На главную страницу



Саймон МЮРРЕЙ: Заозерье – место, где живут традицииВозвышенная нота – Заозерье, оно было единственным местом во всём туре, где мы увидели реальные попытки сохранить осязаемое и неосязаемое наследство. Мы ехали в Заозерье из Калязина по дороге, ставшей непроходимой из-за недавнего дождя, поэтому нам пришлось сделать большой объезд. Сделав петлю в сторону к Угличу, мы вынуждены были ползти по дороге в рытвинах, напоминавшей лунный пейзаж. Бедный Алексей, наш водитель, переживал за свою машину, которая прибыла в село с оторванным брызговиком и с чем-то свисающим снизу. Конечно, жители вынуждены жаловаться на бедную инфраструктуру и на слабое изменение в возрождении экономики. Нас встретили Алексей Суслов, редактор историко-культурного журнала, издающегося в Угличе, и Алёна – учитель местной школы.

100 лет назад в Заозерье проживало 6000 жителей, и даже в советский период оно было процветающим. Сейчас плохие дороги и отсутствие работы привели к уменьшению этого числа до 300. В селе есть три примечательные вещи. Первая – это деревянные дома. В Заозерье есть несколько неплохих деревянных домов, некоторые заброшенные, в то время как другие бездушно реконструируются. Само по себе это непримечательное явление, потому что такая история повторяется по всей России. Примечательно то, что Алёна борется за сохранение подлинности облика деревянных домов.

Алёна Петухова борется за сохранение подлинности облика деревянных домовОна в процессе покупки одного из них, который будет использовать в качестве хостела в надежде привлечь людей приезжать в село, и признаёт, что ужасная дорога – это серьёзная проблема. В позитивном ключе она говорила, что некоторые люди, коренные заозерцы, сейчас живущие в Москве, не покидают своих домов и используют их как дачи. Алёна планирует сделать небольшой ремонт дома и сохранить его облик, оставив патину и признаки своего времени. Кроме этого, она решила использовать печи, которые остались в доме, для его обогрева. Не так часто можно услышать такое. И, говоря с местными жителями, пытается убедить их использовать не пластиковую облицовку, а древесину. России нужны такие герои, как Алёна.

Неотреставрированный купол церкви Казанской иконы Божией МатериСледующая примечательная вещь в Заозерье – церковь. Старые фотографии Казанского храма показывают, как он был разрушен и, безусловно, требовал ремонта. В настоящее время реконструируется алтарная часть, в которой можно увидеть чистые белые стены, кафельный пол с подогревом. Архитектурное пространство похоже на то, что было раньше, но на самом деле это совершенно новый интерьер.

Совсем иначе дело обстоит в массивном куполообразном пространстве невосстановленной основной части церкви, будто входишь в другой мир. Это место, которое осталось бы «как есть» в Италии, с его неудачной штукатуркой и остатками настенных росписей, в России может быть истолковано как неисполнение, как халатное отношение к своему наследству.

Думаю, что это помещение будет отремонтировано, как маленький алтарь по соседству.

Об этом сложно судить, ведь после десятилетий злоупотребления и запрета религии в советский период село осталось с храмом, функционирующим зданием, поэтому оно требует восстановления и использования в качестве места поклонения, то есть как здания для этих целей. Явно невозможно просто сохранить «тихий упадок», который так моден в Великобритании и большей части Европы, особенно это касается зданий, которые не требуют грандиозной работы. Возможно, это просто подход к зданиям, нуждающимся в ремонте. И всё же нет попыток сохранить настоящий материал, и в результате бетон и пластик попадает в каждую реставрацию. Это бьёт по материальным свидетельствам истории и служит плохим примером практики их сохранения. Православная церковь могла бы сделать многое, указав правильный путь.

Гостеприимство на протяжении всей поездки в Заозерье и Углич было замечательным. Уху в семье Антипаевых мы ели расписными ложкамиТретье, что привлекло, – сохранение семейного уклада. Нас отвезли в дом Сергея и Надежды Антипаевых на ужин. Угощение было организовано на берегу реки с видом на крыши деревянных домов и церковь. Низкий стол был установлен под ивой. Большой котёл с ухой кипел на костре, рядом с ним стоял самовар. Мы сели за стол и ели традиционными расписными ложками.

Нас кусали комары, но воздух был прозрачным. Мы вымыли руки в ведре с водой, взятой из реки. После супа и блинов Сергей сварил яйца старинным русским способом – на крышке самовара.

Спустя несколько тостов, через час или около того, мы все встали из-за стола, чтобы попробовать себя в косьбе и полюбоваться баней Сергея и Надежды, на полу которой была шкура медведя, убитого на охоте. Сергей сам его не убивал, но, потревожив медведя, чуть было не погиб, если бы не выстрел его товарища.

Гостеприимство на протяжении всей нашей поездки было замечательным. В Заозерье оно выглядело как живая традиция, заслуживающая сохранения.

Конечно, ирония заключается в том, что если бы дороги были улучшены, большая часть этого скорее всего, исчезла бы.

(Из доклада на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме 18 ноября 2017 года. Перевод Алёны Петуховой)

«Угличанин» №47 (551) от 29.11.2017 года

Комментарии   

 
0 #1 Юрий Худенцов 06.12.2017 23:02
Замечательно, что стали восстанавливать храм.Надо уберечь размещённое на фото здание, в котором в последнее время размещалась колхозная контора.Красиве йшее здание, а руководство колхоза не удосужилось даже его вовремя покрасить! В 1942 году в Заозерье был организован детский дом № 164, в который свезли детей-сирот из оккупированных областей. Детский дом был расформирован в 1966 году, но летом 1973 года воспитанники детдома приехали в Заозерье на встречу. Они с благодарностью отзывались о сотрудниках детдома и местных жителях. К сожалению о детском доме № 164 и его воспитанниках в истории Заозерья почти ничего нет. Очень сильный был педагогический персонал в Заозерской средней школе им. М.Е.Салтыкова-Щ едрина.Талантли вые учителя-математ ики Барцевы Всеволод Васильевич и Екатерина Ивановна. Географию и историю - Торопов Юрий Гаврилович, а русский - Измайлова Мария Ивановна и Волынкина.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить