На главную страницу



Концерт среди старых портретовБогоявленский собор кремля с 1980-х известен как почтенная городская картинная галерея, представляющая драгоценную часть угличского культурного наследия – портреты из художественной коллекции музея. В мае юбилейного года экспозиция галереи была обновлена: изменились сама сумма предметов и интерпретация этой суммы. Собрание городских лиц стало более полным (теперь оно занимает весь зал) – и это вполне принципиально.

Угличский музей был создан инициативой и настойчивостью горожан, их «изумительным вещелюбием», о котором писали знатоки местной старины. Вместе с «любимыми вещами» в стенах музея с самого открытия стало собираться и это замечательное сообщество. Портреты приходили сюда разными путями, одни связаны со старыми городскими семьями и имеют собственную биографию, некоторые принадлежат кисти признанного классика провинциальной живописи Ивана Тарханова, другие остаются «портретами неизвестных». Некоторые изображённые персоны значимы для официальной истории места с его выборными должностями, Думой, магистратом, мундирами и статусными саблями, другие являют зрителю праздничные стороны частной жизни, они стали свидетельством благополучия семьи, благословенного супружества, радостей родительского чадолюбия…

Неизвестный художник. Портрет Анны Дорофеевой. 1830-е гг.Сравнительно недавно началось осмысление и изучение самобытной историко-культурной составляющей отечественного прошлого – жизни города. Её, эту жизнь, в нашем сознании то и дело заслоняют архаичные прелести народной традиции, местами языческой и преимущественно крестьянской. От неё уводят ностальгические красоты дворянского быта, искушённо-художественного, литературного, усадебного. Вот и остаётся рядовой город где-то посредине – уже не одно и никогда не второе. Ещё бы – твёрдая почва народной культуры ушла из-под ног, небо столичного процветания недостижимо. Мещане, одним словом. Обыватели. Слышите эту чуть не ругательную интонацию?

Но присмотримся к этим старым ярлыкам. Что откроется за ними – тепло домов, неустанное строительство своего небольшого частного счастья, а то и разрушительные страсти? Ряд спокойных лиц, белые платки в женских руках (чтобы, если что, поднять к лицу, укрыться от проницательного чужого взгляда), тяжёлые ряды жемчуга.

Итак, городские головы и отцы семейств, красавцы и меланхолики, щеголихи и добрые матери, темноглазая девочка с розой… Среди портретов «старых мастеров» XVIII-XIX веков есть целые галереи: шесть холстов из дома Кочурихиных (они представляют четыре поколения рода), ещё семь – два поколения Суриных в разные годы, супруги Дорофеевы с дочерью. Это настоящая редкость и ценность. Портреты Кочурихиных, которые открывают новую экспозицию, прямо-таки сага о Семье. Самый старый портрет представляет «записного раскольника» с пергаментным свитком в руках, дальше его сын (с письмом о вере), отрекшийся от раскола и его непримиримых ветвей-«согласий». И внук, который торгует холстом, служит гласным в Думе, пишет бесконечные дневники, он и тут с листком письма. Следом рыжеватый правнук (тоже с конвертом) – респектабельный купец третьей гильдии. Женщины – Фёкла и её невестка Рипсимия – нарядные, собиравшиеся в портрет, как в дальнюю дорогу во времени…

В центре зала, на щите, три «фамилии». Пивоваровы, питерские угличане, Василий Андреевич – крупный коллекционер книг и всякого рода «древностей», заложивший основу отдела редких книг библиотеки Петербургского университета. Дорофеевы с дочерью Анной, в замужестве Выжиловой. Их потомки и сейчас живут в городе, как, впрочем, прапраправнуки Суриных, Кочурихиных, да и других семей тоже. Башиловы – он нотариус, она богатая домовладелица, неизменно нарядная на холсте и на старых фотографиях. Но времена изменились, ей жизнь доживать старухой Башилихой, не так уж далеко от своего прежнего дома на Московской улице. Только дама с портрета этого пока не знает.

Портретная линия продолжена в беспокойный двадцатый век. Здесь соседствуют работы угличанина А.К. Гусева, художника, поэта, музееведа, и академика живописи П.Д. Бучкина, питерца, тесно связанного с Угличем, где прошло его детство. Рядом работы москвичей Леонида Носова и Алексея Жабского. А.А. Жабский (1933-2008), заслуженный художник России, активный участник художественной жизни страны во второй половине XX века, наверное, ещё и второй после И.В. Тарханова (1770-1848) портретист Углича. Им написаны десятки изображений горожан, и часть этого бесценного наследия передана вдовой художника в дар музею. Хорошо, что они нашли место в новой экспозиции, перед глазами современников.

Мы часто слышим от посетителей музея, что это собрание портретов – большая и подлинная ценность, что оно могло бы стать (как бы обойти слово «бренд»?) знаком Углича, принести ему новую известность, открыть новой гранью. Конечно, всё так, но это должно быть и открытие чего-то важного самим горожанам. Мы уже рассказываем детям и взрослым старые портретные истории, стараемся сделать это интересно и бережно (ведь так легко впасть в расхожий анекдотизм, а он всё обесценит и обесцветит).

Органичным и ярким дополнением к картинам стали предметы из домов «вещелюбивых» угличан – фарфор и стекло, платья, часы, курительные трубки.

Здесь ещё есть, над чем подумать, в этой интриге с лицами, именами и вещами, которую мы так и назвали: «Посадские – обыватели – горожане».

Светлана КИСТЕНЁВА, научный сотрудник музея

«Угличанин» №34 (538) от 30.08.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить