На главную страницу



Самое-самое НАШЕВспомним, что Россия имеет всего три признанных тютчевских места – брянский Овстуг, подмосковное Мураново и наше Знаменское. Почему наше? Потому что во всей Ярославии (как и во всех иных областях России) тютчевских мест больше нет. А вот для угличан и мышкинцев это уж как раз самое-самое НАШЕ, ведь село Знаменское долгое время было в составе Мышкинского уезда и сейчас находится в угличских административных пределах.

Если говорить о нас, мышкинцах, то мы много занимались этим прекрасным местом. Привлекали туда учёных, писателей, кинематографистов, художников, очень желая повысить известность неправедно забытого Заменского. Например, художникам мы там обеспечивали по целой неделе творческого пребывания, беря на себя транспорт и питание. Привозили мы туда и сотрудников брянского телевидения, брянских журналистов, краеведов, музейщиков. И, конечно, возили туда многих потомков великого поэта. (Справедливости ради скажем, что и угличане не сидели сложа руки, пытаясь на разных уровнях донести информацию о том, что великий русский поэт корни имеет из наших мест. И здесь всё ещё дышит этой историей, которую надо сохранять!Прим. ред.)

Помочь этому драгоценному месту мы пытались разными способами, в том числе и ремонтом кровли чудом уцелевшего тютчевского дома. (Даже когда на его крышу ураганом обрушило целое дерево, мы смогли его убрать и вновь подправить кровлю уникального дома.)

В Знаменском – родовом имении Тютчевых – разрушаются и храм, и домСейчас, по прошествии лет почти безответной заботы об этом месте, мы невольно говорим себе, что всё это делалось, кажется, по явной глупости, не беря в рассуждение того, что работаем не в своём муниципальном районе, а в ином муниципальном образовании… Но тут же отвечаем себе: «Да не по глупости, а по любви к Тютчеву. К его творчеству и к его славе. К всероссийской и всемирной славе этого творца и философа, как немногие проникшего в глубины русской национальной души».

Увы, наши попытки были слишком мало поддержаны соседями-угличанами. И Знаменское осталось невостребованным центром силы и столь же невостребованным средством продвижения территории. Неразбуженным, вековечноспящим местом. Хуже того, в Ярославской области находились люди, недоумённо спрашивающие нас: «Для чего вы стараетесь? Ведь Фёдор Тютчев был в Знаменском всего два раза!» Ой, от таких непроходимо глупых слов впору заплакать. Или вспомнить тютчевские слова: «Увы, что нашему незнанью…»

Да, незнанью! Незнанью о том, что, например, в подмосковном Муранове он не был ни разу, а тютчевский музей там создан! Незнанью о том, что в Овстуге в тютчевской усадьбе почти всё новодельное. От господского дома до церкви всё совсем недавнее, а музей там сделали всемирно известный! А в Знаменском живы подлинные дом, храм, часть парка, помнящие Тютчева, который их знал и видел.

Мемориальная ценность, не сравнимая ни с Овстугом, ни с Мурановым! Есть ли где-то в России ещё что-то подобное? Нет и быть не может! В Знаменском всё подлинно. Вплоть до ландшафта. А ландшафт прекрасен! Это лучшее и единственное место на реке Кадке, обладающее яркой поэтичностью и силой лирического. Ещё здесь, в Знаменском, живы и актуальны и дом, и парк, и всё прибрежье – волшебный «туман» преданий о тютчевском прошлом.

И ещё здесь целый некрополь Тютчевых, в том числе погребения его дедушки Николая Андреевича и бабушки Пелагеи Денисьевны, и его племянника – замечательного земского деятеля и просветителя А.А. Тютчева. На этой земле всё удивительно единственно и удивительно мемориально. Бесценно! Но… не востребовано.

Новое тютчевское издание книги «Здесь былое чудно светит…», недавно выполненное в Брянске, содержит немало глубоких мыслей. Вот, пожалуй, главная из них: «Ни один россиянин не минует Тютчева». А вот угличская власть многие десятилетия минует, в упор не видя драгоценное, но умирающее Знаменское.

И сознавая это, недоумённо спрашиваешь себя: «А что – Ярославии не нужен ещё один всемирно известный литературный и туристический центр? Кроме некрасовской Карабихи, им более ничего иметь нежелательно?» Видимо, так…

Владимир ГРЕЧУХИН

Две силы есть – две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой.

От колыбели дней и до могилы, –

Одна есть Смерть, другая – Суд людской.

«Угличанин» №43 (598) от 31.10.2018 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить