На главную страницу



История России содержит очень много тайн, белых пятен. Одной из них является то, что военно-морской флот в нашей стране существовал и имел своё развитие ещё во время становления русского государства. А именно, при Святославе – во время его походов на Царьград и в Болгарию, а также при царе Иоанне Грозном, то есть за много веков до деяний Петра Великого по созданию флота в России.

Так, документально доказано, что в период с 1550 по 1559 гг. во время царствования Иоанна Грозного отмечалось создание русской армии и флота. За этот период происходит завоевание Московским государством Казанского, Астраханского ханств, идет борьба с Крымским ханством, началась война с Ливонией.

В 1550 году под Угличем из крестьян и мастеровых людей было сформировано Особое стрелецкое войско в три тысячи человек, прообраз современных инженерно-строительных войск, которое должно было помогать нашему земляку, первому русскому военному инженеру (розмыслу), царёву дьяку, воеводе Ивану Григорьевичу ВЫРОДКОВУ выполнять многочисленные приказы царя. Этот человек входил в близкое окружение царя, был начальником Разрядного приказа (генерального штаба русской армии). Во многих документах он наименовался ещё как «Углецкой дворецкой», так как был главным администратором малого царского двора великого князя Юрия Васильевича (брата царя) в Угличе. Благодаря этому особому стрелецкому войску, ВЫРОДКОВУ удалось построить в лесах под Угличем большой деревянный город, разобрать его на элементы, перевести на судах и плотах под Казань. Построить его заново при впадении в Волгу реки Свияги (Свияжск), взять Казань, а потом построить морские порты на Балтике (сначала в устье реки Наровы – Наровский порт (Руганы), а потом – порт в городе Нарва) и в низовьях Волги. В 1558 году на пустынном острове рядом со старой Астраханью угличане и московские стрельцы под руководством ВЫРОДКОВА за короткий срок построили новый деревянный город-крепость Астрахань, а при нем порт для речных и морских судов.

Для выполнения этих царских приказов Углицкое особое стрелецкое войско под руководством царского розмысла для каждого похода строило в лесных районах на крупных реках центра страны сотни кораблей, а за 10 лет их было построено несколько тысяч. На этих кораблях они перевозили к месту нового строительства войска, детали будущих городов, строительный материал, продовольствие, военное снаряжение, пушки и припасы к ним. Города по приказу царя возникали, как в сказке, за короткий срок и способствовали усилению обороны страны.

Тогда был составлен план разгрома Крымского ханства, который нужно было осуществить в 1559 году. Авторами его были глава правительства Московского государства Алексей АДАШЕВ и И.Г. ВЫРОДКОВ. Подразумевалось одновременно ударить по Крыму с восточной и западной сторон на кораблях по морю небольшими мобильными отрядами, а потом всей русской армией с севера.

Угличане готовы были принять участие в походе по обслуживанию и управлению своими судами, а также артиллерийской стрельбе с них. Русская флотилия стала спускаться по полноводному Днепру вниз по течению. Неожиданно появились пороги. Первый из них у села Старые Кодаки – «Кодацкий», который предупреждающе назывался в простонародье «Не спи», а то погибнешь. Пришлось покинуть суда, вытащить их на правый берег и до третьего порога тащить волоком. Угличане учли и это – все корабли были построены плоскодонные. Они были парусно-гребные с острыми носами и кормой длиной 10–12 саженей, шириной 4–5 саженей. Далее казаки умело вели суда по известной только им правой протоке реки. Таким образом, были преодолены все 8 порогов и несколько десятков каменных гряд, так называемых «заборов». Ни одно судно не погибло. Но в море их ждала турецкая эскадра из 11 кораблей. Завязался первый в истории России морской бой. Флотилия АДАШЕВА вышла победительницей: десять турецких кораблей было сожжено, а еще один вражеский корабль был взят в плен. Победа русских военно-морских сил была полной. Морской путь на Крым был открыт. Это произошло на 150 лет раньше первой морской победы русского флота Петра I при Гангуте в 1714 году. Русские моряки АДАШЕВА победили благодаря своей смелости, отваге, быстроте действий и умелости угличских артиллеристов и кормщиков. Морское сражение у крепости Кинбурн в 1559 году было намного крупнее по численности принимавших в нём с обеих сторон кораблей, чем Гангутское сражение. Отрадно отметить, что в обоих этих морских сражениях принимали участие угличане.

По приказу воеводы АДАШЕВА сразу после морского боя русские войска высадились в западной части полуострова в районе порта Гёзлев и захватили в нем около 100 судов. В 1784 году Екатерина II велела переименовать его в Евпаторию, что означает по-гречески «Благородная». Смелый налет многочисленных русских судов и высадившийся десант посеяли панику среди жителей Крыма. Решив, что на них напала огромная армия во главе с царем Иоанном Грозным, они бежали в горы. Успеху русских способствовала сильная засуха в Крыму, от которой у татар пало много боевых коней. Это лишало крымское войско главной боевой силы. Русские разгромили высланные против них наспех собранные отряды. Отряд АДАШЕВА в течение 2-х недель мог свободно передвигаться по всей западной части полуострова, опустошая татарские улусы, наводя ужас на неприятеля. Было освобождено около 10 тысяч славянских невольников и захвачена большая добыча. После была дана команда – всем погрузиться на наши и захваченные суда и организованно отправиться назад в Россию.

Этот славный поход, который сохранился в документах, называют «1-м Московским морским походом на Крым». Однако полного разгрома Крымского ханства не получилось «благодаря» прямому предательству царя Иоанна Грозного, который не дал приказ для наступления на Крым всей русской армии, стоявшей тогда под Тулой в течение года.

Какова судьба героев нашего повествования? Царь Иоанн Грозный уничтожил их. В 1560 году Алексей АДАШЕВ был заключен в тюрьму в Юрьеве и там отравлен. Его брат Даниил АДАШЕВ был прилюдно казнен вместе со своим 12-летним сыном Тарханом в 1563 году. Выдающийся русский военный инженер И.Г. ВЫРОДКОВ был казнен вместе со всей своей семьей в 1566 году. АДАШЕВЫ: отец Федор Григорьевич, крупный дипломат, его сыновья Алексей и Даниил были похоронены на кладбище Покровского монастыря в Угличе. Известно, что царь Иоанн Грозный неоднократно посещал их могилы. К сожалению, при строительстве Угличской ГЭС монастырь был разрушен и затоплен. На берегу Волги вблизи обители установлен памятный крест. Царь Иоанн Грозный велел предать забвению русские походы на Крым в 1559 году, почему мы о них и о его героях мало знаем.

Бесспорным является то, что угличане – военный инженер И.Г. ВЫРОДКОВ, братья АДАШЕВЫ – являются основоположниками создания русского военно-морского флота за 150 лет до попыток создания флота Петром Великим. Деятельность угличан не прошла даром: в месте, где угличане под руководством ВЫРОДКОВА строили первый русский порт на Балтике, сейчас создан и развивается крупнейший порт «Усть-Луга», а в состав Каспийской флотилии с 2013 года входит малый ракетный корабль «Углич», который был построен на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарии. Город Зеленый Дол находится на Волге напротив Свияжска, место приписки МРК «Углич» – город Астрахань. Эти города при царе Иоанне Грозном были построены угличанами. Современным угличанам необходимо наладить дружественные связи с экипажем МРК «Углич».

 

Валерий КУРОЧКИН

«Угличанин» №28 (381) от 23.07.2014 года

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить