На главную страницу



Там, где Пушкин – ангел-хранительКогда ты едешь в Пушкиногорье, то уже в автобусе пони­маешь, что ты направляешься волею счастливого случая не просто в гости к великому поэту Александру Пушкину, а мчишь на всех порах в заповедное царство, как в сказке «Руслан и Людмила», в котором Пушкин – Божество, икона, любимый святой. Портрет Александра Сергеевича кисти Кипренского прикреплён у нашего шофёра на стекле выше Николая-Угодника. Наверное, именно Пушкин в этих свя­тых для каждого русского человека местах главный ангел-хранитель, который не только даёт работу, но и делает тебя, обычного водителя, сопричастным к вершинам рус­ской и мировой культуры. А что уж говорить о сотрудниках музея-заповедника «Михайловское», которые в буквальном смысле слова боготворят поэта, дышат его кристальной поэзией, смешанной с морозным звонким воздухом Пушкино­горья. Нам, участникам «Куракинских чтений», этой зимой повезло – мы окунулись в удивительную атмосферу чудесного места, ощутили его несомненную мощь. Там до сих пор при­сутствие «и Божества, и вдохновения…», до сих пор витает незримый Дух Гения.

«Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы Небо мог.

Господский дом, уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою; вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые.

Мелькали сёла здесь и там,

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых Дриад».

Во время выездной конференции московского Дома национальностей в Пушкиногорье шёл заинтересованный разговор с историком Сергеем ШокаревымЭтими гениально-ёмкими стро­ками из поэмы «Евгений Оне­гин» Александр Пушкин на века прославил своё родовое имение Михайловское, подаренное в своё время деду поэта Абраму Ганнибалу императрицей Ели­заветой Петровной (потом от матери перешло во владение самому Александру Сергеевичу). Пушкин написал их там, в Ми­хайловском, будучи в ссылке, в которую его отправили в августе 1824 года. Эта двухлетняя вы­нужденная разлука с Петербур­гом была очень плодотворной для сочинительства: Александр Сергеевич, безвыездно находясь в усадьбе, написал три главы «Евгения Онегина», дописал большую часть поэмы «Цыгане», из-под пера поэта выходят «Бо­рис Годунов», сцена «Фауста», «Граф Нулин» и множество известных стихотворений, на­бросков, критических статей. Для меня, как угличанина, было важно, что поэму «Борис Го­дунов», где поэт увековечил наш древний Углич, он писал именно в Михайловском, читая труд Карамзина, размышляя над трагической гибелью царевича Димитрия, над последующим для страны трагическим ходом истории… Трудился над гени­альными строками, сидя на от­томанке в своей комнате в старом доме прадеда или прогуливаясь по барскому парку, любуясь с холма на живописную речку Сороть. Экскурсовод много рас­сказывал о повседневной жизни Пушкина в имении: о том, как он любил, искупавшись в холодной речной воде, вскочить на коня и стремглав поскакать в Три­горское навестить сестёр Вульф (однажды Пушкин не удержался в седле и упал, что он долго не мог забыть, поскольку был отличным наездником), как наслаждался сказками няни Арины Родио­новны, как нетерпеливо ждал друзей, обещавших его навестить и никак не ехавших в гости. Двадцатипятилетнему поэту, привыкшему к высшему обще­ству, в глуши, как и его герою Онегину, конечно, было скучно, но он, вздыхая от грусти, находил отдушину в творчестве. Творил, творил и творил (черновики, вышедшие из-под его пера, раз­вешены в комнатах дома-музея – на них смотришь с благо­говением), и в итоге создал в Михайловском множество своих мощнейших произведений. Сам Пушкин признавался, что по­эзия во время ссылки спасла его:

Здесь меня таинственным

щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия, как Ангел-утешитель,

спасла меня,

И я воскрес душой.

Побывали мы и в Тригорском, где поэт черпал вдохновение иного рода: там он влюблялся и радовался жизни в обществе сестёр Вульф, а потом и бого­творил приехавшую погостить Анну Керн. Пушкин не мог жить без любви, без вдохновения, без жизни… И в Тригорском в обще­стве прекрасных «дриад» он на­сыщался всем этим сполна и тут же говорил об этом гениально, как всегда:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти

бе знадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Хотя и расстался Пушкин с Анной Керн очень быстро, но лучшие образцы его любовной лирики, рождённые гением сре­ди тригорских холмов, остались на века.

Пропитанные аурой этих благо­словенных мест и вдохновлён­ные, мы собрались на чтения в научно-культурном центре. И хотя мы говорили о князьях Куракиных, Пушкин незримо был повсюду. Смотрел на нас с замечательных графических портретов, то и дело возникал в докладах специалистов со всей страны. А один из них – глав­ного редактора журнала «Под­московный летописец» Сергея Шокарева – непосредственно касался его творчества. При­чём произведения для Углича важного.

Всем известно, утверждал до­кладчик, что «трагедия Алексан­дра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» в нашей культуре и исторической памяти сыграла важную роль в трактовке со­бытий Смуты и восприятии личности царя Бориса Году­нова. В большей степени, чем текст Карамзина, пушкинское произведение внушает уверен­ность в насильственной смерти царевича Дмитрия Угличского и ответственности царя Бориса за это преступление. Между тем, этот вопрос решается историка­ми неоднозначно (например, Скрынников был уверен в неви­новности Годунова, поддержи­вая версию о несчастном случае). Возникают и новые объяснения угличской трагедии (исследо­вание Столяровой и Белоусова доказывает, что царевич умер от эпилепсии).

В основе событийной канвы «Бориса Годунова» лежит текст «Истории государства Россий­ского» Николая Михайловича Карамзина. Пушкин исполь­зовал не только фактический материал, но также и стилистику Карамзина. Вместе с тем, Пуш­кин отнёсся к историческому повествованию и историческим реалиям творчески, меняя по­следовательность событий и их обстоятельства».

Как бы то ни было, Пушкин – первый русский литератор, который описал трагедию в Угличе в своей замечательной поэме. До сих пор мы не можем отгадать тайну гибели царевича, но смерть царского отрока по­родила множество гениальных строк русских поэтов, которых поражала эта угличская траге­дия. Поэма «Борис Годунов» – выдающийся отклик великого поэта на эту страшную и таин­ственную страницу в истории нашего Отечества.

В Пушкиногорье свято хра­нят память о поэте, с любовью и благоговением относятся к его творчеству. Экскурсоводы- пушкинисты – особые люди, они живут Пушкиным. После обще­ния с ними, после пушкинских красот и пронизанного поэзией воздуха хочется снова взять то­мик «Евгения Онегина» и читать, читать, читать…

А.С. Пушкин скончался 180 лет назад, 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут дня, в Петербурге. Но общепринято считать днём смерти Пушкина 10 февраля, а не 29 января. И это естественно: 29 января – это дата по старому, юлианскому, летосчислению (сти­лю), которое было в России до 1918 года.

Алексей СУСЛОВ

Фото автора

ПУШКИН – ЭТО ЛИРИКА

Галина КОЗЛОВА, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 7:

– Александр Сергеевич – это восторженный взгляд поэта, волшебный бег его пера, пыл­кая и отзывчивая душа, вос­торг и мудрость, это разговор с читателем. Он живёт в каждом доме, он поддержит, посовету­ет, научит.

Пушкин – это бытие человека во всех его проявлениях. Это познание души человека в стихах и прозе – «Повести Бел­кина», «Капитанская дочка», поэмы, «Евгений Онегин»… Это погружение в историче­ские события Руси: «Борис Годунов», «Полтава», «Мед­ный всадник»… Это верность дружбе, непокорность, страст­ность, искренность. Пушкин – это михайловские просторы, дыхание Сороти, глаза ня­нюшки Арины Родионовны и, конечно, дуб зелёный с учёным котом – это наше всё.

На все вопросы своей и обще­ственной жизни найдёте отве­ты у поэта. Россия немыслима без Пушкина.

ПРОСТИТЕ, ВЫ ПУШКИНА НАЗВАЛИ?

София СОЛНЦЕВА, студентка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского:

– Пушкин… От упоминания этой фамилии в мыслях воз­никает множество строк из его произведений, облик поэта, и даже частично вспоминается его биография. Великий рус­ский поэт, один из создателей современного русского языка, скиталец по воле судьбы и пылкий обожатель женщин… К сожалению, не у всех такое чёткое представление об Алек­сандре Сергеевиче. Некоторые молодые люди, занятые соб­ственными проблемами, чув­ствами и неприятием того, что неактуально и несовременно, скучают на уроках литературы. Они иногда путают биографии Пушкина и Лермонтова, за­бывают инициалы, а стихи – эти искрометные и великие сочинения – читают вслух вяло, не задумываясь о смысле сказанного.

Искренне надеюсь, что мо­лодёжи, мало знающей и по­нимающей глубину поэзии веков давно минувших, станет меньше. Компьютерные игры, видеофильмы и аудиозаписи не заменят книгу. Родители, их дети должны серьёзно за­думаться над этой проблемой. Ведь Россия славна своим языком. А что это за нация, в которой изъясняться правиль­но и чётко умеют лишь инди­видуумы из немногочисленной «читающей» группы?

СТОЯТЬ ЛИ ПОРТРЕТУ ПУШКИНА В РЯДУ ИКОН?

Татьяна ПАВЛОВА, научный сотрудник ВНИИМС:

– Моё мнение таково, что ге­ниальность, узнаваемость про­изведений, неординарность слога, глубину мысли и любовь к русскому языку Александра Сергеевича Пушкина никто не отменял. Он – автор с мировым признанием, и произведения его остаются актуальными как в эпоху прошлого времени, так и в эпоху современности. Не пишут ведь иконы с пор­третов Леонардо да Винчи, гениальность которого никто не отрицает? И не является Пушкин невинно убиенным, как царская семья, например. Думаю, не стоит навлекать грех на душу и задаваться таким во­просом, ведь церковь говорит: «Не сотвори себе кумира»… Во всём должна быть мера: и в любви, и в признании, и в почитании памяти.

ЕГО ГЕРОИ С КОДЕКСОМ ЧЕСТИ

Тамара КУРИЦЫНА, учитель русского языка и литературы Юрьевской школы:

– Пушкин – гений! Этим всё сказано. Но я люблю его не только как талантливого поэта и писателя, но и как человека. Его отношение к жизни, отно­шение к друзьям, к любимой женщине, к своим детям – всё это достойно уважения. Чело­век чести, слова, настоящий патриот! «Поэт в России боль­ше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух граж­данства, кому уюта нет, покоя нет...» Эти слова Евтушенко – в первую очередь о Пушкине. У каждого, наверное, свой Пуш­кин. У меня это – Дубровский, Пётр Гринёв, Татьяна Ларина. Его герои чем-то напоминают самого автора: с твёрдой жиз­ненной позицией, с кодексом чести, с открытым сердцем и доброй русской душой.

«Угличанин» №1 (505) от 11.01.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить