На главную страницу



Саймон Мюррей: О наследии как о всеобщем достоянииДиректор международного Национального фонда (National Trust) Саймон Мюррей приехал в Россию не из праздного любопытства, а по специальному приглашению Министерства культуры РФ. Самая важная задача госпо­дина Мюррея – распространение богатого опыта National Trust в области сохранения культурного наследия на другие рынки в других странах. Он мог бы выбрать для командировки и другую страну, но Саймон Мюррей выбрал Россию. В течение четырёх недель специалист по наследию ездит по нашим малым городам, сёлам, деревням и знакомится с историей русской усадьбы. Ему нужно понять, что это такое для России, почему у русской усадьбы такая трагичная судьба. То, что господин Мюррей в рамках своей крайне насыщенной деловой поездки посетил село Заозерье и Углич, – большая удача для нас. Его экспертный опыт и рекомендации, имея желание спасать наши уникальные памятники культуры, мы обязательно сможем использовать.

ИЗ БРИТАНСКОГО ОПЫТА

Наша встреча с Саймоном Мюрреем, его супругой Джоэ и сопровождающей их в поездке Ириной Карабановой, руководи­телем проекта Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры РФ, состоялась на центральной площади села Заозерье, у прекрасного Казанского храма. Заозерские краеведы принимали гостей из Великобритании радушно. Учитель английского Алёна Петухова знакомила с историей села на родном им языке, а учитель истории Татьяна Волко­ва потчевала в администрации блинами с творогом и чаем с травами. За чашкой чая господин Мюррей сразу покорил нас тем, что в разговоре упомянул, что их фонд владеет в Ливерпуле домами Джона Леннона и Пола Маккартни. Директор международного Национального фонда посетил село Заозерье по рекомендации Министерства культуры РФМы сразу прониклись ещё большим уважением к National Trust и его деятельности. В Ли­верпуле весь туризм держится на истории великолепной четверки «Битлз», и дома, где в детстве жили легенды рок-музыки, пользуются большой популярностью – многие туристы хотят их посетить. Такого рода музеи важны, пояснил нам Саймон Мюррей, поскольку 150 лет назад Нацио­нальный фонд образовался как организа­ция, занимающаяся спасением наследия аристократических семей, а дома «Битлз» – это уже рядовая архитектура для рабоче­го класса. Это говорит о том, что фонд стал ближе к народу и сохраняет то, что было присуще для обычных людей.

Саймон Мюррей объяснил, что Нацио­нальный фонд – это негосударственная и некоммерческая организация. Финансы, которыми они владеют на данный момент, – это средства, которые они получают от членов этой организации, пожертвования, люди оставляют в наследство свои активы. Поэтому National Trust в принципе не может быть спонсором восстановления какого-либо объекта в России. Цель его изучения нашего усадебного наследия – помочь найти правильные методы, раз­работать стратегию воссоздания русской усадьбы с использованием очень успеш­ного зарубежного опыта, в данном случае – британского.

Как специалист по наследию относится к популярному в России сайдингу, написано на его лицеЗАОЗЕРЬЕ ПРЕКРАСНО, НО САЙДИНГ ЕМУ НЕ К ЛИЦУ

От реалий сохранения английского на­следия мы быстро перешли на наше, российское.

Впечатления от России после первой недели поездки у Саймона Мюррея очень смешанные, есть наследие, которое сейчас содержится не в очень хороших условиях. Необходимо многое менять. И очень важ­но, чтобы люди стремились восстановить своё культурное наследие и чтобы это шло от сердца. Нужно донести, что все памят­ники архитектуры не только для туристов и туризма, а ещё и для людей, которые живут в этом месте. Главное, чтобы они это понимали.

Об этом мы говорили, пока показывали гостю некогда крупнейшее богатое село Заозерье. На рубеже XIX-XX веков в нём было 440 дворов, 16 улиц, около 2500 жи­телей. Каменных и деревянных двухэтаж­ных купеческих домов в Заозерье было не менее сорока, некоторые сохранились и до наших дней. Саймон Мюррей с большим интересом знакомился с памятниками ку­печеской застройки села, задавал вопросы Алёне, что-то записывал. Он посетил дом купца Чекунова, где находится сейчас детский сад, здание бывшей Земской управы, где в наше время расположился очень интересный краеведческий музей. Зашёл он и в очень красивый деревянный дом с наличниками купчихи Рослевой, где находится колхозная контора. От этого дома была в восторге его супруга, и они даже пошутили, что надо бы этот дом приобрести. Было видно, что британско­му специалисту нравится всё исконное, настоящее, проверенное временем, эсте­тически прекрасное. При виде старых добротных бревенчатых домов, обшитых сайдингом, Саймон буквально морщил­ся – такое современное варварство ему, защищающему наследие старой доброй Англии, было не понять, и оно его всерьёз расстраивало. Но общее впечатление от Заозерья, его истории, памятников ар­хитектуры всё же было положительным.

– Заозерье замечательное, уютное, с ми­лым детским садом и прекрасным храмом, – делился с нами господин Мюррей. – Наш фонд в Англии и других странах пы­тается сделать так, чтобы оставались ста­рые материалы, дерево, чтобы строились новые здания, но сохранялись те, которые есть, и внутри, и снаружи: и вышивка, и ткани, и дерево, в том числе наличники. Те здания, что стоят с пластиковыми окнами и забором из современных материалов, явно не вписываются в общий колорит села. Надо сообщить хозяевам, что нужно что-то менять. А ещё очень важно возро­дить то ремесло, которым славилось место. Если Заозерье было известно кузнечным промыслом, то про это нельзя забывать. Успех будет заключаться в том, если и власть, и жители этого замечательного места будут хотеть создать единый облик родной стороны.

Саймон Мюррей считает, что нужно дорожить наследием предковИДЕИ ДЛЯ ДОКЛАДА НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ

У Ирина Карабановой мы поинтересо­вались, почему Министерство культуры включило Заозерье в список мест, посе­щаемых господином Мюрреем.

– Когда мы составляли программу ви­зита Саймона, – ответила она, – то хотели показать как успешные объекты, так и менее успешные, поэтому мы включали то, что может быть интересно. Сами по­нимаете, здесь, в Заозерье, огромный по­тенциал развития, тут есть что развивать, есть люди, как Алёна Петухова, которые душой болеют за это дело, что немало­важно. Такие люди – основа, движущая сила того, что хочет сделать и предложить Саймон. Он считает, что только с таким сердцем люди могут добиться чего-то. Если их будет больше, то и наследию лучше, и населённому пункту. Это при влечёт инвестиции, а значит, улучшится инфраструктура, появятся новые рабочие места для местных жителей, и они смогут проводить свой досуг, наслаждаясь тем прекраснейшим культурным наследием, которое у них есть в их же селе. ­

Министерство культуры, составляя про­грамму его пребывания, хотело показать серьёзному эксперту как можно больше, но, естественно, что всё объять невозмож­но. По итогам этого визита Саймон Мюр­рей не только поделится своими выводами с заместителем министра культуры Оле­гом Рыжковым, но и подготовит доклад, с которым выступит на международном культурном форуме в ноябре этого года в Санкт-Петербурге.

– Доклад Саймона, – пояснила Ирина Карабанова, – будет представлять собой не только презентацию его мыслей и идей, это будет ряд мероприятий, созданных для общения. Запланирован «круглый стол» с владельцами и потенциальными владельцами усадеб, где Саймон Мюррей будет на основе увиденного говорить о впечатлениях, делиться мыслями. Это непосредственное общение с людьми за­интересованными, мы думаем, вызовет интерес к русской усадьбе в принципе. И другие люди, у которых есть достаточные финансовые средства, поймут, что воз­рождение русской усадьбы – это не только инвестиции для того, чтобы потом пригла­шать туристов отдыхать, а это инвестиции в нашу историю, в наше будущее.

Сергей Антипаев, коренной заозерец, обучает гостя из Англии обращению с русской косойКОСИЛ ТРАВУ И ПРОБОВАЛ МЕДОВУХУ

В Заозерье господин Мюррей ещё не думал о будущем докладе, а знакомился с селом, узнавал многое из жизни россий­ской глубинки, радовался гостеприимству заозерцев. После медовухи вместо апери­тива перед обедом, вкусной традиционной ухи с дымком, приготовленной радушным хозяином Сергеем Антипаевым, рюмоч­ки-другой русского не самого слабого напитка англичанин не захотел отдохнуть, а решил поучиться традиционной русской косьбе. Сергей Антипаев успешно про­вёл мастер-класс, демонстрируя приёмы обращения с косой и объясняя знаками, что и как делать, чтобы покосить траву правильно. И надо отметить, что Саймон быстро освоил урок и вполне успешно прокосил дорожку в разнотравном уса­дебном лугу. А потом и научился точить косу – традиционное изделие славных заозерских кузнецов, продававших свой товар везде и всюду. Сейчас же только три Кузнечные улицы напоминают о некогда успешном кустарном промысле села.

После познавательного и разносторон­него знакомства с Заозерьем очарованные его истинными патриотами гости отправи­лись в наш древний Углич. Вечером они смогли лишь погулять по кремлю, коротко узнать об истории города. Но длинный день на этом не закончился – в Музее городского быта англичан ждала развле­кательно-познавательная программа с исполнением русских романсов, сценок из купеческого быта, цыганских танцев… Хранитель английского наследия и его супруга были в восторге и даже сами не устояли, пустившись в пляс с артистами «цыганского» табора.

Глава района Анатолий Курицин радушно встретил гостей из ВеликобританииО ПОТЕНЦИАЛЕ УГЛИЧА – С ГЛАВОЙ РАЙОНА

Утро следующего дня пребывания Саймо­на Мюррея в Угличе началось со встречи с главой района Анатолием Курициным, который радушно встретил гостей. Между ними состоялась интересная беседа о наследии Углича, его туристическом по­тенциале. Специалист по наследию по­делился своим впечатлением от Углича:

– Я был в Угличе один вечер и утро, но очевидно, что это прекрасный город на Волге с множеством красивых истори­ческих зданий и храмов, и это основная причина, чтобы горожане гордились им. Туризм – это не единственная предпосыл­ка сохранения культурно-исторического облика города. Частные домовладельцы должны сохранять и восстанавливать свои здания. И когда всеобщими усилиями горожан и местных властей культурное наследие будет оберегаться и сохраняться, тогда это будет на благо города, и в конеч­ном счёте выиграют все.

Саймон Мюррей успел познакомиться и с нашими важными объектами культур­ного наследия. Он тщательно осмотрел и саму администрацию (дом Евреиновых), и дом Меховых, и усадьбу Зиминых, и дом академика Опарина. Два последних памятника будут реставрироваться Агент­ством по управлению и использованию памятников истории и культуры Мини­стерства культуры РФ. Английского спе­циалиста не смутило состояние домов – при квалифицированной настоящей ре­ставрации восстановить можно всё. Его снова расстроило то обстоятельство, что на той же улице Опарина общий архитектур­ный ландшафт нарушен: фасады многих старых домов обезображены облицовоч­ными панелями, обнесены безвкусными металлическими заборами.

– Почему у вас нет городского архитек­тора-дизайнера? – с сожалением спросил Саймон Мюррей. – Именно такой специ­алист должен следить за общим обликом города, регламентировать владельцам домов, что нельзя делать со старыми до­мами. Наследие – это не только большие дворцы, наследие – это также и церкви, и маленькие деревянные дома. Они все включают в себя это понятие. Большим достижением в деле реставрации будет сохранение старых оригинальных мате­риалов. Не нужно заменять их на новые, нужно сохранять старые, чтобы удержать исконное очарование зданий. И почти всегда старые материалы выигрышнее, и их лучше восстанавливать, чем заменять, да они и дешевле.

Вот что осталось от некогда шикарного Супоневского дворцаРАЗМЫШЛЕНИЯ НА РАЗВАЛИНАХ ДВОРЦА

Последним объектом, который дирек­тор Национального фонда посмотрел в Угличе, был Супоневский дворец. Вни­мательно изучив его плачевное состояние, Саймон пришёл к выводу, что руины не нужно восстанавливать, а нужно закон­сервировать. Первым делом необходимо вырубить деревья, многие годы разруша­ющие памятник, привести вокруг всё в порядок и постоянно следить за тем, чтобы растительность не вырастала вновь. По мнению Мюррея, туристический поток трудно направить в левобережную часть Углича, и нет практического смысла вос­станавливать дворец. Руины тоже при­влекут внимание любопытного туриста, желающего посмотреть больше, чем обычно показывают туристам в Угличе.

В заключительной ремарке, уже про­щаясь, Саймон Мюррей ещё раз повторил очень важную мысль:

– Размышление о культурном наследии необходимо для всех. Маленькие города и деревни так же важны для русской истории, как и большие дворцы. И когда люди начнут думать о наследии как о все­общем достоянии, а не только отдельных царей или аристократии, тогда они начнут поддерживать сохранение культурного наследия в малых городах и сёлах.

Будем надеяться, что осознание важ­ности сохранения наследия со временем придёт, люди научатся ценить его и бе­речь, будут прислушиваться к советам тех, кто хочет нам помочь сохранить своё прошлое ради будущего.

Алексей СУСЛОВ

Фото автора и Софии СОЛНЦЕВОЙ

Алёна ПЕТУХОВА, депутат Муниципального Совета Ильинского сельского поселения:

– Саймон Мюррей донёс очень важную мысль, что мотивация – главный двигатель прогресса. Большое заблуждение, что сохранение наследия зависит только от финансирования. Якобы нужны большие деньги, чтобы восстановить здание в его прежнем состоянии. Конечно, это так. Но разве мы настолько слабы, что сами не можем поспособствовать сохранению памятников архитектуры? Например, сохранять наличники, вместо металлического забора поставить деревянный, отремонтировать крышу, которая бы не сверкала на солнце и не привлекала бы внимание к своим недостаткам.

Как говорил Саймон: «Кому как не местным жителям больше всего нужно, чтобы постройки в селе сохраняли свой прежний вид?»

«Угличанин» №26 (530) от 05.07.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить