошли к дому Зины Золотовой. Он стоял красивый, но не жилой. Сделав снимки, обернулась к моей собеседнице и увидела то, что не заметила сразу: на старых яблонях возле дома Тихоновых висели новые скворечники. Почему-то подумалось, что его-то уж точно никогда не покинут «птенцы».

Нина БЛОХИНА Фото автора

«Угличанин» №5 (408) от 18.02.2015 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить