На главную страницу



Дом Меховых-Ворониных – настоящий «алмаз» деревянного зодчества.Памятник деревянного зодчества первой половины XVIII века – дом Меховых-Ворониных на берегу Каменного ручья – начали готовить к реставрации. Чтобы создать проект его поэтапного восстановления, в Углич специально приехала команда архитекторов-реставраторов из Москвы.

Архитекторы Центральных научно-реставрационных и проектных мастерских Ольга Зинина и Илья Воеводин уверены, что дом Меховых-Ворониных уникален. Настоящий «алмаз» деревянного зодчества, даже, может быть, последний сохранившийся в России посадский особняк, построенный около 300 лет назад. Эти реставраторы уже работали над проектом восстановления стен и башен деревянной церкви в Заостровье Архангельской области, реставрировали церковь на Онежском озере в Кондопоге в республике Карелия. А вот посадский особняк восстанавливают впервые и считают, что работа предстоит кропотливая и вдумчивая.

– Дерево – живой материал, – говорит Ольга. – При правильной эксплуатации древесина может пережить века, но становится хрупкой, когда на неё воздействует неблагоприятная среда. Особенность постройки дома Меховых-Ворониных – это то, что он сооружён плотницкой бригадой, работники которой, возможно, вышли из крестьянской среды. Кажется, что всё старинное – это грубо рубленое и топорное, но нет. Такое «крестьянское» деревянное зодчество схоже с ювелирной работой. Оно изысканно и требовало осторожности и большого мастерства в обращении с материалом. Любопытны и брёвна, из которых собран дом Меховых-Ворониных. Сосен такого диаметра, может быть, уже и не найти в Ярославской области. Такие деревья сохранились ещё в Карелии или Сибири.

Архитекторы Центральных научно- реставрационных и проектных мастерских Ольга Зинина и Илья Воеводин уверены, что дом Меховых-Ворониных уникален– Реставрация должна производиться только с использованием тех же материалов, какие были при строительстве здания, и по тем же технологиям, – дополняет Илья. – В XVII-XVIII веках брёвна вручную распускались на доски. Из современных наблюдений оказывается, что дерево, срубленное топором, намного качественнее древесины после обработки бензопилой. При работе топором закрываются каналы и поры сосны, по которым движется древесный сок. Лес для ремонта дома в Угличе нужно взять заготовленный именно зимой, потому что он суше, и все процессы в дереве законсервированы.

В доме Меховых-Ворониных внимание специалистов привлекли закруглённые стёсанные углы. Сейчас уже не найти мастера, способного так ювелирно орудовать топором. Архитекторы надеются, что плотницкая бригада, которая будет определяться на торгах, сможет воссоздать старинные методы обработки древесины.

Московские зодчие сделали обмерные кройки, зарисовали все элементы внутреннего убранства здания. Зафиксировали нынешний облик старого дома. При этом они обращали внимание на каждую мелочь – даже следы от полок, которые когда-то были прикреплены к стенам. По всем правилам реставрации точно такие же полочки должны быть восстановлены. Угличане вовремя спохватились. Дом Меховых-Ворониных специалисты читали, как открытую книгу, – везде были знаки, которые помогут воссоздать внутреннее убранство.

– Наша задача – вернуть облик традиционного угличского посадского дома, каким он был в прошлом: сразу после его строительства или в момент его расцвета, – пояснили нам Ольга и Илья. – Мы сможем воссоздать старинные лестницы, тесовые двери, чуланы, лавки и полки с резными подзорами, русские печи, одна из которых была украшена расписными сюжетными изразцами. В наружном облике дома – крутую тесовую крышу, массивные колоды окон и резные кокошники в виде гребней. Окружение дома тоже должно быть «как из прошлого», поэтому благоустройство территории вокруг памятника обязательно.

Печка в доме – отдельная историяКонструктивным состоянием здания занялись инженеры Сергей Малых и Вадим Буякевич. Они изучили состояние фундамента, проверили стены, перекрытия, крышу и все несущие стропильные конструкции на прочность, каждое бревно на наличие не видимых глазу трещин. По их словам, чтобы спасти дом Меховых-Ворониных, скорее всего, будет применён метод вывешивания, а не раскатки. Старые венцы будут меняться поэтапно. Заменено при этом будет от пятидесяти процентов.

Команда архитекторов задумывается и о том, как будет выглядеть памятник деревянного зодчества в новом, современном окружении. Напомним, дом находится на задворках большого пятиэтажного здания. Они уверены, что увозить памятник из того места, где он был первоначально построен, не нужно. Такие «частички старины» благотворно влияют на то место, где они находятся. Архитекторы уверены, что двор серой и унылой пятиэтажки, которая соседствует со старинным особняком, просто не может остаться необлагороженным.

После подготовки проекта эта же команда продолжит курировать работы непосредственно по реставрации дома. А мы будем следить за судьбой старинного дома у ручья.

Елена ИОЭЛЬ

Фото Павла КАРПОВА и из архива

«Угличанин» №38 (441) от 07.10.2015 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить