На главную страницу



В отдаленные времена Углич состоял из нескольких частей, логично и последовательно формировавших традиционную структуру средневекового городаВ отдаленные времена Углич состоял из нескольких частей, логично и последовательно формировавших традиционную структуру средневекового города. Таковыми частями были «крепость городовая» – кремль, торговая площадь, посад и прилегавшие различные слободы. Но помимо перечисленных основных и наиболее заметных частей была еще одна, имевшая для жителей не меньшее значение, – окружавшие город посадские земли.

Это была обширная территория, непосредственно примыкавшая к посаду и городским слободам, находившаяся в общей собственности посадских жителей. Она могла простираться от границ застройки на расстояние от нескольких десятков саженей до нескольких верст. На посадских землях местами располагались слободы, связанные с различными промыслами и ремеслами, но большая их часть служила пастбищами для скота, который держали при своих домах почти все посадские люди. В XVIII-XIX веках окружавшую город незастроенную территорию обычно именовали общественной пустопорожней выгонной землей, отражая в названии ее основные характеристики и предназначение. С отдаленных времен вплоть до середины ХХ века натуральное хозяйство играло значительную роль в жизни горожан, и такие промысловые земли были необходимы.

В отличие от посада, имевшего сложный рельеф и насыщенную застройку, окрестные земли в основном представляли собой равнинную местность, частично покрытую лесом. Важными объектами и ориентирами данной территории являлись дороги, немногочисленные реки и ручьи. Среди дорог выделялись Рыбинская и Ярославская, находившиеся, примерно, на современных местах, Кобыльегорская, Ефремовская, Потопчинская, Щербовская, Ермоловская, Ростовская, Щабровская, Мироносинская и Московская.

Кобыльегорская дорога вела на Кобылью гору, как до 1670-х годов называлось село Дивная Гора. Ефремовская – в село Ефремово, расположенное далее. Эти дороги начинались от посадской Масляной улицы, позднее от улицы Корсунской (Нариманова). С ними соседствовали Потопчинская дорога, ведшая в деревню Потопчино при реке Улейме, и Щербовская дорога, ведшая к пустошам Подберезье и Щербово, находившимся за деревней Высоково. Щербовская дорога начиналась от Шиловой улицы, а в поздний период – от Каменской. Ближе к Ростовской дороге располагалась Ермоловская или Ермолаевская дорога, ведшая в деревню Ермолово от Черенковой улицы, позднее от Малой Васильевской (Урицкого).

Мироносинская дорога хорошо известна и ныне. В древности она начиналась от выходившего за вал ответвления Сарайской улицы, а в поздний период от Вознесенской (Первомайской) улицы. В тех же местах находилась Щабровская дорога, ведшая в деревни Большие и Малые Щабры в окрестностях села Дуброво.

За Московской дорогой близь берега Волги располагалось несколько небольших дорог, ведших в Иерусалимскую слободу, деревни Камышево, Новоселки и через переправу в левобережный Покровский монастырь.

Другими важными объектами были реки и ручьи. Среди них Федотово-Шутихинский и Селивановский ручьи, речка Шелковка, бравшие начало в окрестностях города. Близь западной оконечности посада располагались Заяцкий и Студенецкий ручьи, давно несуществующие и забытые. Они соседствовали с Иерусалимской слободой Покровского монастыря и окружавшим слободу Рождественским оврагом.

Большое значение для городских земель имела Волга. Подобно посаду они имели в плане полукруглую форму, равномерно окружая город и двумя концами примыкая к волжским берегам. С других сторон границами служило несколько ручьев, отделявших посадские земли от территории Угличского уезда. С северной стороны межа проходила по Федотово-Шутихинскому ручью. С восточной стороны межой, вероятно, служил протекающий в окрестностях города ручей  Улепыш. От Ростовской дороги до берега Волги – Камышевский ручей. Во многих местах граница пролегала по суше. В древности «межа посацкой земле» состояла из различных знаков, которыми являлись зарубки на деревьях, ямы с положенными туда угольями, каменьями, костями животных, а также большие камни, на которых выбивались отметины-грани.

В окрестностях города находилось немало различных слобод. Помимо хорошо известных Рыбной, Яновой, Песотской, слобод Алексеевского и Покровского монастырей, было множество других, о которых сохранились полулегендарные сообщения в Угличском летописце. Эти сведения можно воспринимать как предания, но в них с большой долей вероятности содержится реальная информация о многочисленных промысловых и ремесленных поселениях, до трагических событий Смутного времени окружавших угличский посад, игравших важную роль в экономике города.

Если начать обзор от берега Волги, то вначале следует назвать располагавшиеся к северу от посада Яново поле и Рыбную слободу. К востоку от посада, между Ярославской и Ефремовской дорогами, находился древний ремесленный район Чертово поле с многочисленными кузницами и меднолитейными мастерскими. Такое неблагозвучное название, вероятно, возникло от суеверного страха горожан к бытовавшим там ремеслам, сопровождавшимся шумом, дымом и пламенем. В современной ситуации это – примерно местность Екатериновки, улиц Бахарева и Нариманова.

От села Чурьякова в сторону Кобыльей горы располагались посадский выгон для скота и сосновый лес. При Ефремовской дороге была большая дровяная и лесная площадь, куда из обширных лесов за Кобыльей горой и монастырем Михаила Архангела свозили на продажу дрова и строевой лес. Западнее находились владения Алексеевского монастыря и его подмонастырская слобода, тесно прилегавшие к посадским владениям.

Другой важный район размещался около Ростовской дороги. В 5 верстах от города в районе деревни Гвоздево была Стрелецкая слобода, являвшаяся местом пребывания направленных в Углич стрельцов. В слободе была торговая площадь, а окрестный лес по посвящению местного храма назывался Солунским бором. За слободой в сторону Николо-Улейминского монастыря простиралось большое лесное пастбище для скота – второй выгон.

К западу от Мироносинской дороги располагался обширный ремесленный район, включавший Кузнечную слободу, угольные палы и концентрировавшееся на берегах Грехова ручья производство кирпича. При Московской дороге также находились многочисленные кузницы. Близь Камышевского ручья была Охотная слобода, жители которой обслуживали государеву охоту. Возможно, эта слобода сохранялась еще с удельных времен, составляя важную часть быта местных князей, либо в окружавших Углич лесах в древности могли существовать царские охотничьи угодья.

По утверждению авторов Угличского летописца между Камышевским и Греховым ручьями находилось несколько ремесленных слобод, где жили «плотники, каменщики, кирпичники, лесники, столяры, портные и сапожники, они же и чеботари, шорники и меховщики, то есть скорнятники, и прочие иные всякие ремесленные люди». Там же были лесной, кирпичный, сенной и овсяный рынки, а также большая пригородная площадь, где торговали мясом. Скотобойни, выведенные за пределы посада, тоже находились в тех местах. За Греховым ручьем был еще один выгон для скота.

Последний район окрестностей города размещался по берегу Волги от Камышевского ручья до юго-западной оконечности посада. При устье ручья в полутора верстах от города была Сретенская слобода, от которой к городу вела Верховская дорога. Недалеко от западной оконечности посада на берегу Волги находилась Иерусалимская слобода Покровского монастыря.

Такими были окрестности города в конце XVI века. Спустя несколько лет, в трагический период Смуты, когда Углич подвергся многочисленным набегам врагов и разорениям, местность обезлюдела и пришла в упадок. Если на посаде возродилась жизнь, то окрестности еще долго пребывали в запустении. Большинство слобод навсегда исчезло, а многие земли перешли в собственность окрестных помещиков и монастырей.

В последующее время окрестные земли служили для разных промыслов горожан, выпаса скота, стали резервом при введении регулярного плана и увеличении территории города. В ХХ веке большая часть новых промышленных районов была построена на древних городских землях Углича. Так что привычные многоквартирные дома, магазины, заводы стоят на земле с богатой историей, где в отдаленные времена процветали разные промыслы и ремесла.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №40 (393) от 16.10.2014 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить